Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта, штат Джорджия. Первоначально его звали Майкл, но отец изменил его имя. Кинг рос в семье баптистского священника и до определенного времени не ощущал себя неполноценным из-за своего цвета кожи. Впервые он почувствовал себя не таким как все в возрасте пяти лет, когда белый мальчик, с которым он дружил, сказал, что его мама запрещает ему общаться с Мартином только потому, что у него другой цвет кожи.
В возрасте тринадцати лет Кинг поступает в лицей при университете Атланты, в пятнадцать поступает в колледж. Родители хотели, чтобы их сын получил семейную профессию пастора, и Кинг стал священником с дипломом Бостонского университета, где он получил в 1955 г. степень доктора философии. Еще до этого он познакомился в Бостоне с молоденькой студенткой консерватории Кореттой Скотт из Мэриона (Алабама) и летом 1953 г. они поженились. Закончив образование, Кинг с женой приехал в столицу штата Алабама г. Монтгомери и стал пастором баптистской церкви на Декстер-авеню.
В Кроузеровской теологической семинарии, в которой обучался Кинг, выступал с лекциями доктор Мордехай Джонсон. Именно познакомил Кинга с учениями Махатмы Ганди, борца против английской власти в Индии. Его борьба была выражена ненасильственными методами. Это предопределило всю последующую жизнь Кинга. Основываясь на его учениях, и проводил борьбу за гражданские права негров Мартин Лютер Кинг. Свое видение этой борьбы он изложил в книге «Путь к свободе», где были сформулированы «шесть принципов».
В этом контексте необходимо рассказать о методе ненасильственной борьбы, которая принесла свои плоды во время бойкота автобусных линий г. Монтгомери. Итак, первый постулат тактики ненасильственных действий звучит следующим образом. Политика ненасилия это не путь трусов, это сопротивление. Если кто либо использует этот метод потому что боится или не может ответить насилием на насилие, это не есть истинное ненасилие. Ганди понимал, что есть и другая альтернатива: ни один человек или группа людей не должны поступать не по совести, не должны прибегать к насилию даже ради правого дела, так как всегда существует путь ненасилия. В этом принципе Мартин Лютер Кинг дает достаточный ответ той части сепаратистски настроенного черного населения США, обвинявших его в трусости и мягкотелости. В конечном счёте, это путь сильных людей. Это не путь бездейственной пассивности. Фразу «пассивное сопротивление» часто неверно истолковывают, понимая под этим метод «полного бездействия», при котором человек тихо и спокойно мирится со злом. Вот именно это утверждение и является абсолютной неправдой. Сторонник ненасильственного сопротивления пассивен лишь в том смысле, что он не применяет физического насилия по отношению к своим противникам, но его ум и эмоции активны, так как он постоянно ищет возможности, чтобы убедить противника в том, что тот поступает неверно. В этом методе нет активности физической, зато есть громадная духовная активность. Это не пассивное непротивление злу, это активное, но ненасильственное сопротивление злу.
Второй принцип политики ненасилия говорит, что целью является не уничтожение противника, а цель состоит в том, чтобы завоевать его любовь и уважение. Сторонники этой политики могут выражать свой протест бойкотом или отказом от сотрудничества, но сами эти действия не являются самоцелью, они призваны пробудить чувство стыда у неправой стороны. Истинной целью является искупление и примирение. Создание достойного общества является главной целью, тогда путь насилия не дает ничего кроме боли и горя.
Третий принцип заключается в том, что ненасильственная борьба направлена не против конкретных людей, придерживающихся расистских взглядов, а против зла. Ненасилие борется не с его жертвами, а со злом. Кинг говорил: «Корни вашего конфликта - не в столкновении людей с разным цветом кожи. В основе конфликта - борьба справедливости с несправедливостью, борьба сил света с силами тьмы. И если вам удастся добиться победы, то это будет не только победа 50 тысяч негров, это будет победа сил справедливости и света. Наша цель - уничтожить несправедливость, а не тех белых, которые могут выступать как ее носители».
Четвертая характерная черта данной политики – готовность принимать удары и не отвечать на них.
Пятый принцип политики ненасилия это любовь. Ненасилие исключает не только всякое внешнее физическое насилие, но и внутреннее насилие над духом человека. Сторонник ненасилия не только отказывается убивать своего противника, он отказывается и его ненавидеть. Именно благодаря любви можно остановить насилие, если отвечать ударом на удар ненависть никуда не пропадет, она лишь будет расти в геометрической прогрессии, и тогда пролитая кровь будет пролита напрасно. Говоря о любви, не имеется в виду сентиментальная и нежная привязанность. Было бы нелепо ожидать от угнетенных, что они будут нежно любить своих угнетателей. Здесь имеется в виду любовь как понимание, добрая воля к искуплению. Здесь нам на помощь приходит греческий язык. В нем три разных слова, обозначающих любовь. «Эрос» в учении Платона определяется как стремление души в божественное царство. В наши дни этим словом обозначают эстетическую и романтическую любовь. Затем «филия» - душевная близость между друзьями. Это обоюдная привязанность, когда человек любит потому, что сам любим. Когда мы говорим о любви к нашим угнетателям, мы не имеем в виду «эрос» или «филию», мы, подразумеваем третий тип любви, который греки называли «агапе». Агапе означает понимание, добрую волю по отношению ко всем людям, готовность к искуплению. Это любовь всеобъемлющая, бескорыстная и творческая. Она не зависит от поступков того, на кого она направлена. Это любовь Бога в сердце человека.
Агапе очень похожа на альтруизм. Ей не важны личные качества человека, нет разделения на хороших и плохих, нужных и ненужных. Агапе направлена на всех, не разделяя людей. Если человек любит друга за то, что тот к нему хорошо относится, значит, он любит не его самого, а те блага, которые та дружба может дать. Соответственно, лучший способ убедиться, что ваша любовь бескорыстна - любить человека, от которого вы не только не можете ожидать благодарности, но наоборот, лишь враждебности и злобы.
Другой ключевой момент этой любви заключается в том, что человек стремится стать как можно лучше и совершеннее. Самаритянин, который помог еврею, был «добрым» именно потому и откликнулся на чужую нужду. Божественная любовь вечна, она никогда не оскудевает именно потому, что человеку нужна такая любовь. Кинг утверждал, что душа белого человека искажена неверными представлениями, он нуждается в любвинегра. Негры должны любить белых, потому что белым нужна их любовь, только она поможет им избавиться от напряжения и страхов.
Агапе - отнюдь не слабая бездейственная любовь. Это любовь активная. Агапе - любовь призванная создать и сохранить человеческую общность. Это любовь, которая готова пожертвовать многим, чтобы сохранить эту общность. Она не останавливается на полпути, она идёт дальше во имя сохранения общности. Это готовность простить не семь раз, а семьдесят раз по семь ради сохранения этой общности. Отвечая ненавистью на ненависть человек, фактически разрушает свою личность, так как существовать он может только в обществе.
Агапе - это и признание того, что всё в жизни взаимосвязано. Кинг писал: «Все мы - дети единого исторического процесса, и все мы - братья. Принося вред ближнему своему, как бы он к нам ни относился, мы приносим вред и себе. К примеру, белые часто сокращают для негров образование, чтобы лишить негров их прав, но поскольку все люди - братья, то, лишая негритянских детей права на образование, они тем самым наносят вред и себе. Достигается обратный результат. Почему так происходит? Потому, что все люди братья. Причиняя вред мне, вы тем самым причиняете вред себе».
Шестое положение политики ненасилия основывается на уверенности в том, что мировой порядок находится на стороне справедливости. Эта уверенность помогает людям принять страдания, не думая о возмездии. Кинг верил: он один в своей борьбе, за ним вся вселенная. «Среди участников движения есть люди, которые с трудом могут поверить в Бога в каждом из нас, но даже они убеждены, что существует вселенская созидательная сила. Неважно, в какой форме она существует, будь то подсознание, безличный Брахман или Личность с огромными возможностями и беспредельной любовью, но эта созидательная сила есть, и она преображает разрозненные элементы реальности в гармоничное целое».[47]
Таковы эти шесть принципов, руководствуясь которыми негры Монтгомери сумели победить сегрегацию в сердцах белого большинства города. Я уже посвятил отдельную главу борьбе черных в Монтгомери, но мне хотелось бы выделить еще некоторые детали, показывающие как жизнь в Монтгомери, так и борьбу чернокожих при участии пастора Кинга. В своей книге «У меня есть мечта», Мартин Лютер Кинг приводит пример типичного для того времени обращения с чернокожими гражданами Монтгомери. Он пишет об Иеримии Ривзе, он был ударником из негритянского джаза, его арестовали, когда ему было 16 лет, по обвинению в изнасиловании белой женщины. Признание у него вырвали прибегнув к насилию, потом, на протяжении семи лет он отрицал искренность своего признания. НАСПЦН (национальная организация содействующая прогрессу цветного населения) наняла адвокатов и увеличила сумму гонорара защитникам Ривза. Местный суд признал его виновным и приговорил к смерти. Приговор был утвержден разными инстанциями в судах Алабамы. Затем дело дважды направлялось в Верховный суд Соединенных Штатов. В первый раз Верховный суд отменил приговор и направил дело на вторичное рассмотрение в Верховный суд штата. Во второй раз Верховный суд Соединенных Штатов согласился слушать дело, но затем отказался, тем самым оставив в силе первое решение алабамского суда. После того как была отклонена последняя апелляция к губернатору, полицейские власти сдержали обещание. 28 марта 1958 г. Ривз был казнен на электрическом стуле. К этому следует добавить, что на протяжении того времени, пока Ривз находился в заключении, ожидая приговора, несколько белых в Алабаме были обвинены в насилии, но пострадавшими были негритянские девушки. Обвиняемые редко арестовывались, а если их и арестовывали, то вскоре освобождали по решению Большого жюри. Ни один из них не предстал перед судом. Не без основания негры на Юге стали бояться суда и не доверять справедливости белых. Монтгомери считался тихим южным городом, но мир здесь был достигнут ценой рабства.