Помимо государственного устройства, Веймарская конституция подробно регламентировала многие вопросы, связанные с правами и свободами личности, общественной жизнью, социально-экономической сферой. Провозглашалось равенство всех перед законом, равенство мужчин и женщин, равенство «инакоязычных частей населения империи», неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода слова и передвижения, свобода образования союзов и обществ, свобода совести. Церковь как общественная корпорация отделялась от государства. Конституция вводила всеобщее обязательное школьное обучение, возлагала на государство обязанность поддерживать предпринимателей, средние слои и рабочих, а также ответственность за осуществление социализации средств производства на компенсационной основе в интересах нации. Многие статьи по частным вопросам также опирались на идеи социальной зависимости и социальной ответственности граждан в отношениях между собой и с государством. Таким образом, Веймарская конституция стала первой конституцией нового типа, преодолевающей традиции классической либеральной конституционной модели. Учитывая традиции либерального конституционализма (прежде всего, американского) в организации властной структуры общества, авторы Веймарской конституции попытались создать демократический вариант государства с ярко выраженной социальной ориентацией. Этот опыт оказал огромное влияние на развитие мирового конституционного процесса в XX в., однако имел существенные недостатки с точки зрения специфики послевоенного немецкого общества. Веймарская конституция предполагала наличие развитого гражданского общества, устойчивой консенсусной политической культуры, всеобщего признания демократических ценностей. В условиях же колоссального комплекса противоречий, отражающего особенности развития Германии на рубеже XIX— XX вв., самая демократическая и совершенная конституция своего времени оказалась мертворожденной.
II.2. Общественно-политические процессы в Италии.
«Красное двухлетие».
Государственное устройство Италии в начале XX в. представляло собой монархию во главе с Савойской династией. После убийства анархистами в 1900 г. короля Умберто на престол вступил Виктор Эммануил III (1900—1946). Итальянская монархия была организована по образцу других европейских буржуазных государств. Однако конституционно-правовая, административная и военная структуры государственного аппарата Италии базировались на более отсталом, а следовательно, более слабом южноевропейском варианте социально-экономического развития. В начале века итальянская буржуазия не располагала какой-либо крупной, хорошо организованной политической партией, способной добиться парламентского большинства. Интересы различных слоев крупной, средней и мелкой буржуазии выражали политические группировки либералов, радикалов, республиканцев, демократов и др. Пестрая мозаика их комбинаций в парламенте не обеспечивала ни одной из них необходимого политического авторитета. Массовой партией оставалась Итальянская социалистическая партия, созданная в 1892 г. Кроме того, в Италии существовало три общенациональных профцентра: возникшая в 1906 г. Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), занимавшая ведущие позиции и находившаяся под влиянием социалистов; Конфедерация католических профсоюзов и организованное в 1913 г. Анархо-синдикалистское объединение[1, C. 53].
Для политической культуры Италии характерно устойчивое влияние конфессиональной традиции. В конце XIX в. именно под воздействием конфессионализма произошло разделение на светскую и католическую части общества, Церковь выступала против объединения страны, отчуждала часть населения от государства, способствовала распространению «клиентелизма». Начало XX в. принесло некоторые перемены: в 1905 г. Ватикан снял запрет на участие католиков в политической жизни, им было разрешено голосовать на выборах, причем, как правило, против «безбожных» социалистов.
Размах забастовочного движения начала века подтолкнул правящие круги Италии к необходимости использовать в социальной политике, помимо насилия, иную тактику. Политической фигурой, внедрившей либеральные методы в политическую практику, стал Джованни Джолитти. Лидер Либеральной партии Джолитти (1842—1928) стал видным государственным деятелем Италии, занимал ответственные посты в различных правительствах и 5 раз становился премьер-министром[1, C. 61]. В 1902 г. по его инициативе были приняты законы, составившие базу социального законодательства: об ограничении рабочего дня для детей и женщин, о воскресном выходном дне, об обязательном страховании производственного травматизма, признавалось право рабочих и служащих на забастовки и организацию профсоюзов. Для решения трудовых конфликтов создавались третейские суды, для сокращения безработицы использовались общественные работы, поощрялось и субсидировалось кооперативное движение. Из представителей профсоюзов, предпринимателей и правительства был сформирован Национальный совет труда. Для укрепления контроля над рабочим движением Джолитти даже предлагал лидерам социалистической партии войти в правительство.
На исходе первого десятилетия XX века «эра либерализма» Джолитти начала клониться к закату: экономические трудности и социальная борьба плохо поддавались либеральному лечению. Было решено прибегнуть к более эффективному средству — «сильной и смелой» внешней политике. В 1910—1911 гг. активизировалось националистическое движение, которое пропагандировало войну как средство «возрождения» нации и призывало к захватам территорий Северной Африки, Балкан и Малой Азии. В Северной Африке Италию давно привлекали Тригюлитания и Киренаика - области в Ливии, входившие в Османскую империю, обладание которыми усилило бы позиции Италии в Средиземноморье. Римский банк, связанный с Ватиканом и имевший интересы в Триполитании, стал одним из спонсоров ее захвата. Правительство Джолитти в сентябре 1911г. объявило войну Турции, преследуя цель захватить Ливию. Через год был заключен мир, в результате которого Ливия стала итальянской колонией. Ливийская война вызвала как эйфорию национализма, так и акции протеста, но, главное, она ухудшила экономическую и социально-политическую ситуацию в стране, а вскоре Италии пришлось решать вопрос об отношении к мировой войне.
Взаимоотношения Германии, Австро-Венгрии и Италии в Тройственном союзе не всегда были дружественными, особенно отношения между Италией и Австро-Венгрией, интересы которых сталкивались в западной части Балкан и на Адриатике. Италия стремилась установить контроль над Черногорией и особенно над Албанией, над Отрантским проливом как выходом из Адриатического моря в Средиземноморье. Еще в 1909 г. в итальянском городке Ракконид-жи русский император Николай II и итальянский король Виктор Эммануил III договорились о совместном противодействии австрийской экспансии на Балканах. Русско-итальянское секретное соглашение в Раккониджи стало одним из оснований возможности отхода Италии от Тройственного союза [25, C. 116].
С началом первой мировой войны между двумя воевавшими блоками развернулась борьба за привлечение на свою сторону Италии. 3 августа 1914 г. правительство Италии объявило о нейтралитете в войне и начало секретные переговоры как с участниками Тройственного союза, так и с державами Антанты. Главной целью Италии на переговорах было выяснение, у какой стороны больше шансов на победу и с кого можно получить наиболее ценные территориальные приобретения. Италия претендовала на австрийские владения Трентино (часть Тироля), Истрию с портом Триест, Далмацию, а также на Албанию и часть провинций Османской империи. Понятно, что такие уступки ей могла сделать только Антанта. Пока шли переговоры, Италия захватила осенью 1914 г. остров Сасено в Адриатическом море и оккупировала албанский порт Валона. Учитывая уязвимость Италии со стороны англофранцузского военно-морского флота и ее экономическую зависимость от стран Антанты, итальянское правительство, получив английский заем в 50 млн ф. ст. и преодолев сопротивление собственных «нейтралистов», в мае 1915 г. расторгло договор о Тройственном союзе, объявило войну Австро-Венгрии и разорвало дипломатические отношения с Германией. В августе 1916 г. Италия объявила войну Германии[25, C. 89].