Смекни!
smekni.com

Государственный и общественный строй Древнего Китая (стр. 5 из 5)

Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных им чиновников.

Армия

Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.

Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству.

Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.

Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе.

Суд

Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Право Древнего Китая

10 – в. до н.э. Му-ваном было разработано Уложения о наказаниях. Оно представляло собой запись отдельных Судебных решений и закрепляло нормы обычного права. Впоследствии большое влияние на развитие права оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуций предпочитал нормы морали. Легисты – распространяли правовые нормы. Легизм враждебно настроен к людям. Они считают что люди глупые существа, которых нужно подчинять порядку. Под порядком легисты понимают – полное безволие людей, их преданность власти.

Право знало понятия владения и распоряжения. Земля – государственная собственность, но владела ей община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. В начало правления династии Чжоу, действовала система «колодезных полей», 9 наделов земли. 8- в частном пользовании крестьян, с 9-ого, урожай, собранный всей общиной, отдавался царю. Позднее был введен денежный налог с каждой семьи.

Объектом права являлись рабы. Известны виды договоров: мены, купли – продажи, дарения, займа, личного найма. Семейное право – патриархальное. Абсолютная власть отца, мужа. Женщина личного имущества не имела, ее права в наследовании ограничены. Брак заключали родители . Распространено многоженство.

Выделялись следующие виды преступлений; государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу). Против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража грабеж убой чужого скота), воинские (неявка на место сбора, не проявление мужества воином), отказ от уплаты, пьянство.

Му – ван выделял 5 основных наказаний: Мосин (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различных провинностей Исин(отрезание носа) за 1000 различных провинностей Фейсин(отрезание ног) за 500 различных провинностей Чужин (кастрация для мужчин и превращение в рабынь – затворниц женщин), За 300 провинностей. Данисин(отрубание головы) –за 200 провинностей. Такие наказания множили число инвалидов, но судя по всему, преступность не исчезла.

От наказания можно было откупиться: За клеймо – 100 хуаней(2кг меди), за носи ногу- 200 хуаней, за оскорбление – 600, за смертную казнь – 1000. За укрывательство и недоносительство виновного рубили пополам действовало правило круговой поруки. Суд не отделен от администрации, верховный судья – император. На местах – представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, начальники тюрем и палачи.

Судебное ведомство ("ведомство наказаний") строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела.

Заключение

В последние века до новой эры и в первые века новой эры китайское общество и государство развивались по пути от рабовладения к феодализму. Рабы сажались на землю, крестьяне переходили в разряд арендаторов и зависимых работников. Крестьянское всенародное восстание «красных бровей» 18 г. до н. э. вынудило правительство к освобождению части рабов, к изданию закона о запрещении убивать их без суда. Рабовладение было подорвано.


Список литературы

1. История Государства и Права Зарубежных Стран. Ч.1.

Под общей редакцией профессора О.А. Жидкова и профессора Н.А. Крашенинниковой.

2.Хрестоматия по Истории Государства и Права Зарубежных Стран. Под редакцией 3. М. Черниловского.