И. М. Джафарзаде
ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА
(по археологическим данным)
Эта «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием – преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим, ассоциированным людям.
Ф. Энгельс. Анти-Дюринг.
ПРИРОДА И ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Азербайджан имеет весьма древнюю и богатую историю, о чем свидетельствуют памятники материальной культуры, легенды и сказания. Он расположен в умеренном климатическом поясе и щедро одарен природой. Близость моря, многоводные реки, обширные равнины, густые непроходимые леса, альпийские луга величественные горные хребты со снеговыми вершинами разнообразят климат страны. Природные условия с древнейших времен благоприятствовали развитию здесь растительного и животного мира.
Начиная от бассейна р. Кызылузен (Сефидруд или Амардус) и оз. Урмия на юге и кончая Кавказскими горами на севере, каждый из районов Азербайджана имеет своеобразную природу – климат, флору и фауну. Выжженные солнечными лучами горные районы Нахичеванской АССР, Зуванда и Кобыстана с обнаженными снегами вершины Савалана, Шахдага и других гор природой своей напоминают то жаркие тропики, то полярные страны. Поэтому, передвигаясь с Карабахской, Ширванской и Муганской степей к вершинам седого Савалана, к альпийским лугам Карадага и Малого Кавказа, к ледникам и сочным пастбищам Шахдага, Бабадага и Базардюзи в переделах Большого Кавказа и, наконец, проходя через песчаные полупустыни Прикаспия, через дебри лесов Талышских, Кубинских, Нуха-Закатальских, Карабахских, Гянджинских и Шамхорских гор, мы встречаем не только многие виды растений и животных, являющихся главными аборигенами умеренного климатического пояса, где расположен Азербайджан, но и представителей флоры и фауны жаркого и холодного поясов.
Палеонтологические исследования и раскопки, произведенные советскими учеными в районах Азербайджана, например, в Эльдаре, в окрестностях с. Карасагкал (б. Самухский район), близ сс. Кишлы и Дигя на Апшеронском полуострове, на о-ве Артема, дали важные результаты. Здесь были найдены кости антилопы, гиены, дикой лошади, быка-тура, носорога и слона, характерных для третичного и раннечетвертичного периодов.[1] Особенно богатыми и ценными для науки являются результаты палеонтологических раскопок, осуществленных Естественно-историческим музеем Академии наук Азербайджанской ССР в бинагадинских кировых отложениях на Апшероне в 1938-1941 гг. В Бинагадах были обнаружены скелеты носорога и первобытного быка, кости различных животных и птиц, остатки насекомых, растений и плодов. По этим находкам можно составить представление о фауне, флоре и климате Азербайджана в глубокой древности.
Оценивая научное значение бинагадинских материалов, В.В. Богачев пишет: «Новые находки возле сел. Бинагады проливают новый свет на состав и историю фауны Закавказья. Еще никогда не находили в одном месте столько остатков разнообразных животных. Мы получаем очень ясную картину не только фауны, но и флоры послетретичного времени на Апшероне».[2] Далее он отмечает: «Изучение фауны Апшеронского полуострова последней трети плейстоцена[3] приводит нас к следующим выводам:
1. Климат Восточного Закавказья (Азербайджана.–И.Д.) в конце плейстоцена, под лежащего на севере ледника, был более холодным и влажным, чем в настоящее время.
2. Растительность – древесная, кустарниковая, травянистая–была настолько богата, что служила кормовой базой многочисленным стадам крупных копытных.
3. Обилие растительности всех видов так же, как и большое число связанных с водой насекомых, говорит о наличии большого количества пресной воды».[4]
Природные условия, описанные на основе палеонтологических данных, ярко свидетельствуют о том, что в эпоху плейстоцена в Азербайджане, как и на других территориях Закавказья, мог жить человек. Эта мысль может быть подтверждена еще и тем, что предметы обихода и стоянки первобытного человека, а также кости млекопитающих, относящиеся ко времени образования бинагадинского кривого отложения, т. е. к плейстоцену, были найдены в разных районах Грузии и Армении.[5]
Сохранившиеся на территории Азербайджана памятники палеонтологии и археологии являются ценнейшими документами для изучения первобытной природы – мира животных и растений, состояния климата. Эти источники также могут дать важные сведения о жизни человека и о его культуре в ранние периоды истории. О значении подобных научных материалов К. Маркс писал: «Такую же важность, как строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций».[6]
Ценные археологические памятники рассеяны по всему Азербайджану. Они придают ему как бы облик огромного музея. Из них к наиболее ранним периодам относятся естественные и искусственные пещеры, стоянки, развалины древних поселений, циклопические сооружения, могилы, наскальные изображения, менгиры[7] и др.
ДРЕВНЫЙ КАМЕННЫЙ ВЕК (ПАЛЕОЛИТ) И НАЧАЛО МАТРИАРХАТА
Естественные пещеры. В эпоху плейстоцена первобытный человек в переделах Азербайджана жил на берегах рек, в лесах, в пещерах, под навесами скал, в ущельях гор. В поисках пищи люди стадами передвигались с места на сотни километров, проходили по лесам, степям, долинам рек и берегу моря, собирали корни растений, плоды и улиток, ловили рыбу, охотились за дикими животными и птицами. Охотились сообща, ибо одному невозможно было справится с сильными зверями. «Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищник животных или соседних обществ».[8] Одеждой первобытному служили шкуры зверей.
Способ добывания средств, необходимых для существования людей, был очень примитивным. Собирательство занимало основное место; но наряду с этим человек в процессе добывания себе пищи, а иногда и для защиты от хищных зверей, употреблял деревянные дубины, заостренные камни и кости животных.
В процессе коллективного труда для добычи средств к жизни люди эпохи палеолита стали испытывать постепенно необходимость в обмене мыслями друг с другом и в результате овладели членораздельной речью. В дальнейшем, на основе более тесных взаимоотношений между людьми в борьбе с силами природы и в производстве орудий труда и материальных благ, речь развивалась, совершенствовалась и делалась важнейшим средством человеческого общения. С появлением языка в первобытном обществе труд человека стал более продуктивным. «Язык есть средство, орудие,– говорит И.В. Сталин, – при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания . . . Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходимостью, так как без него невозможно наладить совместные действия людей в борьбе с силами природы, в борьбе за производство необходимых материальных благ, невозможно добиться успехов в производственной деятельности общества,-стало быть, невозможно само существование общественного производства»[9]. Далее И.В. Сталин указывает: «Надо полагать, что элементы современного языка были заложены еще в глубокой древности, до эпохи рабства. Это был язык не сложный, с очень скудным словарным фондом, но со своим грамматическим строем, правда, примитивным, но все же грамматическим строем»[10]. Пещеры играли большую роль в сохранении жизни первобытных людей. Благодаря пещерам и навесам скал человек оберегал себя от холода и жары. Здесь он поддерживал добытый им огонь и хранил собранные продукты. Поэтому пещеры считаются первоначальным убежищем человеческого рода, и недаром азербайджанцы их называют «сыгнах» или «пэнаһ», т.е. убежище. Многие такие пещеры предками азербайджанского народа почитались как культовые места.
Обилие пещер в переделах Малого Кавказа отразилось даже на названиях населенных пунктов, которые нередко именуются «Загалы», т.е. «Пещерное». Кроме пещер, расположенных близ с. Загалы (Дастафюрский район), имеются и другие, среди которых наиболее известны «Гара инэк загасы», т.е. «Пещера черной коровы» и «Гурбан кэсилэн», т.е. «Жертвоприношения». Обе они находятся недалеко от с. Амирвар и почитались как культовые места.
Необходимо отметить, что пещера «Гара инэк загасы» по своему культовому значению близка пещере «Оггин» («Белый бык») в Западной Грузии. В легенде, связанной с пещерой «Гара инэк загасы», основное внимание обращено на черную корову, а в легенде о пещере «Оггин» – на белого быка.
Пещер и скальных навесов в Азербайджане очень много. Они расположены в горных и предгорных районах Большого и Малого Кавказа и Талыша. Правда, эти укрытия пока не изучены подробно и не раскопаны, но предварительное обследование их и найденные вблизи некоторые кремневые и обсидиановые[11] отщепки дают основание предполагать, что многие из пещер и скальных навесов еще в далекой древности могли служить первобытному человеку жильем.
Каменные орудия эпохи палеолита и возникновение матриархата. В процессе работы над изготовлением орудий труда и некоторых предметов быта человеку в продолжение длительного периода времени чисто практическим путем удалось ознакомиться с характером различных древесных и каменных пород и установить степень их твердости. Ему удалось также выбрать для изготовления орудий производства и оружия защиты те каменные породы, которые хорошо поддавались обработке и в то же время отличались твердостью. Для изготовления каменных орудий он использовал, например, кремень, кварц, роговики, обсидиан и др.