Смекни!
smekni.com

Внешняя политика России XIX века (стр. 3 из 8)

Углубившиеся противоречия вызвали необходимость встречи Наполеона с Александром, которая состоялась в немецком городе Эрфурте осенью 1808 г. Она была крайне необходима Наполеону, чтобы сохранить союз с Россией для окончательного покорения Испании и Австрии. Переговоры шли трудно. В итоге были подтверждены условия тильзитских соглашений. В специальной конвенции говорилось о принципе невмешательства в дела каждой из сторон. Вместе с тем предусматривалось выступление России на стороне Франции в случае военного конфликта между Францией и Австрией. В начале 1809 г. этот конфликт разразился, и Александр I в силу эрфуртских соглашений вынужден был объявить войну Австрии.

Однако русским войскам был дан секретный приказ избегать столкновений с австрийскими войсками.

Противоречия между Россией и Францией продолжали углубляться. Они усугубились и отказом Александра выдать замуж за Наполеона свою сестру Анну Павловну, и захватом Наполеоном герцогства Ольденбургского, которым владел дядя Александра Максимилиан. Война России с Францией становилась неизбежной. Сам Наполеон шел к развязыванию войны, открыто в 1810 г. заявив о своем стремлении к мировому господству: «Через пять лет я буду господином мира. Остается одна Россия, но я раздавлю ее». В конечном счете план Наполеона сводился к тому, чтобы лишить Россию того значения, какое она имела в Европе, ослабить ее и превратить фактически в своего вассала. Он рассчитывал заставить поверженную Россию предоставить своих солдат для формирования новой его армии, с которой намеревался двинуться на покорение Индии — оплота могущества Англии. Следовательно, для самой России речь шла о сохранении своей государственной самостоятельности.

1.3 Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии в 1813-1814 гг.

В конце 1811 г. Наполеон начал сосредотачивать свои войска в Польше, а к марту 1812 г. завершил подготовку к вторжению в Россию. Против нее он выставил 640 тыс. солдат, из них французы составляли 356 тыс., остальные – немцы, австрийцы, швейцарцы, итальянцы, поляки, хорваты, датчане, португальцы и др. Армия вторжения насчитывала 456 тыс. солдат, остальные находились в резерве в Польше вдоль западных границ России. Любая неудача могла деморализующе подействовать на такую разношерстную армию, за исключением ее ядра – закаленных в боях французских ветеранов, старой и молодой гвардии.

В России знали примерные сроки вторжения в ее пределы французской армии. Распространенное ранее мнение о «внезапности» нападения Наполеона несправедливо, как и утверждение, будто вторжение произошло «без объявления войны»: за несколько дней до него Наполеон через своего полномочного посла в Петербурге А. Коленкура официально сделал такое объявление.

В ночь на 12 июня 1812 г. многоязычная «Великая армия» четырьмя потоками в разных местах перешла русскую границу. Как только это стало известно Александру I, к Наполеону был направлен генерал А. Д. Балашов с мирными предложениями, но они остались без ответа.

22 июля после тяжелых арьергардных боев армии Барклая де Толли и Багратиона соединились в Смоленске. План Наполеона разгромить обе армии поодиночке был сорван. Упорный бой русских с наседавшими передовыми частями французской армии под Красным (западнее Смоленска) позволил войскам укрепить Смоленск. 4 – 6 августа произошло кровопролитное сражение за Смоленск. Здесь особенно отличились 27-я дивизия Д. П. Неверовского и 7-й корпус Н. Н. Раевского, которые сдерживали натиск почти всей французской армии и помогли двум русским армиям организованно отступить. В ночь на 7 августа русские войска оставили сожженный и разрушенный город. Шесть дней Наполеон стоял в Смоленске, чтобы дать отдых своим войскам, подтянуть резервы и обозы. Он предполагал завершить кампанию 1812 г. в Смоленске и через пленного русского генерала П. А. Тучкова отправил Александру I письмо с предложением мира. Ответа не последовало. В Смоленске Наполеон принял решение наступать на Москву, овладеть ею и продиктовать Александру свои условия мира.

В ходе войны российское правительство предприняло дипломатические шаги для создания антинаполеоновской коалиции. В июле был подписан договор о дружбе и военном взаимодействии с Англией и аналогичный – с Испанией, а также заключена дополнительная конвенция со Швецией о совместных действиях против Наполеона. Велись секретные переговоры с Данией, Пруссией и Австрией с целью отвлечь их от союза с Наполеоном.

Трудности русской армии усугублялись отсутствием единого командования. В августе под давлением тяжелых военных обстоятельств и требования широкого общественного мнения Александр I подписал приказ о создании единого командования всеми действующими русскими армиями и о назначении главнокомандующим М. И. Кутузова.

Еще до назначения Кутузова главнокомандующим Барклай де Толли готовился к решающему сражению, которое предполагал дать у Царева Займища. 17 августа Кутузов прибыл в действующую армию, нашел избранную Барклаем позицию невыгодной и отдал приказ к дальнейшему отступлению. Для генерального сражения он избрал новую позицию – у села Бородино (в 124 км к западу от Москвы).

24 августа французская армия подошла к стоявшему в трех верстах перед Бородинским полем укреплению у с. Шевардина (Шевардинскому редуту). Завязался тяжелый бой: 12 тыс. русских солдат при 12 орудиях весь день сдерживали натиск 40-тысячного французского корпуса, у которого было 186 орудий. Большинство защитников Шевардинского редута пали смертью храбрых, но это сражение задержало на сутки французскую армию и помогло укрепить левый фланг на бородинской позиции.

Сражение началось в половине шестого утра 26 августа атакой французской дивизии генерала А. Дельзона на Бородино. В 11 часов 30 минут Наполеон предпринял самую решительную атаку на флеши: он ввел в дело 40 тыс. отборных французских войск и сосредоточил на флеши огонь двух третей своей артиллерии. Хотя в ходе этой атаки флеши были заняты французами, но прорвать фронт расположения русских частей Наполеону не удалось. С захватом флешей французами начался массированный артиллерийский обстрел центра русской обороны – Курганной батареи Н. Н. Раевского. По ней били 400 орудий, для ее штурма было сосредоточено 45 тыс. солдат. К 16 часам редут Раевского все-таки был захвачен французской конницей. К вечеру Кутузов приказал своим войскам отойти на новую линию обороны. Наполеон прекратил атаки и отвел свои войска на исходные позиции, ограничившись артиллерийской канонадой.

В Бородинском сражении потери французов составили 28 тыс., русских – 46,5 тыс. человек, в том числе 29 генералов. Большие потери и задержка с прибытием обещанных резервов не позволили Кутузову на следующий день возобновить сражение. Он отдал приказ об отступлении к Москве.

1 сентября в дер. Фили, в трех верстах от Москвы, был собран военный совет. Кутузовым был поставлен на обсуждение вопрос: «Ожидать ли нападения на невыгодной позиции или уступать неприятелю Москву?» Мнения разделились, но Кутузов принял един ственно правильное решение: оставить Москву, чтобы сохранить армию, ибо с потерей армии будет потеряна и Москва и проиграна вся кампания.

На следующий день французская армия подошла к Москве. Напрасно Наполеон на Поклонной горе ждал депутацию «бояр» с ключами от города. Москва опустела: из 270 тыс. ее жителей в ней осталось около 6 тыс. Отступление русской армии через Москву было столь поспешным, что неприятелю достались богатые склады с оружием, боеприпасами, обмундированием, продовольствием. Оставлены были на милость победителя и 22,5 тыс. раненых в госпиталях Москвы. В ту же ночь в разных местах города вспыхнули пожары, которые бушевали целую неделю. В огне погибло более 2/з зданий. Жертвами пожара стали многие из оставшихся жителей, а также раненые в госпиталях. Из Москвы Наполеон неоднократно обращался к Александру I с предложениями о заключении мира. Просили об этом Аракчеев и Балашов. Но Александр был непреклонен.

В Москве французская армия находилась 36 дней. 28 сентября начался второй пожар в городе. Перед выходом из Москвы, 7 октября, Наполеон отдал приказ взорвать Кремль и кремлевские соборы, разрушить то, что пощадил огонь. К счастью, пострадали только колокольня Ивана Великого и Никольская башня Кремля.

Из Москвы выступила 116-тысячная еще боеспособная французская армия, с огромным обозом награбленных ценностей. Дальнейший план Наполеона состоял в том, чтобы, следуя по Калужской дороге, разгромить русскую армию, овладеть продовольственной базой в Калуге и военными арсеналами в Туле, далее направиться на юг в плодородные и не разоренные войной губернии. Но этот план был сорван Кутузовым.

Русская армия, покинув Москву, сначала двигалась к Рязани. По пятам следовал конный корпус Мюрата. Около Коломны Кутузов, оставив заслон из нескольких казачьих полков, повернул на Старокалужскую дорогу и вывел армию из-под удара наседавшей французской конницы. На р. Наре в 80 км от Москвы по Калужской дороге был создан знаменитый Тарутинский лагерь, который сыграл решающую роль в подготовке русской армии к контрнаступлению. В течение 21 сентября – 11 октября численность армии была доведена с 85 тыс. до 120 тыс. человек, укреплен офицерский состав. Кроме того, в губерниях были сформированы народные ополчения, благодаря которым армия получила еще 120 тыс. человек.

6 октября Кутузов внезапно нанес удар по корпусу Мюрата, стоявшему на р. Чернишне около Тарутина. Потеряв 5 тыс. человек, Мюрат отступил. Поражение Мюрата заставило Наполеона ускорить движение своих основных сил к Калуге. Кутузов направил свою армию к Малоярославцу, где 12 октября произошло крупное сражение, второе по значимости после Бородина. Город восемь раз переходил из рук в руки, и хотя в итоге его заняли французы, стратегическая инициатива с этого момента перешла к русской армии. Наполеон вынужден был отказаться от движения на юг и повернул к Вязьме, на разоренную Смоленскую дорогу. Началось отступление французской армии (которое впоследствии превратилось в бегство) и ее преследование русской армией. 200-верстный путь от Малоярославца до Вязьмы обе армии проделали всего за 5 дней. Сражение под Вязьмой 22 октября нанесло существенный урон арьергарду французов. 28 октября Наполеон с уже изрядно потрепанной в арьергардных боях армией прибыл в Смоленск. С востока двигались основные силы Кутузова, с севера наступал корпус Витгенштейна, с юга армия Чичагова. Создалась угроза окружения и захвата французской армии в Смоленске. Через 5 дней по прибытии в Смоленск Наполеон отдал приказ о дальнейшем отступлении на запад.