Из итогов кампании 1941 г. руководители противостоящих сторон сделали различные выводы. Советское командование, и прежде всего Сталин, итоги Московского сражения положили в основу организации наступления советских войск по всей линии фронта Ленинград–Демянск–Вязьма–Харьков–Крым (Директива 8 апреля 1942 г.). При этом активные действия вермахта предусматривались лишь в направлении Москвы, что стало грубейшим просчетом, так как войска Германии концентрировались на юго-восточном, а не на центральном направлении.
В апреле-октябре 1942 г. советские войска потерпели серию тяжких поражений. Под Ленинградом в ходе Любаньской операции была окружена и уничтожена брошенная на прорыв блокады 2-я ударная армия Волховского фронта под командованием А.А. Власова, который после своего пленения 13 июля 1942 г., стал сотрудничать с немцами. Всего же в районе Мясного Бора погибло и пропало без вести 60 тыс. человек. Крупное поражение потерпела Красная Армия в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции (8 января –20 апреля). Окружить немецкие части под Вязьмой не удалось, более того, в окружении оказалась 33-я армия генерала Ефремова, 1-й гвардейский кавалерийский корпус Белова и подразделения воздушно-десантных войск, заброшенные в тыл противника. Советские потери составили 272 тыс. человек. Неудачными оказались весенние наступления в Крыму и под Харьковом. Крупные соединения, до 200 тыс. бойцов, были окружены в районе Харькова вследствие неудачно проведенной наступательной операции. 4 июля 1942 г. после восьмимесячного сопротивления пал Севастополь (за время оккупации в городе было уничтожено 27 тыс. жителей, а 42 тыс. угнано в Германию). Двумя днями ранее, 2 июля 1942 г., была прорвана советская оборона на стыке Брянского и Юго-Западного фронтов, а 24 июля советские войска оставили Ростов-на-Дону (потери среди мирного населения составили около 40 тыс. жителей, в Германию угнано 53 тыс. человек).
В этих условиях 28 июля 1942 г. ГКО издает приказ №227 «Ни шагу назад!», направленный на восстановление военной дисциплины, в первую очередь, карательными мерами. Советские войска переходили к ожесточенной обороне на Кавказе и Сталинградском направлении. Сосредоточение частей РККА и резервов преимущественно на одном Сталинградском направлении и разбрасывание усилий немецких войск создали предпосылки для изменения хода войны.
Решающее значение сыграла Сталинградская битва. (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.), положившая начало коренному перелому в войне. На некоторых этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 млн. человек. В результате была окружена и разгромлена группировка немецко-румынских войск численностью в 330 тыс. человек, 80 тысяч немецких солдат и офицеров вместе с командующим фельдмаршалом фон Паулюсом попало в плен. Потери армии Германии и ее союзников в ходе Сталинградской битвы превысили 800 тыс. человек, 2000 танков, 3000 самолетов, 10000 орудий.
Вскоре после освобождения Сталинграда 4 апреля 1943 года Государственный комитет обороны принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства города Сталинграда и Сталинградской области». Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановление «Об очередных мероприятиях по восстановлению городского хозяйства города Сталинграда». На восстановительные работы отпускалось 102 млн. руб. За 2 года город был фактически отстроен заново.
Завершила коренной перелом в войне Курская битва. проходившая с 5 июля по 23 августа 1943 года. В ней с обеих сторон участвовало более 4 млн. человек, 13 тыс. танков и САУ, более 12 тыс. самолетов. Потери германских войск составили 500 тыс. человек, 1500 танков. Стратегическая инициатива полностью перешла к Советской Армии. Зимой 1944 года советские войска разгромили гитлеровцев под Ленинградом, на Правобережной Украине и в марте вступили на территорию Румынии.
В мае 1944 года был освобожден Крым. В ходе этих операций были разгромлены более 170 дивизий. Крупнейшей операцией 1944 года была Белорусская наступательная операция «Багратион», проводившаяся с 23 июня по 29 августа 1944 г. Она проводилась войсками советских 4-х фронтов в составе 168 дивизий и 20 бригад численностью 2,3 млн. человек. В результате операции было разгромлено 80 дивизий противника, причем 17 дивизий и 3 бригады были полностью уничтожены, а 50 потеряли более половины своего состава. Белорусская операция, оттянув с западного фронта более 50 немецких дивизий, способствовала открытию второго фронта, началом которого послужила Нормандская десантная операция, начавшаяся 6 июня 1944 года. Высадившиеся англо-американские войска в составе 15 дивизий прорвали оборону немцев и начали освобождение Франции. В конце августа 1944 года был освобожден Париж. Фашистский блок распался. Фашистские войска были изгнаны из Бельгии и Северной Италии. Из войны вышли Румыния, Болгария, Финляндия и Венгрия. Советские войска освободили Польшу и вместе с Народно-освободительной армией Югославии вступили в Белград. В январе 1945 года советские войска начали Висло-Одерскую операцию, завершили освобождение Польши и вышли на подступы к Берлину. В апреле 1945 года советские войска развернули решающее наступление на Берлин. Операция проводилась войсками 3-х советских фронтов, 1-й и 2-й армиями Войска Польского, общей численностью около 2 млн. человек. В результате 23-дневной операции советские войска разгромили берлинскую группировку войск противника и 2 мая штурмом овладели г. Берлином. 9 мая советские войска вошли в Прагу. Германское командование капитулировало, Великая Отечественная война победоносно закончилась.
Огромную роль сыграли решения Государственного Комитета Обороны, касающиеся функционирования экономики страны в военное время.
С началом военных действий перед советским народом встали сложные задачи, решение которых было затруднено по причине потери важных в экономическом отношении регионов. На оккупированной врагом территории СССР производилось до 33% всей валовой продукции страны. Особенно пострадала тяжелая промышленность. Оккупированные районы давали до войны 71% общесоюзной выплавки чугуна, 58% выплавки стали и 57% проката черных металлов. Был потерян Донецкий угольный бассейн, где в 1940 г. удалось добыть до 60% всего угля. В целом по стране основные производственные фонды в 1941 г. сократились на 28% по сравнению с довоенным временем.[10]
Огромный ущерб понесло сельское хозяйство страны. Враг оккупировал территории, где производилось до 87% всего сахара, 50% общесоюзного зерна. Оказались потеряны высокоразвитые зерновые, молочно-мясные совхозы, конезаводы, элитные хозяйства крупного рогатого скота.
Оккупированные районы имели разветвленную сеть железных дорог. Здесь до войны на 1 тыс. кв. км приходилось 39 км железнодорожных путей (в США на 1 тыс. кв. км приходилось тогда 40 км ж/д путей).
С первых же дней войны предпринимались попытки по спасению промышленного оборудования предприятий важнейших отраслей экономики. 24 июня 1941 г. постановлением Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) был создан Совет по эвакуации. После реорганизации Совета, проведенной в июле, его возглавил первый секретарь ВЦСПС Н.М. Шверник. В состав этого органа входили также А.Н. Косыгин, М.Г. Первухин, А.И. Микоян, М.3. Сабуров и некоторые другие специалисты Госплана, а также различных наркоматов.
27 июня 1941 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». За первые 4 месяца войны правительство сумело организовать вывоз оборудования всех заводов танковой, авиационной, мотостроительной и других отраслей промышленности военного назначения. В кратчайший срок на восток было эвакуировано более 1360 крупных, преимущественно военных предприятий. Только из одной Москвы оказалось отправлено на восток свыше 210 предприятий, из Киева – около 200. Заместителем председателя Совета по эвакуации, возглавлявшим группу по вывозу промышленных объектов, а также уполномоченным ЦК партии и Совета Народных Комиссаров по проведению эвакуации из Москвы и области являлся А.Н. Косыгин. В связи с большим объемом работ с 25 октября 1941 г. наряду с Советом по эвакуации действовал также Комитет по эвакуации запасов продовольствия, сырья, промышленных товаров, оборудования текстильных, швейных и табачных фабрик и мыловаренных заводов.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, далеко не все оборудование, имущество и продовольствие удалось вывезти на восток страны. Уже 29 июня 1941 г. последовала директива Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б), в которой говорилось, что «все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться». Был разрушен Днепрогэс. Часть оборудования электростанции эвакуировали, а саму станцию взорвали. Хозяйственная группа немцев «Юг» в своем отчете за ноябрь 1941 г. доносила в Берлин о том, что «нет ни одного предприятия, в котором не были бы произведены взрывы или разрушения. Разрушения охватывают не только заводы, но и распространяются на инструменты, мастерские, планы и различную документацию всех видов, которые эвакуированы или уничтожены».
Выполняя директиву правительства, советский народ уничтожал на корню урожай 1941 г., который повсеместно удался. В ряде случаев имела место раздача продовольствия населению и частям Красной Армии. Против последнего решительно возражал Сталин, заявляя, что войска при этом «могут превратиться в банды мародеров».
Срочность мер по уничтожению продовольствия и оборудования диктовалась тем, что наступление вражеских войск осуществлялось стремительными темпами. Так, уже 28 июня был взят Минск, где находилось свыше 330 промышленных предприятий. Эвакуировать их не удалось вследствие перехвата коммуникаций врагом, разрушений, общего пожара и бомбардировок. Учитывая скорость продвижения гитлеровцев, Сталин 10 июля 1941 г. направил секретарю КП(б) Украины Хрущеву записку, в которой от имени Государственного Комитета Обороны обязал последнего в случае отхода советских войск уничтожать технику, скот и другое имущество в.районе «70-верстной полосы от фронта».