За период использования человечеством механической звукозаписи накопилось огромное количество фонодокументов. В частности, только в Библиотеке Конгресса США в настоящее время хранится около 200 тыс. грампластинок.
С начала 90-х гг. производство грампластинок в России фактически прекратилось, уступив место другим, более качественным и эффективным способом звукозаписи. Исключение составляют, пожалуй, лишь издаваемые небольшими тиражами, а потому дорогостоящие коллекционные грампластинки, предназначенные для коллекционеров, меломанов, предпочитающих наслаждаться музыкальными записями с виниловых, а не лазерных дисков либо магнитных лент.
В начале 1920-х годов получают развитие бессеребряные светокопировальные способы, в конце 1940-х годов ставится на индустриальную основу порошковая бессеребряная фотография.
К фотографическим носителям информации относятся: фотографии, диафильмы, диапозитивы, микрофильмы, апертурные карты.
Наряду с рулонным микрофильмом появляются его разновидности: в отрезке, апертурная карта и дискета.
Применение голографии и растровой фотографии привело к возникновению голограмм.
Внешняя структура фотодокумента. Внешняя структура документа (конструкция) — это его внешняя форма, позволяющая идентифицировать его как вид документа. Задача состоит в том, чтобы придать внешнему виду документа такую форму, которая бы вызывала у потребителя желание (потребность) в извлечении информации, покупке и т. п.
Фотодокументы располагают следующим набором внешних элементов: этикетка, титры диафильмов, упаковочный контейнер (конверт, коробка, альбом), рамка диапозитива, кадр.
Таким образом, сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве, криминалистике и т. д.
С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающихся технической обработкой информации: полиграфии, картографии, репрографии. Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. Они являются важнейшим историческим источником.
В России первые фотографические изображения были получены в 1839г. русским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в целях улучшения изображения заменить тиосульфат натрия (гипосульфит) в проявляющем растворе на аммиак, а уже в следующем году в Москве открылась первая в нашей стране фотостудия.
Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Изобретатель-самоучка И.В. Болдырев предложил способ изготовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпуска подобных пленок американской фирмой "Кодак".
С.А. Юрковский изготовил шторнощелевой затвор для коротких экспозиций. И.И. Филиппенко сконструировал походную фотолабораторию.
С первых лет своего существования она получила применение не только в быту, но и использовалась в решении сугубо научных задач.
Фотография была включена в коммуникативный процесс в начале 1850 г., когда французский фотограф А. Диздери приклеил на кусочек картона свой фотоснимок и стал использовать его как визитную карточку. Это послужило толчком для появления разнообразных документов, циркулирующих в обществе и удостоверяющих личность, а также семейных и др. фотоальбомов, воплотивших в себя ассоциативную историческую память поколений.
Затем фотографии стали тиражироваться и широко распространяться. В 1890 г. широкое распространение получили почтовые карточки с фотографиями и серии таких карточек.
Основоположником научной и судебной фотографии является русский специалист Е.Ф. Буринский. В 1894 г. по поручению Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Им был разработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот ХIV в. на сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежными Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста.
Заканчивая свою работу, я бы хотела отметить роль в нашей жизни материальных носителей, которые в XXI в. просто необходимы. В настоящее время большая часть информации хранится либо на жестких дисках или флеш-носителях или на СD-дисках.
Упростились условия хранения информации, по сравнению с бумажными документами, для которых приходилось соблюдать ряд обязательных требований: условия поддержания оптимального уровня влажности в помещении, температуры, кислотности, борьбы с микроорганизмами и др., а также проблемы, связанные с защитой печатной продукции от стихийных, техногенных бедствий.
Хочется также отметить основные направления развития материальных носителей информации:
· увеличение объема полезной информации;
· улучшение качества технического оборудования;
· долговременное сохранение информации;
· длительность и надежность хранения документов.
В дальнейшем произойдёт совершенствование материальных носителей информации, позволит использовать и выделит более экономные технологии для их производства. Поэтому через пару лет, обязательно появится еще что-нибудь новейшее. А пока будем хранить информацию на том, что есть и ждать новых изобретений.
1. Длужневская Г.В. Фотография — память народов. Материалы фотоархива Института истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург)//Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998.
2. Кушнаренко Н.Н. Документоведение. Киев: Знание, 2000.
3. Ларьков Н.С. Документоведение. М.: Издательство АСТ, 2006.
4. http://ido.tsu.ru/other_res/hischool/document/64.htm
5. http://community.livejournal.com/zazhelezo/10040.htm
6. Вокруг света, № 3-2008, Хронограф