Второй раздел Речи Посполитой вызвал подъём в ней национально-освободительного движения, возглавленного участником борьбы Североамериканских колоний за независимость генералом Тадеушом Костюшко. Оно началось в марте 1794 г. в Кракове, а в апреле – в Великом княжестве Литовском. В движении участвовали часть шляхты, мелких торговцев, ремесленников. Обещание Т. Костюшко упразднить крепостную зависимость привлекло в его армию и часть крестьян. Боевой дух и энтузиазм восставших был столь высоким, что им, несмотря на плохое вооружение и слабую организованность, удавалось одерживать верх над регулярными войсками противника. Однако движение не имело чётко выраженной программы, способной обеспечить ему широкую социальную базу. Осенью 1794 г. А.В. Суворов взял штурмом предместье Варшавы Прагу. Восстание было подавлено, а Костюшко взят в плен.
В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой, положивший конец её существованию. Соглашение было подписано в октябре 1795 г., но, не дожидаясь его заключения, инициатор раздела Австрия ввела свои войска в Сандомир, Люблинскую и Хелминскую земли, а Пруссия - в Краков. К России отошли западная часть Белоруссии, Западная Волынь, Литва и герцогство Курляндское. Последний польский король отрёкся от престола и до смерти в 1798 г. жил в России. *
* Б.Г. Пашков «Русь. Россия. Российская империя» Москва, 1997 г.
Разделы Речи Посполитой способствовали возвращению в состав России Западной Украины и Западной Белоруссии, присоединению Литвы и Латвии, значительному расширению русских границ. Присоединённые земли стали объектом хозяйственного освоения. Воссоединение с Россией народов, этнически близких русским, способствовало взаимному обогащению их культур.
* Н.И. Павленко «История России с древнейших времён до 1861 г.» Москва, 2001 г.
Глава VI
Екатерина II и французская революция
В отношении русского самодержавия к событиям во Франции прослеживается два этапа. На первом из них, продолжавшемуся, впрочем, недолго, царский двор рассматривал начавшуюся революцию во Франции как событие повседневной жизни, то есть бунт голодной черни, с которым королевская власть способна быстро справиться. Екатерина не считала происходившее в Париже результатом глубоких социальных противоречий, а связывала его с временными финансовыми затруднениями и личными качествами незадачливого короля. Более того, императрица считала возможным продолжать политику сближения с Францией, с тем, чтобы союз с нею противопоставить Англии.
По мере развития революции и решительной ломки феодальных порядков настроение правящих кругов в Петербурге менялось. Там вскоре убедились, что революция угрожает судьбе трона не только в Париже, но и всем феодально-абсолютическим режимам Европы. Екатерина убедилась и в другом: Людовику XVI и французскому дворянству своими силами не восстановить старый порядок. Опасение русского двора разделяли обладатели тронов Австрии и Пруссии.
В 1790 году был заключен союз Австрии и Пруссии с целью военного вмешательства во внутренние дела Франции. Тотчас реализовать эти намерения не удалось, так как Австрия, Россия и Пруссия были озабочены разделом Польши, а Россия, кроме того, вела войну с Османской империей. На этом этапе абсолютические режимы ограничились разработкой плана интервенции и оказанием материальной помощи французской эмиграции и контрреволюционному дворянству внутри страны. Екатерина дала французским принцам взаймы 2 миллиона рублей на сколачивание наёмной армии. Она стала душой коалиции, создаваемой для борьбы с революцией во Франции.
Согласно русско-шведскому союзу Густав III обязался высадить в австрийских Нидерландах десант, к которому должны были присоединиться войска французских принцев, а также Австрии и Пруссии. Екатерина вместо войск, занятых в русско-турецкой войне, обязалась до окончания её выдавать субсидию в размере 300 тысяч рублей.
Выступление коалиции не состоялось по двум причинам: смерть Леопольда II и убийство Густава III вынудили отложить поход; но главная причина состояла в том, что монархические режимы обнаружили продвижение идей революции к границам их собственных владений и сочли первостепенной задачей остановить это продвижение.
В годы, когда монархи были поглощены разделами Речи Посполитой, события во Франции развивались своим чередом: 10 августа 1792 г. там была свергнута монархия, через два дня семья короля оказалась под стражей; 20 сентября войска интервентов, вторгшиеся во Францию, потерпели сокрушительное поражение при Вальми; 21 января 1793 г. состоялась казнь бывшего короля Людовика XVI. Это событие потрясло монархическую Европу.
Императрица принимала меры к организации новой антифранцузской коалиции. В марте 1793 г. была подписана конвенция между Россией и Англией об обоюдном обязательстве оказывать друг другу помощь в борьбе против Франции: закрыть свои порты для французских судов и препятствовать торговле Франции с другими нейтральными странами. Дело на этот раз ограничилось отправкой русских военных кораблей в Англию для блокады французских берегов – двинуть сухопутные силы в помощь англичанам, находившимся в состоянии войны с Францией, императрица не решалась - они были необходимы для борьбы с повстанцами Тадеуша Костюшко.
Как только движение в Речи Посполитой было подавлено, между Россией, Англией, Пруссией и Австрией в конце 1795 г. был заключён контрреволюционный союз. Вскоре после этого, 6 ноября 1796 г., императрица Екатерина умерла.*
Участие Екатерины II в борьбе европейских монархов против общей угрозы было весьма специфическим: она не вела активных военных действий против Франции, но подталкивала к ним другие государства, отвлекая их от польских и турецких дел, в которых именно Россия стала играть «первую скрипку».**
* Н.И. Павленко «История России с древнейших времён до 1861 г.» Москва, 2001 г.
** С.А. Кислицын «История России в вопросах и ответах» Ростов-на-Дону, 1999г.
Заключение
Главным направлением в деятельности императрицы Екатерины Алексеевны в области внешней политики стало силовое решение территориальных и национальных проблем. Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768 -1774 гг.; 1787 – 1791 гг.) и войну со Швецией (1788 -1790 гг.). Россия совместно с Пруссией и Австрией произвела три раздела Речи Посполитой. В состав России вошли Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, население страны достигло 36 миллионов человек, в три раза увеличился флот, доходы страны увеличились в четыре раза. Россия во второй половине XVIII века стала великой евразийской империей.*
Современник Екатерины II Н.М.Карамзин писал о ней: « Внешняя политика сего царствования достойна особенной хвалы: Россия с честью и славою занимала одно из первых мест в государственной европейской системе. Воинствуя, мы разили. Петр удивил Европу своими победами – Екатерина приучила её к нашим победам. Россияне уже думали, что ничто в мире не может одолеть их; заблуждение, славное для сей великой монархини! Она была женщина, но умела избирать вождей так же, как министров или правителей государственных. Румянцев, Суворов стали наряду с знаменитейшими полководцами в мире; князь Вяземский заслужил имя достойного министра благоразумною государственною экономиею, хранением порядка и целости. Упрекнём ли Екатерину излишним воинским славолюбием? Её победы утвердили внешнюю безопасность государства. Пусть иноземцы осуждают раздел Польши: мы взяли своё. Правилом монархини было не мешаться в войны чуждые и бесполезные для России, но питать дух ратный в империи, рожденной победами». **
Сама же Екатерина Великая писала: «Если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо, или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубное следствие этого.
Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание? - полезно ли?
Пять предметов
1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим
*С.А. Кислицын «История России в вопросах и ответах» Ростов-на-Дону, 1999 г.
** «Свет и тени российской короны» (Русская государственность в портретах и мнениях) Гл. ред. С. Елисеев. Ленинград, 1990 г.
уважение соседям.
Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга перед своим Высшим Существом, перед собой, перед обществом и нужно ему преподать некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни».* На основе изученной мною литературы я убедилась, что на протяжении всей жизни императрица следовала этим «предметам».
Проделав работу по изучению круга источников о правлении Екатерины II, я пришла к выводу, что Екатерина II – величайший государственный деятель. Она, не будучи русской, по национальности, сделала по истине очень многое для блага и процветания российского государства. Я хочу согласиться с Н.М. Карамзиным в том, что «по крайней мере, сравнивая все известные нам времена России, едва ли не всякий из нас скажет, что время Екатерины было счастливейшее для гражданина российского; едва ли не всякий из нас пожелал бы жить тогда, а не в иное время».** Нельзя не согласиться и с Л.А. Кацва, который в статье «Великая Екатерина» в газете «Первое сентября» (№ 24 июнь 1997 г.) пишет, что характеристику, данную Екатерине Вольтером, - «Северная Семирамида» - следует признать существенно более обоснованной, нежели презрительную аттестацию Пушкина – «Тартюф в юбке и короне».
Таким образом, цели, поставленные мной в этой работе, выполнены. Я выяснила основные направления екатерининской внешней политики, установила, что в целом она имела положительное значение для России, доказала, что Екатерина II не зря известна в истории под именем Великой и Матери Отечества.