Смекни!
smekni.com

Быт чиновничества и разночинцев во второй половине XIX века и начала XX века (стр. 4 из 4)

«Левин приехал в клуб в самое время. Вместе с ним подъезжали гости и члены. Левин не был в клубе очень давно, с тех пор как он ещё по выходе из университета жил в Москве… В клубе мужчины играли в бильярд, карты, беседовали, спорили, выпивали».

Когда в семье чиновника появлялся ребёнок, это накладывало свой отпечаток на весь быт чиновника, так как рождение ребёнка требовало от него и всех членов его семьи дополнительного внимания, времени и денег для ухода, воспитанием, обучением нового члена семьи.

В доме появлялась детская, няньки, кормилицы и всё, что связано с появлением малыша в доме. Иногда изменялся распорядок и уклад всей жизни.

«Дети? В Петербурге дети не мешали жить отцам. Дети воспитывались в заведениях, и не было этого, распространяющегося в Москве дикого понятия, что детям всю роскошь жизни, а родителям один труд и заботы…».

Но не все отцы-чиновники жили по таким правилам, среди них встречались ревностные в воспитании родители, некоторые сами принимали участие в обучении своих детей на начальной стадии, затем нанимали для них учителей, отдавали детей учиться в гимназию и т.д.

И завершающим этапом рассмотрения данной темы остаётся быт разночинцев. Из всех рассмотренных категорий – это самые материально обеспеченные чины, соответственно и быт этих людей самый примитивный. Не многие разночинцы имели собственный дом – некоторые снимали у хозяев дом, комнату или квартиру. Иногда молодые люди жили вместе с друзьями и сослуживцами – так было выгоднее материально. А если и имели свой дом, то он выглядел приблизительно так: «…Он мал, в один маленький этаж и в три окна, и ужасно похож на маленькую, горбатую старушку. Оштукатуренный в белый цвет, с черепичной крышей и ободранной трубой, он весь утонул в зелени шелковиц, акаций и тополей, посаженных дедами и прадедами теперешних хозяев. Эта масса зелени не мешает ему, впрочем, быть городским домиком. Его широкий двор стоит в ряд с другими, тоже широкими зелёными дворами, и входит в состав Московской улицы.

Ставни в домике постоянно прикрыты. Окна никогда не отворяются…». Или другой дом..

«Небольшой домик на московский манер находился на одной улице губернского города ***.У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика, и в передней встретила пришедших какая-то то ли кухарка, то ли служанка…Комната, в которой они очутились походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запылённым столам; везде белели разбросанные окурки папирос. У стены стоял кожаный диван…».

«Весь его домик состоял из шести крошечных комнат. Одна из них называлась кабинетом. Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, словно прокопчёнными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами; по стенам висели какие-то портреты, рисунки и диплом под стеклом; кожаный, кое-где протёртый и продавленный диван помещался между двумя громадными шкафами из карельской берёзы; на полках в беспорядке теснились книги, коробки и т.д., в одном углу стояла сломанная электрическая машина…»

Разночинцы каждый по своему проводил свободное время, это всё зависело от того, был ли разночинец холост или у него была семья.

«С четырёх часов Невский проспект пуст…но как только упадут сумерки на дома и улицы…Невский проспект опять оживает. Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари очень долго прохаживаются по Невскому проспекту: но старые коллежские регистраторы, титулярные и надворные советники большею частию сидят дома, или потому, что это народ женатый, или потому, что им очень хорошо готовят кушанье живущие у них в домах кухарки-немки…»

В одном знаменитом произведении русского писателя можно прочесть о быте такого вот разночинца.

«Даже в те часы, когда совершенно потухнет петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, - когда всё уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задаёт себе добровольно, больше даже чем нужно, неугомонный человек, - когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несётся в театр; кто на улицу, определяя его на рассмотрение кое-каких шляпёнок; кто на вечер – истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке; когда многие чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлёбывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков…»

В летнее время они не могли выехать за границу, единственно, что они могли себе позволить - поехать в гости к родственникам или просто к знакомым в деревню или небольшой городок с рекой и лесом, чтобы отдохнуть от большого города.

Здесь их ожидали все прелести деревенской жизни: рыбалка, охота, купание в реке, прогулки в лес за грибами, вечерние посиделки у самовара, беседы, чтение книг и многое другое.

В городе они жили скромно, так как получали небольшое жалованье и не могли себе позволить более удобное и комфортабельное жильё, много прислуги (один слуга был и повар, и эконом, и лакей и всё остальное).

Разночинцы, как малообеспеченный слой населения естественно были недовольны условиями своей жизни, в свободное от службы время они иногда собирались в компании, обсуждали свою жизнь, спорили – всё это постепенно стало выливаться в организацию кружков, где молодые люди стали интересоваться политикой, новостями науки и просвещения.

Начало 20 века сильно изменило жизнь и быт всех чиновников и разночинцев, а затем в России произошла Октябрьская революция, которая полностью изменила их мир. Декретами Советской власти были отменены все сословия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была сделана попытка кратко осветить быт чиновничества и разночинцев в период с середины 19 века и начала 20 века.

Если вторая половина 19 века мало затронула быт чиновников всех уровней, то наступивший 20 век принёс много потерь, тревог, вверх ногами полетело всё – жизнь, карьера, быт, семейные отношения, связи с друзьям, связь с Родиной и многое другое. Первая мировая война, а затем и 2 революции перевернули не только быт, но и весь смысл жизни людей, в том числе и жизнь чиновников и разночинцев.

Быт этих всех людей зависел от их материального благополучия, от уклада жизни, от многих и многих факторов. Чиновники с большим достатком, хорошим семейным бюджетом устраивали свой быт наиболее комфортно, чиновники, чей бюджет был небольшим, не могли позволить себе «всех прелестей жизни».


ЛИТЕРАТУРА

1. Викторов В.В. Наука о культуре. Учебное пособие.- М., Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.

2. Евреинов В. А., Гражданское чинопроизводство в России. - СПБ, 1888.

3. Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд. - М., 1968.

4. Зайончковский П. А., Российское самодержавие в конце XIX ст..- М., 1970.

5. Зайончковский П.А. Высшая бюрократия накануне Крымской войны, «История СССР», 1974, №4.

6. Зайончковский П.А. Губернская администрация накануне Крымской войны, «Вопросы истории», 1975, №9.

7. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в., М., 1978.

8. Карнович Е. П., Русские чиновники в былое и настоящее время. - СПБ, 1897.

9. Лейкина-Свирская В. Р., Интеллигенция в России во второй половине XIX века. - М., 1971.Силичев Д.А. Основы культурологи. Учебное пособие. – М., 1997.

10. Соловьев Ю. Б., Самодержавие и дворянство в России в конце XIX в. - Л., 1973.

11. Толстой Л.Н. Анна Каренина.- Л., «Художественная литература», 1982.

12. Толстой Л.Н. Война и мир. – М., «Просвещение», 1981.

13. Троицкий С. М., Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. - М., 1974.

14. Тургенев И.С. Дворянское гнездо. Отцы и дети.– М., « Правда», 1980.

15. Чехов А.П. Повести и рассказы. – М., «Художественная литература»., 1985.