Смекни!
smekni.com

Дни воинской славы России (стр. 4 из 7)

1418 дней и ночей советские люди вели кровопролитную войну против фашистских агрессоров и сокрушили их. Народ отстоял свободу и независимость своего Отечества, спас от фашистского порабощения мировую цивилизацию.

Великая Отечественная война явилась составной частью и главным содержанием всей второй мировой войны, в орбиту которой было вовлечено более 60 государств. Боевые действия велись на обширных пространствах Европы, Азии и Африки, на морских и океанских просторах. Германо-итало-японский фашистский блок, расширяя агрессию, упорно стремился к завоеванию мирового господства. На пути к этой цели непреодолимым препятствием встал Советский Союз. Судьба всей второй мировой войны решались на советско-германском фронте – он был главным фронтом борьбы против фашизма. СССР взял на себя и до конца вынес основную тяжесть борьбы с агрессором. Именно нашей стране и ее Вооруженным Силам принадлежала решающая роль в победоносном исходе второй мировой войны.

Первоначально немецко-фашистским войскам удалось захватить стратегическую инициативу. Они отчаянно рвались к жизненно важным центрам Советского Союза. Но бредовым планам молниеносной войны не суждено было сбыться.

Завершающие удары Советские Вооруженные Силы в 1945 г. нанесли в Восточной Пруссии, в западной Польше и Чехословакии. Грандиозная Берлинская стратегическая наступательная операция, проводившаяся с 16 апреля по 8 мая 1945 г., позволила штурмом овладеть столицей Германии - г. Берлином. Развивая дальнейшее наступление, советские войска вышли на реку Эльба, где соединились с американскими и английским войсками. С падением Берлина и утратой жизненно важных районов Германия потеряла возможность к сопротивлению. 8 мая 1945 г. гитлеровская Германия безоговорочно капитулировала. А 2 сентября 1945 г. сложила оружие и милитаристская Япония.

9 мая – самый светлый праздник всего российского народа, неувядаемый день нашей немеркнущей воинской славы.

16. Ледовое побоище 5 апреля 1242 года

В «Истории Русской армии" А.А. Керсновского сказано так: «За все время своего существования России приходилось отбиваться от двух врагов. Первый враг - враг восточный... Второй враг - враг западный. Имя ему было и осталось - немец. Враг упорный и беспощадный, хитрый и бездушный, коварный и бесчестный. На протяжении семисот лет — от Ледового побоища до Брест-Литовска - враг традиционный, но не раз по капризу истории надевавший личину «традиционной дружбы» всякий раз все к большей своей выгоде и все к большей беде России*. Первым скрестил мечи с западным врагом великий князь Александр Ярославович, Обратившись к энциклопедии Брокгауза и Ефрона, можно узнать, что «Борьба с ливонцами и со шведами являлась... борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 году разрозненные силы ливонцев -тевтонского ордена и меченосцев — объединились против русских, В 1240 году немцы напали, на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством самого правителя страны Биргера, приславшего князю Александру объявление войны; «Если можешь, сопротивляйся. Знай, что я уже здесь и пленю землю твою", Но 15 июля шведы потерпели поражение в битве на Неве: «Победа эта дала князю прозвище «Невский» и поставила на пьедестал великой славы. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Вожия».

Между тем экспансия продолжалась: в 1241 году немцы взяли Изборск, осаждали Псков, а на Новгород надвигались ливонские немцы, чудь и литва. И вновь Александр Невский защитил северо-западные рубежи России. Рассказ об этом сохранился в Симооновской летописи: «И пошел с братом Андреем, с новгородцами и суздальцами в немецкую землю с великой силой, чтобы не хвалились немцы; вунизим славянский язык поставим ниже себя»... Великий князь занял все пути к Пскову с набегом взял город и захватил в плен немцев и чудь и немецких наместников и, заковав их, отправил в Новгород, город Псков освободил из плена, а немецкую землю повоевал и пожег... Гордые же немцы соединились и сказали: «Пойдем на Александра и, победив его, возьмем в плен. Магистр вышел против них (русских) со всеми своими епископами и со всем множеством народа и страны их... и с помощью короля [датского] и сошли на озеро Чудское... И великий князь поставил полки на Чудском озере, на Узмени у Вороньего камня, воодушевился крестною силою и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на озере Чудском, было множество воинов с обеих сторон. Было у Александра множество храбрых, сильных и мужественных воинов, и наполнились они ратным духом, были сердца их, как у львов. И они сказали: "Князь, пришло нам теперь время положить свои головы за тебя».

Была тогда суббота, и на восходе солнца сошлись оба войска. Немцы и чудь пробились клином через русские полки. И была тут страшная сеча для немцев и чуди; были треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и замерзшее озеро точно тронулось, и не видно было льда, потому что он был покрыт кровью. И обратились враги в бегство, и убивали их. гоняясь за ними, как по воздуху, и некуда было им убежать; и убивали их на протяжении 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 800, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 знатных немецких воевод и привели их в Новгород, другие враги в озере утонули... а иные убежали сильно израненные». Победа на Чудском озере, остановившая католическую экспансию на восток, само имя князя Александра Невского, причисленного Русской православной церковью к лику святых, нашли свое отражение в патриотических традициях русского народа. Так, в 1725 году был учрежден орден Святого Александра Невского, являвшийся одной из высших наград империи; а в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались командиры Красной Армии — от командира взвода до командира полка.

17. Куликовская битва 8 сентября 1380 года

Про «врага восточного» в «Истории Русской армии» сказано, что он «приходил к нам из глубины азиатских степей, сперва в облике обров и половцев, затем монголов и татар и, наконец, турок...» Первым из государей, боровшихся с «восточным врагом», А.А. Керсновский называет князя Дмитрия Донского, Его победа в битве на поле Куликовом стала наиболее ярким событием трехсотлетней борьбы россиян с Ордынским игом. Из «Сказания о Мамаевом побоище» (перевод XIX века): «Пришел праздник 8 сентября, начало спасения нашего, рождество святой Богородицы, рассвет в пятницу, восход солнца. И была утром великая мгла, начали знамена христианские простираться и многие трубы трубить.

Уже у русских князей и воевод и у всех удалых людей кони укротились, звук трубный, каждый под своим знаменем, полки пошли, как кому ведено по приказу. Когда настал второй час, начали трубить с обеих сторон; татарские трубы точно онемели, а русские полки утвердились. Еще полк полка не видит, потому что утро очень туманное, земля под ногами стонет, грозу возвещает... поле перегибается, кровавые реки выступили в тех местах... Утвердив русские полки, великий князь пересел с коня на другого, снял с себя царскую одежду и переоделся в другую. Своего же коня дал Михаилу Андреевичу Бренку, которого очень любил, и одежду надел на него, и велел возить знамя, под тем знаменем он и был убит за великого князя. Войска начали сходиться. Передовой полк ведут Дмитрий Всеволод и брат его Владимир, а с правой руки идет Микула Васильевич с коломенцами и со многими иными.

Татары идут по обе стороны, негде им расшириться, татар много, а места для них мало. Безбожный же царь выехал с тремя темниками на высокое место смотреть на человеческое кровопролитие: близко ведь уже сходятся. И, когда настал третий час дня, великий князь сказал; «Видите, братья, гости наши приближаются, водят между собой. хоровод, уже они веселые». И сказал: «Братья, русские удальцы, время приблизилось и час пришел». И сошлись оба войска, крепко бились не только оружием, но и убивали друг друга врукопашную, умирали под конскими копытами, задыхались от великой тесноты, ибо невозможно им было уместиться на Куликовом поле, тесное ведь место между Доном и Непрядвою.

На том поле сошлись сильные полки вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей, точно молнии блещут, И был треск ломающихся копий и удары мечей, нельзя было увидеть грозного часа смертного, в единый час, в мгновение ока сколько тысяч погибает созданий Божьих. В четвертом и пятом часу бьются, не ослабевают христиане. Когда же настал шестой час, Божьим попущением, за наши грехи, начали татары побеждать; многие вельможи перебиты татарами, удалые витязи, как деревья дубровные, клонятся к земле, под конские копыта, многие сыновья русские погибли. Самого великого князя ранили; он покинул войска и сошел с коня, потому что не мог уже сражаться... Когда же настал шестой час, многие венцы опустились на русские полки (т.е. воины погибли), а татары отовсюду зашли, обступили христиан, потому что уменьшилось христиан, одни только татарские полки. Князь же Владимир Андреевич сказал Дмитрию Волынцу: «Беда великая, брат, какая польза от нашего стояния, разве не в насмешку будет оно нам, кому придется нам помогать?» И сказал Дмитрий: «Всякий, кто не вовремя начинает, беду себе приносит. Потерпим еще немного до удобного времени...» Тяжко было детям боярским видеть людей из своего полка убиваемыми; они плакали и непрестанно рвались в бой. Волынец же запрещал им, говоря: «Подождите немного, есть еще с кем вам утешиться». И пришел восьмой час, внезапно потянул южный ветер им в спину. Закричал Волынец громким голосом: «Час пришел, время приблизилось. Братья мои и друзья, дерзайте». И одновременно выехали русские из дубравы, точно выдержанные сокола, ударили на многие стада гусиные, знамены их направлены грозным воеводою. Татары же, увидев их, закричали: «Увы нам, снова Русь обманула, слабейшие люди с нами сражались, а сильные все сохранились». И обратились татары вбегство и побежали...