Смекни!
smekni.com

Византийская цивилизация (стр. 4 из 5)

Духовная жизнь в Византии находилась под контролем церкви и государства, которые строго следили, чтобы не было отступлений от христианской ортодоксии, никаких новшеств особенно западного толка. В.Н. Лазарев, изучавший. Историю Византийской живописи писал по этому поводу: «Максимально централизованный государственный аппарат зорко следил за тем, чтобы в господствующее мировоззрение не просачивались какие-либо посторонние явления. Особенно внимательно наблюдали за ездившими на Запад... Инакомыслящих отправляли в ссылку, либо приговаривали к смертной казни». Инакомыслие проявлялось в основном в ересях (арианство, несторианство, монофизитство и др.) с которыми велась непримиримая борьба. Византии удалось распространить православное вероучение, принести проповедь христианства другим народам, особенно широко славянам. Прославились в этом праведном деле в 1Х в. два брата - ученые греки Кирилл (Константин) и Мефодий, которые выросли в Македонии среди славян. Кирилл перевел на славянский язык главные места из Евангелия и ввел особую азбуку (кириллица). Это имело чрезвычайно большое значение для распространения начал византийской цивилизации и утверждения христианской ортодоксальной культуры в славянских землях (до этого времени богослужение в православии велось на греческом, в католичестве - на латыни) [2, с. 295-301]. Византийская литература, прежде всего богословская, византийские иноки и миссионеры распространяли среди южных славян православный духовный опыт, определяя восприятие христианства и выбор ориентиров развития общества. К племенам Восточно-Европейской равнины христианство также пришло в византийской традиции. Византия периодически переживала кризисы. В конце VI - начале VII вв. обнаружился очень острый кризис: внутренний упадок общества, гражданская война, потеря наиболее богатых и плодородных восточных провинций в результате арабских завоеваний и т.д., но его удалось преодолеть. Однако через три столетия империя вновь пришла к катастрофе. В конце XII - начале XIII вв. глубокий кризис привел к временному исчезновению, распаду Византии, которая стала легкой добычей крестоносцев. Византийская империя была восстановлена в 1261 г., территория ее сократилась в несколько раз, а от былого могущества мало что осталось. Фактически два последних столетия Византия испытывала серьезные трудности, которые предвещали новый кризис. Города приходили в упадок. В крестьянской общине росла прослойка неимущих. Позиции в международной торговле были утеряны. Черное и Эгейское моря перешли под контроль генуэзцев и венецианцев. Зажатая между Европой, где развернулось становление современной цивилизации, и мусульманской цивилизации Византия раздиралась внутренними противоречиями. Противостоять всем внешним врагам собственными силами ослабленная империя не могла. В этих условиях сближение с Европой снимало проблему новых походов крестоносцев и позволяло объединить силы против мусульманской опасности. В 1274 г. в г. Лионе на соборе католического духовенства византийскими послами была подписана уния, которая предусматривала объединение католической и православной церквей, супрематию (верхоглавенство) Папы над всей христианской церковью, верховную юрисдикцию Папы в канонических вопросах и необходимость поминать Папу во время богослужений. Взамен Византия получила политические гарантии безопасности с Запада. Византийцы обязались также принять участие в задуманном Римом крестовом походе против мусульман. Однако реализовать эту унию не удалось. Натиск на территории Византии со стороны католических государств не прекращался. В самой империи уния была воспринята крайне негативно, особенно духовенством, вызвала острую борьбу в обществе и тяжелый политический кризис.

Византия постоянно вела войны, ей приходилось отражать натиск на свои территории. С севера надвигались славяне, с запада - католическая Европа. Кочевники (половцы, печенеги и др.) вторгались в пределы империи. Во времена могущества империя без труда справлялась с внешними опасностями, увеличивала свою территорию за счет военных походов. Однако во второй половине XIII - первой половине XV вв. сил для отпора внешним врагам явно не доставало. Наиболее масштабной и опасной оказалась экспансия с Востока. Бурно формирующаяся мусульманская цивилизация сначала «откусывала» от Византии лакомые куски - Сирию, Палестину, Египет, другие территории. К середине XIV в. была потеряна Малая Азия, которая была завоевана турками-османами. Турки-кочевники, стремившиеся вписаться в мусульманскую цивилизацию (завоевательные войны турок-османов велись под лозунгом борьбы за «истинную», мусульманскую веру), нуждались в ресурсах. Ослабленная Византия представляла собой богатую и легкую добычу. В 1359 г. турецкие войска впервые появились у стен и Византийской столицы. Пали Фракия, Македония. Сербия стала вассалом турок. Вскоре на такую же участь согласилась и Византия. Но этот шаг не спас государство. Предпринимались новые попытки укрепить связи с католическим Западом в условиях усиления опасности для Европы со стороны турок. В 1439 г. в итальянском городе Флоренции была заключена вновь уния между католической и православной церквями. Однако и этот союз оказался бесплодным. В 1453 г. Византия погибла под ударами турок-османов. Символ православия и византийской цивилизации - Константинополь превратился в турецкий город Стамбул, православный храм Святой Софии - в мусульманскую мечеть Айя-София.

Византия погибла в то время, когда Западная Европа уверенно набирала темп развития по прогрессивному пути. Классические начала византийской цивилизации были усвоены в переработанном виде русскими и нашли продолжение в русской культуре, политической организации и традициях, особенно Московского периода. Однако и Европа многое восприняла из утонченной византийской культуры, но в рамках другой традиции, и результат был также иной. В эпоху Возрождения византийское влияние представлено ярко наряду с античным в европейском художественном творчестве, в эстетике. В других сферах византийский опыт не был использован, там преобладал опыт античности [4, с. 84-92].


Заключение

Мир многообразен и даже в отдаленной перспективе, очевидно, не придет к единообразию. Нет оснований считать, что западная, китайская, индийская, мусульманская и другие цивилизации идут к некоему объединению, общему знаменами. Традиции, образ жизни, способ восприятия действительности настолько различны, что в обозримом будущем ни о каком слиянии народов в единую цивилизацию не может идти и речи Представление об истории как многовариантном процессе приобретает большое значение для формирования исторического миропонимания. Особенно это важно для России, общественная ткань которой всегда отличалась цивилизационным многообразием. Россиян, конечно же, не может не волновать и тревожить прошлая, настоящая и будущая судьба России - огромного евразийского материка со своим самобытным, но в общем следующим по виткам общеисторической спирали путем. В прошлом мы мучительно ищем ответы на вопросы: почему так трагично настоящее и что нас ждет в будущем.

Россия (вернее то, что предшествовало ей) на два тысячелетия позже по сравнению с эпицентрами прогресса начала свой исторический путь. Такое отставание вынуждало двигаться быстрее, чтобы догнать ушедших вперед. Но движение осуществлялось спазматически. Ценой неимоверного напряжения сил удавалось приблизиться к эпицентру, и затем опять следовал период расслабления (феодальная раздробленность, татаро-монгольское нашествие, «Великая смута», распад Российской империи, распад СССР и угроза России, длительный и глубочайший спад производства и уровня жизни, небывалая инфляция, разрыв хозяйственных связей, разгул преступности и всевластие «теневой экономики», бессилие и коррумпированность государственного аппарата, угроза превращения некогда могучей сверхдержавы в сырьевой придаток развитых экономик.

Каждая катастрофа конечна, со временем она сменялась оживлением, национальным возрождением. Что и когда ждет Россию в будущем? В ближайшие годы нам предстоит разгадать историческую загадку: исчерпала ли в основном Россия свой исторический потенциал - или в ней проснутся новые силы и она сумеет сделать огромный рывок, встав если не в авангарде, то хотя бы в первый эшелон стран и народов, формирующих основы постиндустриальной цивилизации. Это величайшая загадка рубежа нового столетия, и от ее разгадки во многом зависят исторические судьбы не только нашей страны, но и всего человечества.

От каждого из нас зависит судьба страны, судьба человечества. И если мы сознательно сделаем свой выбор, вооруженные знанием закономерностей цикличной динамики и социогенетики, отечественным и мировым историческим опытом, то сможем внести свою лепту в поступательное движение человечества и России к постиндустриальной цивилизации, минуя пропасти национальных и глобальных катастроф.


Список используемой литературы

1. Глобус: Географический научно-популярный сборник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 399 с.;

2. Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1998. – 520 с.;

3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000. – 320 с.;

4. Семеникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Учеб. пособие. – Брянск «Курсив», 1998. – 340 с.;

5. Страны мира: Энциклопедический справочник. – Смоленск: Русич, 2005. – 624 с.;

6. Энциклопедия т.5 «Древние цивилизации». – М.: «Терра», 2002. – 578 с.;

7. Яковец Ю.В. История цивилизаций: учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 352 с.


[1]Иисус - греческий вариант передачи еврейского личного имени Иешуа, что означает «бог, помощь, спасение». Христос - перевод на греческий язык слова «мессия», «помазанник». Мифологизированную биографию земной жизни Иисуса Христа дают главным образом Евангелия - канонические (включенные в состав Нового Завета) и многочисленные апокрифические. В советский период в литературе, изданной в нашей стране, категорично утверждалось, что Иисус никогда не существовал. В настоящее время многие историки признают существование исторической основы у повествований Нового Завета.