III. Мучная пища, добываемая посредством обработки земли.
Теперь мы вступаем на низшую ступень варварства. Возделывание хлебных злаков и овощей было известно в западном полушарии только тем племенам, которые вышли из дикости; земледелие, однако, должно было быть древнее огорода; естественная последовательность такова: во-первых, обработка участков открытой наносной земли, во-вторых, огороженных мест, или огородов, и, в-третьих, обработка поля посредством плуга, влекомого силой животного. Существуют основания полагать, что потребовались целых 2 века для выработки искусства земледелия и для того, чтобы мучная пища сделалась главной основой питания. С того времени, как в Америке земледелие повело к колонизации и оседлой жизни, мучная пища стала, в особенности у оседлых индейцев, занимать место рыбы и дичи. Более того, с возделыванием хлебных злаков и огородных растений человечество получило впервые представление о возможности иметь обильную пищу.
IV. Мясная и молочная пища.
Приручение животных доставляло постоянную мясную и молочную пищу, что повело к дифференциации племен, обладавших домашними животными из массы остальных варваров. В западном полушарии мясная пища ограничивалась случайной добычей охоты. Это ограничение в столь существенном виде пищи было неблагоприятно для оседлых индейцев и, без сомнения, может объяснить меньший объем их мозга по сравнению с индейцами, находившимися на низшей ступени варварства. Приручение животных постепенно привело к новому пастушескому образу жизни на равнинах Евфрата и Индии и в степях Азии. Туземцы западного полушария смогли по общему правилу достичь низшей ступени варварства, а часть их - и средней ступени, без домашних животных, за исключение ламы в Перу, и только одним хлебным злаком, маисом, с добавлением бобов, тыквы и табака, а в некоторых местностях - какао, хлопка и перца. Но маис, благодаря его произрастанию в гористых местностях, пригодности к употреблению, как в зеленом, так и зрелом состоянии, оказался более богатым даром природы, содействовавшим начальному прогрессу человечества, чем все другие злаки вместе взятые.
V. Неограниченные средства существования, добываемые полевым земледелием.
"Домашние животные, которые восполняли своей силой мускульную силу человека, явились новым фактором величайшего значения".[11] С течением времени производство железа дало плуг, и равно более совершенные лопату и топор. Отсюда вместе с предшествующим огородничеством, возникло полевое земледелие, а с ним впервые и неограниченный источник средств существования. Плуг, влекомый силой животного, можно считать зачинателем нового производства. Теперь впервые возникло мысль сводить лес и возделывать обширные поля. Более того, теперь сделалось возможным густое население в небольших областях.
В дальнейшем изложении Льюис Генри Морган будет говорить о семье в тех ее формах, какие существовали в различные этнические периоды, причем ее форма в одном периоде была иногда совершенно иной, чем в другом периоде.
I. Кровнородственная семья.
Она основывалась на групповом браке между братьями и сестрами. Свидетельство этой формы до сих пор сохраняется в древнейшей из существующих систем родства, малайской, показывающей, что эта первая форма семьи была в древности столь же универсальна, как и это созданная ею система родства.
II. Пунуальная семья.
Она была основана на групповом браке между несколькими братьями и женами каждого их них и между несколькими сестрами и мужьями каждой из них. Эта форма семьи пришла на смену кровнородственной. Она создала туранскую и гондванскую систему родства. Как эта, так и предшествующая форма принадлежат к периоду дикости.
III. Синдиасмическая семья.
Она была основана на паровании мужчин и женщин в форме брака, но без исключительного сожительства. Она была зародышем моногамной семьи. Развод или разлучение зависели от доброй воли как мужа, так и жены. Это форма семьи не создала своей системы родства.
IV. Патриархальная семья.
Она была основана на браке одного мужчины с несколькими женами. Эта форма оказала небольшое влияние на судьбу человечества, так как не получила всеобщего распространения.
V. Моногамная семья.
Она была основана на браке одного мужчины с одной женщиной при исключительном сожительстве; последнее составляло основной элемент этого института. Она является преимущественно семьей цивилизованного общества и, следовательно, по существу недавнего происхождения. Эта форма семьи также создала особую систему родства.
Суммировав достижения различных этнических периодов и сравнив их между собой в качестве отличных друг от друга групп фактов, мы получили общее представление об относительном объеме и пропорциях человеческого прогресса в эти периоды.
"Прежде, чем человек смог достигнуть состояния цивилизации, необходимо было, чтобы он мог овладеть всеми ее элементами. Превращение человека сначала из примитивного дикаря в варвара самого низкого типа, и затем из варвара в грека гомеровского века или еврея времен Авраама - означает изумительную перемену в его состоянии". [12]
Главнейшими созданиями современной цивилизации являются: электрический телеграф, светильный газ, паровая машина и многие другие изобретения, упоминать которые нет необходимости.
Современные цивилизация возродила и впитала в себя то, что было ценного в древней цивилизации. Но хотя ее вклад в общую сумму человеческого знания был обширен, блестящ и сделан в весьма короткий срок, он далеко не столь несоразмерно велик, чтобы затмить более древние цивилизации и умалить их относительное значение.
Употребление письма, или равнозначных ему иероглифов на камне является отчетливым признаком начала цивилизации.
И по этому поводу Льюис Генри Морган говорил, что "Без литературных памятников не существовало бы, можно сказать, ни истории, ни цивилизации". [13]
Пользуясь гомеровскими поэмами, как путеводителем и переходя далее к позднейшему периоду варварства, отметим из сферы знаний и опыта человека: изобретение стихотворной формы, древнюю мифологию, храмовую архитектуру, знакомство с хлебными злаками за исключением маиса, города, обнесенные каменными стенами, сооружении кораблей и др. такова главнейшая часть замечательных достижений высшего класса варваров вместе с достигнутым на этой основе умственным и моральным развитием.
"Отступая отсюда в средний период варварства, мы находим отчетливые данные и относительный порядок, в котором появились учреждения, изобретения и открытия, оказывается менее ясными; однако мы не лишены некоторых указаний, ведущих нас даже в этих отдаленных веках прошлого арийской семьи". [14]
Вступая теперь в средний период варварства, отметим подобным же образом из сферы человеческого опыта: процесс производства бронзы, стада домашних животных, общинные дома со стенами из необожженного кирпича и тесаных камней, свайные постройки на озерах, употребление древесного угля и т.д. Совокупность достижений этого периода менее значительна, чем последующего, но по отношению ко всей сумме человеческого прогресса она очень велика.
Вступая в древнейший период варварства, отметим из сферы достижений человека: конфедерацию, основанную на родах, что дало общественный строй более высоко организованный, открытие и возделывание маиса, ручное ткачество, почитание стихий, и наконец, гончарное искусство.
Если правильно оценить важность достижений человечества на протяжении трех подпериодов варварства, то эти достижения следует считать грандиозными не только по количеству и своей внутренней ценности, но и по тому умственному и нравственному развитию, которым они необходимым образом сопровождались.
Восходя далее, к продолжительному периоду дикости, отметим из области человеческого знания: организацию, состоящую из родов, фратрий, племен, синдасмическую семью, почитание стихий, многосложную речь, лук и стрелу, знакомство с использованием огня и, наконец, язык жестов.
Исключив эти достижения в том порядке, в котором они появлялись, мы вплотную приблизимся к младенческому периоду существования человека.
Развитие человечества, с начала, и до конца, совершалось в геометрической, не в строгом смысле, но по существу прогрессии. Вследствие этого, хотя прогресс совершался наиболее медленно в первый период и наиболее быстро в последний, относительный объем прогресса мог быть наибольшим в первом периоде, если брать достижения каждого периода в отношении к общей их сумме.
Какова была относительная продолжительность этих этнических периодов, представляется законным объектом догадок. Точное определение невозможно, но можно попытаться сделать это хотя бы приблизительно.
По теории геометрической прогрессии период дикости должен был быть длиннее периода варварства, как последний в свою очередь длиннее периода цивилизации.
"По такому расчету наиболее развитая часть человеческой расы провела три пятых своей жизни в диком состоянии. Из остального времени двадцать тысяч лет, или одна пятая должны быть положены на древний период варварства. Для среднего и позднейшего периода остается пятнадцать тысяч лет, и для периода цивилизации примерно пять тысяч лет"[15].
В заключение нужно сказать, что тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Они вошли и в нашу жизнь.