Смекни!
smekni.com

Детство и юность. Становление характеров Молотова и Берии (стр. 2 из 3)

От второго брака детей было трое, старший сын умер в двухлетнем возрасте, средний сын - Лаврентий, младшая дочь - Анна, глухонемая после перенесенной в детстве болезни.

В дореволюционной России, семья могла считаться бедной, но в это же время иметь какой-либо скот, лошадь или корову, в Грузии тех лет у половины крестьянских хозяйств вообще не было скота. Осталось довольно мало воспоминаний Берии о детстве, но сохранился рассказ его жены, в какой обстановке росла она. Это воспоминание ярко показывает картину жизни основной части бедного населения Грузии.

"...Отец мой имел в своем собственном владении два гектара земли, деревянный дом из трех комнат, под крышей которого постоянно стояли деревянные чаны на случай дождя. Не было рабочего скота, не было коровы или даже домашней птицы, так как не хватало кукурузы, собранного с этого клочка земли, даже для людей в семье; мясо или кружку молока я видела только в большие праздники..."

Главной проблемой Грузии была земля. Дом, в котором росла Нина Гегечкори, был не самым бедным в деревне, а скот семья не держала не потому что не на что было купить, а потому что не чем было его кормить. В России главной проблемой было купить корову или лошадь, а выпасы и сенокосы найдутся.

Единственной надеждой бедняков были сыновья, а если сын сможет выучиться и стать чиновником или священником, то кусок хлеба и спокойная старость гарантированны. Недаром Екатерина Джугашвили мечтала видеть сына священником, мать же Берия, хоть и была глубоко верующей, отдала мальчика не в духовное, а в светское учебное заведение. Когда Лаврентию исполнилось 8 лет, его отдали в Сухумское высшее начальное городское училище. Обстоятельства, побудившие мать Берии это сделать неизвестны.

Серго Берия, сын Берии, пишет, что для того чтобы учить Лаврентия, дед продал полдома. А когда тот решил учиться дальше, "пришлось деду Павле и вторую половину дома продать и перебраться с семьей в хибару из дранки."

Алексей Топтыгин утверждает несколько иное. "Преимуществом Сухумской школы было бесплатное обучение, но для содержания ребенка в Сухуми требовались средства, поэтому родители продали половину дома, а Марта поселилась вместе с сыном, подрабатывая шитьем...".

В общем, отец остался в селе, а Марта с Лаврентием и младшей дочерью переехала в Сухуми и больше в деревню не возвращалась, даже когда Лаврентий стал самостоятельным и вполне мог содержать себя сам. Таким образом, воспитанием сына занималась мать, а отец в нем не участвовал.

Основными предметами в реальном училище являлись русский язык, арифметика, Закон Божий, в старших классах – немного истории, географии, естествознание. Уровень конечно не высокий, но достаточный для того чтобы способные дети в дальнейшем могли рассчитывать на получение приличного образования. Берия вбирает строительство, он с детства прекрасно рисует, и мечтает стать архитектором. Кстати, архитектура осталась его любовью на всю жизнь, а Тбилиси, реконструированный при Берии, много лет оставался самым благоустроенным городом Советского Союза.

В 1915 году Берия с отличаем заканчивает училище и поступает в механико-строительное училище в Баку. Лаврентий Берия рано начинает работать, это он указывает в своей автобиографии, она датирована 1923 годом.

"... Ввиду того, что мое обучение было в тягость родителям, будучи еще учеником Сухумского городского училища, я готовил учеников младших классов, помогая, таким образом, семье, и это продолжалось с перерывами до 1915 г. В 1915 г. Я переехал в Баку; с этого момента и начинается моя самостоятельная жизнь. Уже с этих пор, учась в техническом училище, я имею на своем обеспечении старуху мать, глухонемую сестру и племянницу 5 лет...".

Трудно сказать как женщина и подросток умудрялись прокормить семью, чем они жили, ясно одно в материальном плане им приходилось нелегко. В Сухуми Берия подрабатывает уроками, пишет письма для неграмотных, работает в нефтяной компании Нобеля. Таким образом, на его плечах забота о двух близких, в отличие от Молотова в том же возрасте. Эти обстоятельства не могли не наложить определенный отпечаток на характер Л.Берии – необыкновенное трудолюбие, самостоятельность, ответственность и настойчивость присущи ему с молодости.

Во время учебы, Берия не остается равнодушным и к политической жизни. Как и многие другие учащиеся того времени, он увлекается радикальными идеями, как и многие другие он видел панацею от всех несправедливостей в коренном переустройстве общества. В данный период большевиков было в Закавказье не очень много, гораздо более сильной партией являлись меньшевики, только Баку был традиционно большевистским центром.

1915 году Берия принимает участие в работе нелегального марксистского кружка, где становится казначеем. Идеология марксизма должна была прийтись по вкусу сыну бедного крестьянина, так как она давала простые ответы на сложные вопросы бытия и надежду выбиться из нужды.

В среде учащихся он пользуется авторитетом — его избирают старостой класса. В автобиографии 1923 года, Берия пишет, что с четырьмя соучастниками организовал ячейку партии большевиков в 1917 году.

Таким образом, Берия, свой партийный стаж отчитывает с 1917 года. Летом того же года, в качестве практиканта военно-строительного отдела он поступает в гидротехническую организацию армии Румынского фронта и отправляется в Румынию. В декабре он возвращается в Баку, и приступает к учебе, где пытается наверстать упущенное.

В январе 1918 года марксистские симпатии приводят его в Бакинский Совет рабочих, солдатских и матросских депутатов, работая здесь в секретариате Совета сотрудником, он выполняет всю текущую работу. Здесь он остается до сентября 1918 года.

Необходимо разобраться в событиях 1917-1918 годов, чтобы понять и оценить ту ситуацию, с которой чуть позже столкнулся Л.Берия. Именно в этот период и сформировались его основные черты как политика.

Весть о перевороте 25 октября в Петрограде на Кавказе мало кто принял всерьез. Ясно было одно, что центральной власти какое-то время не будет. 15 ноября был образован Закавказский Комиссариат. 5 декабря Комиссариат заключил с Турцией сепаратное соглашение о перемирии и начал мирные переговоры. Части русской армии отправились по домам. Едва русская армия оставила фронт, Вехид-паша начал наступление на Армению. 10 февраля Комиссариат созвал Закавказский сейм, который заявил о создании независимой Закавказской Демократической Федеративной Республики, включавшей в себя Грузию, Армению, Азербайджан. Турция же предъявила новые территориальные претензии и двинула войска на Тифлис. Закавказское единство не выдержало этого испытания, 13 мая сейм сложил с себя полномочия. 13 мая провозглашена Грузинская демократическая республика, 14 мая – Азербайджанская, 15 мая – Армянская.

Азербайджанская республика обратилась к Турции с просьбой о присоединении, Грузия – за помощью к Германии. Армения осталась без союзников, однако ей удалось остановить турок неподалеку от Еревана, но вся захваченная территория отошла к Турции, а Грузии достались все спорные территории.

В Баку 27 октября 1917 года Бакинский Совет рабочих и военных депутатов большинством голосов постановил о прекращении восстания и передаче всей власти Учредительному собранию. Большевики же, оставшиеся в меньшинстве, 31 октября 1917 года собирают еще одно расширенное заседание Совета, которое объявляет себя конференцией Совета и главным органом революционной власти. Эсеры и меньшевики покинули Совет, они создают "Комитет общественной безопасности", объявив его главным демократическим органом власти. На стороне большевиков выступают азербайджанские националисты из партии "Мусават". Кроме того существовали и городская Дума и Исполнительный Комитет общественных организаций, и все считали себя высшим властями.

Зимой 1917-1918 года эсеры и меньшевики возвращаются в Бакинский Совет. Большевики при Бакинском комитете создают боевую дружину, к июню 1918 года их вооруженные силы насчитывали 13 тысяч человек. Альянс мусаватистов и большевиков оказался не долговечным, так как одни были националистической организацией, а другие - интернациональной. Едва турецкие войска начали наступление, мусаватисты принялись готовиться к встрече. В Дагестане имам Гоцинский объявил газават - "священную войну", его армия взяла Буйнакск и Махачкалу, раннее занимаемые красными, те бегут в Астрахань и Баку, тем самым еще больше накалив Бакинскую атмосферу.

Большевики объявляют, что в Баку началось восстание и организуют новый орган высшей власти "Комитет революционной обороны города Баку и его районов", свою помощь комитету предложили дашнаки. В городе началась армяно-мусульманская резня. Имам Гоцинский и бек Зиятханов были остановлены, разгромленные отряды уходят в Карабах.

В Баку же 25 апреля 1918 года был создан Бакинский Совнарком, куда вошли большевики и левые эсеры, продолжал работать Бакинский Совет, причем первый был исполнительным органом второго. В апреле был издан декрет о передаче помещичьих земель крестьянам. Реформа тут же вышла из под контроля, вскоре начался раздел захваченной земли на Кавказе. Де-факто Баку был "вольным городом".

Армия Азербайджанской демократической республики, где правили мусаватисты, численностью около 14 тысяч человек, начала наступление на Баку. Им противостояла Кавказская армия, численностью 15-18 тысяч человек, фронт в результате военных действий "замер" между Гянджой и Баку и не двигался до тех пор, пока не прибыли турки, фронт пополз в сторону Баку. В июле азербайджанские войска подступили к городу. 25 июля 1918 года рас ширенное заседание Бакинского Совета большинством голосов приняло решение обратиться за помощью к англичанам. Большевики и левые эсеры были против этого решения, надеясь на помощь из России. 29 июля в Баку пришло известие, что турки прорвали фронт и находятся в Баладжарах, пригороде Баку. 31 июля Бакинский Совнарком сложил с себя полномочия, часть большевиков попыталась переправиться в Астрахань. В городе остался Совет, но уже без большевиков. Исполнительную власть приняла Диктатура Центоркаспия. Представители Центрокаспия и Совета вошли в новое правительство и распорядились задержать пароходы с большевиками и вернуть их в Баку. 4 августа в городе высадились англичане. Красные части 14 августа предприняли еще одну попытку переправиться в Астрахань, правительство Баку задержало пароходы, было арестовано 35 человек - верхушка Совнаркома, остальные войска благополучно добрались до Астрахани. Арестованным было предъявлено обвинение в попытке бегства, в вывозе военного имущества, 11 сентября они должны были быть преданы военно-полевому суду, но 15 сентября в Баку вошли азербайджанские войска, в общей суматохе, оставшиеся на свободе большевики сумели добиться освобождения арестованных, после чего они переправляются в Красноводск. Этот город контролировался Закаспийским временным правительством, узнав, кто к ним прибыл - оно арестовало большевистскую верхушку, обвинив в сдаче Баку туркам. Большевики были отправлены Ашхабад, но до него не доехали, а были расстреляны на 207 версте. Такова история Бакинской Коммуны и Бакинских комиссаров. В 1920 году их перезахоронили на одной из площадей Баку, в 1958 году там появился им памятник.