Гетманские универсалы, как исторический источник
Введение. 3
1. Дмитрий Иванович (Байда) Вишневецкий. 4
2. Гетманство в конце XVI - начало XVII столетий. 7
3. Освободительная война. Богдан Хмельницкий. 10
4. Время Руины. Иван Выговский. 14
5. Юрий Хмельницкий. 17
6. Петр Дорошенко. 19
7. Иван Мазепа. 22
8. Начало XVIII в. – перелом в жизни Гетманщины.. 24
8.1 Филип Орлик. Конституция. 24
8.2 Иван Скоропадский. 25
8.3 Данила Апостол. 27
9. Последний гетман - Кирилл Разумовский. 29
Заключение. 30
Список литературы.. 32
В конце XV века введен был в Руси польский обычай отдавать города с поселениями под управление лиц знатного рода, под названием старост. В начале XVI века появляются староства: черкасское и каневское. Сама страна, занимаемая этими староствами, названа "Украиной" Термин употреблялся в значении край, "краина", окраина, земля. Одновременно в официальных документах и в литературных произведениях употреблялось название Малая Русь. В народных массах это название не привилось.; название это переходит на все пространство до Днестра, именно на землю древних угличей и тиверцев, а потом по мере расширения казачества распространяется и на киевскую землю и на левый берег Днепра.
Черкасские и каневские старосты, а за ними и другие старосты в южнорусском крае для безопасности своих земель должны были учредить из местных жителей военное сословие, всегда готовое для отражения татарских набегов. Необходимо было вместе с тем дать этому сословию права и привилегии вольных людей, т.к, по понятиям того века, воин должен был пользоваться сословными привилегиями перед земледельцами. Организаторами казацкого сословия в начале XVI века являются преимущественно два лица: черкасский и каневской староста Евстафий Дашкович и хмельницкий староста Предислав Лянскоронский.
Развитию казачества более всего содействовал талантливый преемник Дашковича, староста Димитрий Вишневецкий.
Князь Дмитрий Вишневецкий вошел в историю под прозванием казацкого атамана Байды - грозы татар и турок. Одно его имя повергало их в мистический ужас. Михаил Грушевский назвал его "историческим патроном Запорожской Сечи", который "блестящим, искрящимся метеором перелетел сквозь украинскую жизнь". Знаменитый воин, любимый вождь казаков. Его имя воспето в украинских песнях и думах. Именно он стал первым Гетманом Украины и основателем Запорожской Сечи. Само его прозвание - Байда, по словарю Б. Гринченка означает "беспечный человек".
Он увеличивал число казаков приемом всякого рода охотников, прославился со своими казаками геройскими подвигами против крымцев и поставил себя по отношению к польскому королю почти в независимое положение. У него были широкие планы уничтожить крымскую орду и подчинить черноморские края московской державе.
Проследить путь Вишневецкого достаточно сложно. Он принимал решение и сразу же их осуществлял. В 1553 г. он неожиданно появляется в Стамбуле у султана Сулеймана I Пышного. Цель поездки осталась для историков загадкой, т.к документов не осталось. М. Грушевский лишь предполагал, что причиной поездки князя была "идея союза на два фронта: опираясь на Литовско-Польскую державу, поддерживать добрые отношения с Турцией, держать в руках Крым". После возвращения из Стамбула польский король Сигизмунд II Август назначил Дмитрия Стражником на Хортице.
В начале 1554 г. Вишневецкий, как ни в чем не бывало, возвращается и даже идет на сближение с польским королем, который был насторожен поездкой князя. Вишневецкий продолжает староствовать в Черкассах, но всеми помыслами своими он - на Запорожье. Когда в марте 1556 г. на территории Черкасского староства появляется отряд дьяка Ржевского, посланного Иваном Грозным "разведывать про крымского хана", Вишневецкий оказывает им всяческое содействие.
В это время он вел активную дипломатическую переписку с русским царем. В мае 1556г. князь Вишневецкий известил царя Ивана Грозного о выходе крымского хана в поход на московские земли. Вишневецкий хочет стать на службу к русскому царю и высказывает свое желание о присоединении Канева и Черкасс к российским землям. Он писал к Государю, что не требует у него войска: требует единственно чести именоваться Россиянином и запрет Хана в Тавриде, как в вертепе.
В 1557 г. Дмитрий Вишневецкий стал служить Ивану Грозному и был пожалован в вотчину Белевом с уездом и подклетными дворцовыми селами. В результате он занял положение служилого князя, получив в кормление город с уездом, только что конфискованный в государственную казну от прежнего его владельца, последнего князя Белевского.
Согласно феодальной традиции, служилый князь должен был содержать свой вооруженный отряд и защищать вверенные ему земли. Передача Вишневецкому для прокорма людей целого уезда, бывшего раньше самостоятельным княжеством, свидетельствует о значительной численности его отряда, а также о заинтересованности Московского государства в привлечении его на службу. Служилые князья занимали промежуточное положение между представителями правящей династии, владевшими большими уделами, и боярами. Их главная привилегия была в том, что они не участвовали в войнах вдали от их владений. Но главная цель жизни Вишневецкого была в борьбе с татарами.
В действиях московских воевод против крымских татар Вишневецкий со своими казаками оказал очень большие услуги России. Три года, с 1558 по 1561, Вишневецкий во главе многотысячного русского войска громит татар. Доходил до Перекопа, Кафы и Азова. Однако удачный момент для окончательного разгрома Крыма был пропущен.
При вступлении Москвы в Ливонскую войну, она ссорится с Литвой. Не желая окончательного разрыва с Речью Посполитой, князь Дмитрий начал действовать осторожней.
Да и царь вскоре охладел к крымским делам; Ливонская война забирала все больше сил.
Опять князь Вишневецкий фактически остался один. Князь, прибывший в Московское государство с целью громить Крым, увидел, что цель его не достигается, ушел к Сигизмунду-Августу и примирился с ним. Сигизмунд II Август вернул князю все его звания и земли. Согласно феодальным традициям вассал со своим отрядом мог отказаться служить своему сюзерену, если тот нарушал заранее оговоренные условия, что и произошло между Иваном Грозным и князем Вишневецким, - это не считалось изменой. С уходом князя Вишневецкого, Белев окончательно теряет свой статус частновладельческого города и превращается в военно-административный центр государственного уезда Московской Руси. Иван Грозный, хотя и жалел, что его покинул такой умелый воин, притворялся, будто это бегство нимало его не тревожило.
Очередной зигзаг судьбы князя, "капитана Дмитрашки", как его называли басурмане, вызвал переполох на побережье Черного моря. Массовая мобилизация, проведенная в восьми турецких бейпиках, отправление эскадры представляли собой исключительные меры, к тому же это был единственные случай в истории Оттоманской Империи, когда все действия были направлены не против государства, а против одного человека, князя Дмитрия Вишневецкого, объявленного "самым большим врагом Блестящей порты". А Вишневецкий тем временем проживает в Черкассах у своего кузена, отправив лучших своих казаков на Ливонскую войну, где им щедро платили.
Казаки разделялись на два рода: городовых (или украинских) и запорожских (или сичевых). Первые по месту своего жительства, должны были над собою признавать польские власти; вторые были совершенно независимы.
Положение казачьей республики, ее отношения с Польшей были весьма своеобразными. Польское правительство не без оснований видело в Сечи угрозу, но нуждалось в казаках, поскольку они заслоняли от крымских татар, за спиной которых маячила могущественная Османская империя. Еще Сигизмунд-Август изъял украинских казаков из-под власти старост и поставил над ними особого "старшого".
При Стефане Батории заведены были реестры или списки, куда записывались казаки, и только вписанные в эти реестры должны были называться казаками. Старшой над казаками, назначенный королем, назывался гетманом. Вероятно, в это же время последовало разделение казаков на полки: черкасский, каневский, белоцерковский, корсунский, чигиринский, переяславский (последний на левой стороне Днепра); каждый полк находился под начальством полковника и его помощника асаула; полк делился на десять сотен. Каждая сотня была под начальством сотника и его помощника сотенного асаула. Всех реестровых казаков было только шесть тысяч. Они пользовались свободным правом владения своими землями, не несли никаких податей и повинностей и получали жалование по червонцу на каждого простого казака и по тулупу.
Кроме этих реестровых казаков, польское правительство долго не хотело знать никаких других казаков, т.к увеличивать количество реестровых правительство опасалось. Но такой взгляд шел в разрезе с народным стремлением. В Южной Руси все хотели быть казаками, т.е. вольными людьми; все искали путей и средств обратиться в казаков. Одним из таких путей была Запорожская Сича.
Реестровые казаки охотно принимали в свое сословие новых братий, так что количество реестровых было на деле гораздо больше, чем на бумаге. Иногда такие польские подданные, назвавши себя казаками, не пытались ни вступать в реестр, ни примыкать к панам, а собирались вооруженными толпами и выбирали себе предводителя, которого называли гетманом. Так поступали в особенности те, которые бывали на Сичи, воевали против турок и татар и приобретали себе там - как выражались тогда - "рыцарскую славу".
Павел Бут, Тетеря - вот имена казацких вождей того времени. Казачество в это время выдвигало "экономические" требования: увеличение жалованья, включение в реестр значительно большего количества казаков и т.д. Но важно отметить, что в ходе восстаний налаживались связи запорожского казачества с правительством Русского государства и казаки все больше начинали видеть в нем опору для себя в борьбе.