Не добившись особых успехов на Ямайке, Гарви уезжает в США, где основывает в Гарлеме и еще нескольких негритянских гетто на севере страны отделения UNIA, издавает газету Negro World, основывает Корпорацию негритянских предприятий.
В 1920 году он председательствует на международном конгрессе негритянских организаций, в работе которого приняли участие делегаты от 25 стран мира. Конгресс завершился парадом более 50000 негров по улицам Гарлема.
Однако, Гарви придерживался чересчур радикальных взглядов в области расизма, считая необходимым сохранения расовой чистоты негров. Он даже одобрил существование Ку-клукс-клана, как организации, борющейся против смешения рас. Все это привело к тому, что он обрел множество врагов в негритянском движении. Кроме того, его нечистоплотность в бизнесе привела к тому, что он и часть членов UNIA были в 1922 году обвинены в мошенничестве и приговорены к тюремному заключению. Гарви был осужден на 10 лет, однако в 1927 году был выпущен из тюрьмы и выслан из США.
После этого влияние Гарви в негритянском движении значительно снизилось, и так и не было восстановлено. Умер в Лондоне, находясь в практической изоляции.
Теперь же перейдем к растафарианству. Эта религия всколыхнула чувства негров, находившимся в очень тяжелом положении. Гарви принадлежит сочинение "Черный фундаментализм", где содержатся призывы вернуться на землю предков, отказавшись от чуждой культуры, возродить гордость за свою расу и ее прошлое - Гарви приписывает африканское происхождение всей мировой цивилизации. Там же он предсказывает воцарение в Африке черного императора, под властью которого возродится черная раса, поэтому для растафариан он является, прежде всего, пророком и провозвестником Хайле Селассие I. Хотя сам он был католиком, Гарви настаивал на том, чтобы его последователи представляли себе Христа негром и основали свою церковь. Гарви активно распространял идею Христа-негра. Когда Хайле Селассие I (принц Рас-Тафарай) взошел на престол Эфиопии, именно эта идея, а также указание Гарви на Восток, откуда следовало ожидать пришествия Великого Царя, убедило многих что время освобождения уже пришло. Следует отметить, что в то время Ямайка по-прежнему оставалась британской колонией, и свобода для чернокожих существовала лишь формально.
Так началось движение растафари. В обстановке Великой депрессии и разрухи, вызванной на Ямайке ураганами в начале 1930 г., появление газетных сообщений о коронации Хайле Селассие сильно взбудоражило умы. Сразу три пророка - Леонард П.Хоуэлл, Джозеф Натаниел Хибберт и Арчибальд Данкли - одновременно и независимо друг от друга начали проповедь нового учения, подкрепляя его своеобразным истолкованием отдельных мест из Библии, особенно тех, где упоминалась Эфиопия (в значении: Африка), или же содержались "намеки" на африканское происхождение библейских персонажей. Здесь следует отметить, что впоследствии Гарви не признал в Хайле Селассие I предсказанного им ранее Спасителя, отметив в частности то, что в Эфиопии до сих пор существовало рабство. Растафарианцев Гарви назвал безумными фанатиками и ни раз высказывался против них. Они, тем не менее продолжали относиться к нему с почтением, простив ему его слепоту, ссылаясь на Иоана Крестителя, который, по их мнению, тоже сомневался во Христе.
В этом контексте необходимо рассмотреть саму религию растафариан. Учение растафариан достаточно расплывчато, в каждой общине оно может иметь свои отличительные черты, иногда доходя до противоречий. Но все же в нем есть нечто общее для всех. Это прежде всего идея о Хайле Селассие I как о царе и идея о богоизбраннасти чернокожих и об их возврращении из Вавилонского плена.[22]
Хайле Селассие I называется "Львом Иудейским", "Царем Царей" и прямым потомком Царя Давида по линии Царя Соломона и Царицы Савской, а также очередным воплощением Бога, избавителем избранной расы - черных иудеев. Его коронация является пришествием Мессии. История еврейского народа, изложенная в Ветхом Завете, - считается историей африканцев; белые же евреи - самозванцы, выдающие себя за богоизбранный народ. За грехи свои черные иудеи были наказаны рабством в Вавилоне. Пираты привезли чернокожих в Америку, то есть в Вавилон. Но Бог давно простил свой избранный народ, вскоре он вернется на Сион, известный непосвященным как Аддис-Абеба. Эфиопия - это рай черного человека, Америка - это ад, Вавилон. Церковь - считается орудием Вавилона для обмана чернокожих, а избавление ждет не на небесах, а в Эфиопии. "Настоящий Бог белых - папа Иоанн XXIII, глава Ку-клукс-клана, очередное воплощение антихриста, прокаженного вурдалака, англосакса и рабовладельца Адама-Авраама". Маркус Гарви - новое воплощение Иоанна Крестителя, он вернется на Ямайку в 1960 г. на присланных Хайле Селассие кораблях, чтобы возглавить репатриацию.
По мнению растафариан, власть над миром дает скипетр Иудейского дома, похищенный в древности из Эфиопии Римом, а у Рима - Англией. Георг V послал на коронацию Хайле Селассие I своего сына, будущего Эдуарда VIII (реинкарнация Навуходоносора), чтобы вернуть скипетр. Ему же, несмотря на отречение из страха перед открытым ему Богом скорым концом Вавилона, предстоит править Вавилоном в дни гибели. Орудием разрушения Вавилона станет зверь из Откровения Иоанна - под ним понимается Россия. Избранный же народ после падения Вавилона придет к бессмертию и торжеству справедливости.
Бога растафариане называют "Джа" - от "Джехова" - "Иегова" Он имел много воплощений, последнее из которых - Хайле Селассие I. После него новых воплощений Джа не предвидется. Символы растафариан - зелено-красно-золотой флаг и нашивки той же расцветки - цветов национального флага Эфиопии и изображение льва ("Воинствующего Льва Иудейского") как символа мощи Эфиопии. Интересно, что в г. Монтегю-Бэй существовала маленькая секта, где вместо Хайле Селассие обожествлялся Иб-Сауд. Соответственно своей родиной и землей обетованной члены секты считали Аравию. Интересно отношение растафариан к евреям и Библии. Вообще растаманам свойственно доводить свою историко-националистическую мифологию до предела: они отождествляют в едином народе - "черных иудеях" - все великие цивилизации прошлого, например, считают древних греков чернокожими.
Но особую близость они ощущают с порабощенными иудеями. Некоторые из них развили эту симпатию до своего логического завершения, заявив о том, что они на самом деле и есть евреи, упомянутый в Библии народ. Другие же (среди них есть и те, кто в своих претензиях на то, что они являются "настоящими евреями", дошли до антисемитизма) придерживаются того мнения, что евреи и библейские израильтяне - разные народы. Тем не менее, все признают то, что евреев и растафариан роднит общая для тех и других судьба народа-изгнанника.[23]
Часто растафариане утверждают, что белые исказили Библию и пытаются "восстановить" текст Священного Писания. Одной из таких попыток является так называемая Holy Piby - оккультная библия, якобы переведенная с амхарского, в которой делается упор на разрушение белого Вавилона и возвращение израильтян в Африку - истинный Сион. Holy Piby принята растафарианами как источник для литургических текстов. Другая попытка "правильно" понять Библию связана с использованием наркотиков. Считается, что при переводе Библии (которая естественно первоначально была написана на амхарском языке), белые исказили или и утаили самые важные ее фрагменты. Но в переводе остались намеки, которые могут быть верно истолкованы просветленным умом. Для глубокого проникновения в суть вещей и смысл Писания рекомендуется ритуальное курение ганжи (марихуаны), под которой понимается всякое упоминание "травы" в Библии.
В этой религии также не обошлось без сект. Одной из них явилась «Нация ислама» иначе называемая «черные мусульмане». Эта секта возникла в конце 40-х, начале 50-х годов XX века. Об этой организации, а также деятельности Малкольма Икс (Литтл), в моей работе выделена отдельная глава.
3. Начало движения за гражданские права
Начало движения афроамериканцев за гражданские права развернулась еще до отмены рабства. Но основное развитие борьбы против расизма и непонимания началось с 50-х годов XX века. Началось оно после Второй Мировой Войны. Война, в сознании американцев, как белых, так и черных, отодвинула расовые разногласия на второй план. Американские войска сплотились против общемировой угрозы фашизма. В этом контексте расовые предрассудки зачастую не просто отходили на второй план, порой они просто смывались.
Но как только Япония подписала акт о капитуляции, и Американские ветераны вернулись к обычной жизни, снова вспыхнули, с той же силой расовые проблемы. Сегрегация была подтверждена законами штатов. Правительство президента Трумэна и не планировало что-либо менять. Ко всему прочему, черное население США еще не выступало так сплоченно, как на небезызвестном «марше на Вашингтон», состоявшегося 28 августа 1963 года. Акции протеста были малочисленны, неорганизованны и зачастую, негры, бунтовавшие против несправедливости, которая была узаконена, получали наказания в виде штрафов или краткосрочных тюремных заключений, которые ставили крест на дальнейшей карьере афроамериканца. По сравнению с ними, белые, совершившие мелкие правонарушения, сохраняли свою работу, в отличие от чернокожих, которые теряли самую низкооплачиваемую и тяжелую работу.
Тем не менее, котел противоречий, подогреваемый недовольством черных масс и белых людей, сопереживающих угнетаемым расизмом американцам, продолжал греться, и температура уже была близка к кипению. В это время подросло поколение недовольных негров, уставших терпеть и готовых к действию. Они не все были образованы, кто-то был неграмотным, другие имели ученую степень, но их объединяло одно желание. Этим желанием было добиться равных прав с белым человеком. Конечно, некоторые из них пошли по пути сепаратизма и национализма и противопоставляли свой народ белому населению, забывая, что они живут в одной стране, но большинство боролось не против белых, а за равенство.