Смекни!
smekni.com

Философское мировоззрение (стр. 3 из 5)

В залежності від розв’язку цього питання філософи розподіляються на об’єктивних (варто) та суб’єктивних (не потрібно) волюнтаристів.
К ОСНОВНОМУ ВОПРОСУ ФИЛОСОФИИ И ПРОЧИМ ДОГМАМ И АКСИОМАМ.

Основным вопросам философии принято считать вопрос: «Что первично? Материя или Сознание?». Однако, следует отметить, что такая формулировка скорее относится к чисто европейским, классическим философским школам. При этом, абсолютно, игнорируются философские учения и концепции других народов мира. А этих учений на самом деле великое множество и в них данный вопрос далеко не всегда является основополагающим.

Философские учения Востока, учения народов Китая, Тибета и Индии, учения индейских племен Америки существенно отличаются от общепринятых научной философией «норм». Правда, довольно странно называть классическую философию наукой. Скорее, научными можно назвать именно нетрадиционные философские учения, поскольку они более последовательно пытаются позиционировать место человека и человечества в мироздании, определить взаимосвязь с окружающей действительностью.(Автор не берется углубляться в детальное обсуждение нетрадиционных философий, а советует читателю обратиться к первоисточникам. Благо сейчас с ними нет проблем.) В то время, научная философия до сих пор блуждает в только ей понятных формулировках, по сути, являясь наукой для самой себя.

А на самом деле, насколько существенен этот вопрос в классической формулировке? Скорее всего, нет. Например, мучает ли Уважаемого Читателя вопрос «Сколько было любовников у Клеопатры?» Наверно не особо.

По своей сути эти вопросы схожи, поскольку они оба бессмысленны. Мы никогда не сможем найти ответ ни на один из них с абсолютной точностью. Безусловно, понятно, что материя и сознания неразрывно связаны друг с другом. Без существования материи не может быть сознания и наоборот.

Согласно мнению автора, все процессы, проистекающие во вселенной, конечны и имеют свое начало и, соответственно, конец. Также, в течении этих процессов, помимо просто законов физики, существует некая организующая составляющая, которая поддерживает эти процессы в стабильном состоянии равновесия, и не дает материи распасться на элементарные частицы. По сути, все процессы во вселенной подчиняются закону сохранения энергии и являются той или иной формой энергетического проявления.

Наиболее целесообразно считать, что материя и сознание возникли одновременно и существуют в тесной взаимосвязи друг с другом. (Вопрос происхождения вселенной будет рассмотрен в статье «Происхождение мира».) Материя поддерживает существование сознания, а сознание организует материю таким образом, чтобы она находилась в равновесном состоянии. В данном случае имеется в виду, конечно, не сознание сторожа Дяди Васи, а вселенское сознание, представляющее собой определенную энергетическую сущность. Назовем эту составляющую «энергетическим сознанием» или ЭС. (Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в статье «Энергетическое сознание вселенной»).

Читатель, конечно, может подвергнуть сомнению, что материя во вселенной находится в состоянии равновесия. Ведь, на самом деле, происходят взрывы звезд, планет и иные природные катаклизмы. Да это так. Но закон сохранения энергии следует рассматривать именно в масштабах вселенной, как в замкнутой системе. Именно, в силу замкнутости или «конечности» вселенной ее суммарный энергетический потенциал стремится к нулю, то есть к равновесному состоянию, а все трансформации, происходящие во вселенной, есть переход вещества и энергии из одного состояния в другое. (Более подробно по этому вопросу в статье « Происхождение мира»).

А как же тогда быть с утверждением, что вселенная бесконечна, да и с самим понятием бесконечности? Это скорее психологический вопрос. Нам просто не хочется верить в то, что не существует чего-то бесконечного. Познание природы и физические законы доказывают, что все процессы проистекающие вокруг нас конечны. Просто некоторые процессы могут длиться настолько долго, что оценить длительность их течения не представляется возможным, по крайней мере, современными научными методами.

Таким образом, можно сделать вывод, что бесконечность это такое же мало значимое понятие, как и основной вопрос философии.

А насколько вообще незыблемо понятие нормы или аксиомы. Приведем несколько простых, но довольно эффектных примеров.

Пример №1. Все мы с детства привыкли, что прямая, это некая линия начинающаяся не пойми где, да и заканчивающаяся не пойми как. Возьмем лист бумаги или лучше полоску ленты для заклейки окон. Нарисуем на нем продольную линию от одного конца до другого. Что у нас получилось? Вроде бы прямая. Теперь соединим противоположные концы листа, так чтобы концы линии совпадали. Что у нас получилось – замкнутая линия или попросту окружность. Теперь представьте себя ничтожно малой точкой, находящейся на этой прямой. Двигаясь по этой линии, в плоскости листа или полоски, вам может казаться, что она является бесконечной прямой, хотя на самом деле это совсем не так.

Пример №2. Так же мы никоим образом не сомневаемся, что параллельные прямые никогда не пересекаются. Возьмем очень маленький кусочек бумаги, например автобусный билет. Нарисуем на нем две, как нам кажется прямые. А теперь представьте, что этот билет лежит где-нибудь на тротуаре в очень большом городе. Теперь представьте, что вы владеете огромным циркулем, поставьте острый конец циркуля на одной окраине и проведите окружность через одну из ваших «прямых». Повторите вашу операцию, но с противоположного конца города, с другой «прямой». Что у вас получится? Возможны два варианта. Либо ваши прямые, где-то очень далеко от края билета, начнут постепенно расходится, либо, самым наглым образом, пересекутся.

Что доказывают эти два примера? Просто, все что мы видим, то к чему привыкли, не всегда является незыблемым и очевидным.

Сама формулировка основного вопроса философии, как и прочих аксиом, ясно свидетельствует о том, что сознание человека оценивает реальность с позиции дуализма, либо да, либо нет, либо норма, либо аномалия, и это проявляется во всем, начиная от религии, заканчивая социальным поведением. Во многом такие подходы тормозили и до сих пор тормозят развитие цивилизации. Основным «вопросом философии» для человечества должен стать вопрос изменения собственного сознания и способа восприятия мира. Это необходимо чтобы двигаться дальше по пути прогресса.

В настоящее время в мире существует много и других положений, принимаемых за норму без всяких доказательств или аксиом. Для Автора аксиома - это то, что пока никто не опроверг, или не доказал.

3. Роль и значение философии, ее основные функции.

Мы фактически уже показали отчасти роль и значение философии. Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в ка- честве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции - мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентаци- онная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксео- логическая. Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отража- ющих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих поня- тийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реали- зуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теорети- ческого выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполня- ющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль фило- софии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Геге- ля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реали- зуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии за- нимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательно- го, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно ре- шать проблемы гармонизации общественной жизни. Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы расс- матриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человечес- кой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским пробле- мам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а так- же то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в ло- не чистого умозрения, а в реальной жизни. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социаль- но-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно разви- вающееся вместе с ней.