по дисциплине: “Новая история Украины”
на тему: “Героическая оборона Киева”
выполнила:
принял:
Пусть никогда не забудет Киев...
Героев Днепра!
Пусть в добром течении
добрых времен пропоют им поэты
славу в столетия,
как поднимались они со всех концов
Советского Союза на Владимира холм,
Как червонили кровью
Белые пески родных берегов!
Ничто в жизни не повторяется. И сердцу всегда тревожно перед уходящим, ибо настоящее – осязаемо, а будущее еще не ясно, неопределенно. В тот день они прощались со школой. Они – это дружная компания мальчишек и девчонок.
Все понимали, что нам навязана война тяжелая, жестокая, что над нашей Родиной нависла тяжелая угроза. Но тогда еще не всем и не всё было известно о тайных замыслах и целях правителей фашистской Германии, подготовивших и развязавших эту несправедливую войну.
Вынашивая планы мирового господства, германский империализм рассматривал войну против Советского Союза как важнейшее звено в достижении этих планов. Подписывая с Советским Союзом пакт о нападении, Гитлер и не собирался его выполнять, только выбирал момент для нападения. Уже в июле 1940 года он дает указание командованию сухопутных сил приступить к разработке плана войны против СССР, получившего кодовое название плана «Барбаросса». В его основе лежала концепция «молниеносной» войны. Главная ставка делалась на сокрушающую мощь первого неожиданного удара концентрированными массами танков, авиации, пехоты по жизненно важным центрам Советского Союза.
В соответствии с этим планом гитлеровская Германия создала огромную армию. К началу июня 1941 года в вооруженных силах фашистской Германии насчитывалось около 8500 тысяч человек, в том числе в сухопутных войсках почти 6 миллионов и в военно-воздушных силах 1700 тысяч человек; на их вооружении имелось 11 тысяч танков и штурмовых орудий, примерно 11 тысяч самолетов и около 78 тысяч орудий и минометов.
Накануне нападения на нашу страну германская армия вторжения насчитывала 5,5 миллиона человек; на их вооружении было 2786 средних танков, 47 260 орудий и минометов, 4950 боевых самолетов.
Войскам, которые должны были осуществить вторжение, ставились следующие задачи.
Группе армий «Север» предстояло нанести главный удар в общем направлении на Псков, Ленинград.
Группа армий «Центр» должна была наступать на Смоленск и Москву.
Третьей группе армий «Юг» была поставлена задача нанести главный удар из района Люблина в общем направлении на Киев, разгромить советские войска, расположенные к западу от Днепра, и, захватив переправы в районе Киева и южнее его, создать условия для наступления в глубь территории Украины. Осуществление этого плана открывало фашистской Германии путь к Кавказу - к бакинской нефти и кубанскому хлебу.
Группа армий «Юг» состояла из 57 дивизий и 13 бригад и имела на вооружении 15940 орудий и минометов, 1300 самолетов и 850 танков.
Враг стремился в кратчайшие сроки оккупировать Советскую Украину и превратить ее в аграрную колонию, которая обеспечивала бы Германию сырьем и продуктами питания.
Разрабатывая военные планы, германские империалисты пытались распоряжаться судьбами целых народов, особенно славянских, объявив их низшей расой. Миллионы людей этой «низшей расы» согласно их планам подлежали физическому истреблению. К этому фашистские главари готовили и своих солдат, воспитывая в них безудержную жестокость и беспощадность.
В быстрой победе над Советским Союзом Гитлер и его клика не сомневались. В секретных сейфах третьего рейха хранился документ с длинным названием «Меморандум относительно целей агрессии и методов установления господства на оккупированных территориях» от 2 апреля 1941 года. «Военное столкновение с СССР,— говорилось в этом документе,—приведет к быстрой оккупации важных и крупных пространств. Вполне возможно, что за первыми ударами наших вооруженных сил чрезвычайно быстро наступит полная военная катастрофа Советского Союза».
С первых же дней войны Киев стал прифронтовым городом, а Киевский особый военный округ, преобразованный в Юго-Западный фронт, одним из первых принял на себя удар гитлеровской военной машины.
Партийные организации Киева и области направили в армию более 30 тысяч коммунистов, а всего в первые дни войны на фронт ушло 200 тысяч киевлян. К 8 июля в Киеве было сформировано 13 истребительных батальонов и 19 отрядов народного ополчения общей численностью 32800 человек.
К середине июля части Киевского укрепрайона, отряды народного ополчения и истребительные батальоны представляли собой большую силу. Предпринятое гитлеровцами наступление на Киев со стороны Житомирского шоссе потерпело неудачу. Пулеметчики дотов, стрелки пехотных подразделений, артиллеристы разгромили колонну вражеских мотоциклистов, подбили головные танки и бронетранспортеры, вывели из строя более сотни солдат и офицеров противника.
Успех в первом бою, причем в непосредственной близости от Киева, воодушевил бойцов. Части укрепрайона усилили разведку, наладили связь с войсками, которые вели ожесточенные бои на дальних подступах к городу.
Надо было во что бы то ни стало перекрыть врагу путь на Киев по Житомирскому шоссе. Сюда, к селу Ставище, был направлен передовой отряд 144-го полка 28-й горнострелковой дивизии под командованием младшего лейтенанта коммуниста Д. И. Шепеленко. Разведка доложила, что танки противника находятся совсем близко, а фашисты еще спят в деревне. Командир отдал приказ: уничтожить вражеские танки гранатами и бутылками с горючей смесью, а гитлеровцев, которые будут выбегать из домов, встречать огнемизвинтовок и пулеметов.
Неравный бой продолжался весь день. Было подбито 26 танков, более сотни оккупантов нашли себе здесь могилу. Но и наши потери были значительными: в передовом отряде в живых осталось лишь несколько бойцов. Пал смертью храбрых и Шепеленко. Уже тяжело раненный, он бросился под танк со связкой гранат. Шоссе удалось удержать до подхода наших подразделений.
Потерпев неудачу в попытке ворваться в Киев с запада, гитлеровцы решили нанести удар со стороны Белой Церкви, Фастова и в направлении Васильков - Киев. Но и здесь советские воины держались крепко.
В напряженных боях, сдерживая и изматывая численно превосходящего противника, медленно отходили отдельные части к переднему краю Киевского укрепрайона, к Днепру. До конца июля гитлеровцы не смогли с ходу прорвать передний край нашей обороны.
Фашистские дивизии, поддерживаемые крупными силами авиации, нацелились на Киев уже с юга. Центральный Комитет КП(б)У, командование Юго-Западного фронта принимают меры, чтобы отстоять столицу Украины. Тысячи бойцов из отрядов народного ополчения пополняют стрелковые дивизии. Другие отряды, расположенные в северном и центральном секторах, перебрасываются в районы Голосеево, Корчеватое; в южном секторе приведены в полную боевую готовность стрелковые подразделения, противотанковые дивизионы. Охраняются мосты. Особенно усилена противовоздушная оборона.
Все ближе и ближе подкатывается к Киеву линия фронта. В первые дни августа бои достигли наивысшего напряжения. Гитлеровское командование не скупится на спиртное для своих головорезов. Как заявляют пленные, солдатам обещаны награды и прочие блага, если 8 августа состоится парад фашистских войск на Крещатике. Пьяные, засучив рукава, идут фашисты в психическую атаку. Но пули наших бойцов быстро отрезвляют их. Уцелевшие показывают спину. Героизм советских людей стал поистине массовым.
Ожесточенные бои продолжались до середины августа. Уже была позади первая декада июля, когда танковая группа генерала Клейста, глубоко вклинившись в стык 5-й и 6-й советских армий, вышла на дальние подступы к Киеву. Остались позади и тяжелые бои на этих дальних подступах.
Свыше шести пехотных дивизий врага, с танками, при поддержке артиллерии и авиации, в начале августа беспрерывно атаковали южный сектор обороны. По вклинившемуся врагу наносили контрудары 206-я, 147-я и 175-я стрелковые дивизии, 2-я и 6-я воздушно-десантные бригады. Понимая всю серьезность сложившейся обстановки, защитники Киева проявляли образцы мужества и героизма.
В дни обороны Киева в тылу гитлеровских войск действовали 13 партизанских отрядов и 2 партизанских полка общей численностью около 4,5 тысячи человек, сформированные Киевской партийной организацией, 3 партизанских отряда рабочих-шахтеров Донецкой области, 2 отряда из Харьковской и один из Полтавской областей, пришедшие на помощь защитникам Киева.
Уже был сорван первый замысел врага - Ворваться в Киев с ходу. Уже покрыли себя славой воины, сражавшиеся на рубеже Киевского укрепленного района в устье реки Ирпень, а также солдаты 5-й армии генерала М. И. Потапова и 6-й—генерала И. Н. Музыченко.
Но вот над Киевом снова нависла смертельная опасность, о чем Кирпонос говорил Баграмяну, направляя его в Штаб обороны города. 8 августа немцы усилили натиск и на следующий день ценой огромных потерь прорвали первую линию обороны. Завязались бои во второй полосе обороны. Гитлеровцам удалось захватить Пирогово, Мышеловку, Голосеевский лес, лесотехнический и сельскохозяйственный институты. Создавалась угроза Корчеватому.
Городской штаб принял необходимые меры к усилению второй линии обороны на участках Корчеватое и Чоколовка.
Ополченцам ставилась задача активнее помогать регулярным частям Красной Армии и любой ценой удержать занимаемые позиции.
Вскоре сюда было дополнительно направлено - кроме уже находившихся в этом районе подразделений народного ополчения Железнодорожного, Московского и Печерского районов - 7 батальонов народного ополчения, все 13 истребительных батальонов, а также отряды народного ополчения Советского, Октябрьского и Шевченковского районов и комсомольский полк народного ополчения. Почти все киевское ополчение было сосредоточено в южном секторе обороны.