Реферат на тему
Древнекитайская цивилизация
ПЛАН
1. Возникновение и первые вехи развития древнекитайского государства.
2. Особенности общественного и экономического строя.
3. Экономическая жизнь китайцев.
4. Научно-культурные достижения китайского народа.
5. Литература.
1. Возникновение и первые вехи развития древнекитайского государства.
Обозначение «Китай» свойственно только русскому языку, и оно восходит к этнониму «кидани», названию племени, обитавшего на Дальнем Востоке, на северо-восточной границе Китая. В Европе эту страну называют China, что производно от обозначения последней китайской династии – Цин. Самоназвание этой страны, установившееся с древности – Чжун-го, то есть Центральное, Срединное государство, или Тянь-ся, Поднебесная страна.
Древнейшее население Китая шань-жэнь, или шаньцы, относится к протокитайской языковой и этнической группе. В XIV в. до н.э. их сменили родственные племена иньцев. В XII в. до н.э. в Китай вторглись чжоусцы, кочевники, скорее всего, не принадлежавшие к китайскому этносу. За 900 лет они ассимилировались, восприняли иньские традиции, культуру, язык. К III в. до н.э. сформировалась собственно китайская народность – ханьцы, которая сохраняется по сей день.
Важнейшей предпосылкой возникновения государства стало развитие земледельческой экономики. Уже в эпоху неолита, в V тыс. до н.э., в Китае возникли первые земледельческие поселения, например, Баньпо, около г. Сиань. В III тыс. до н.э. протокитайцы изобрели колесо, гончарный круг, технологии плавки меди, олова, получения сплава бронзы.
Основателем государства в Китае легендарная традиция называет Хаунд-ди, Желтого императора, правившего как будто в 2697-2597 г. до н.э.
Более реально говорить о возникновении государства в Китае в XVIII в. до н.э. Тогда появились первые укрепленные города (го) с правильной регулярной застройкой, дворцовым комплексом правителя, храмами. Древнейшей столицей стал город Чжэнчжоу (современный центр провинции Хэнань), затем с XIV в. до н.э. столица переместилась в Аньань. В дальнейшем установится правило определения нового мистического центра государства с установлением новой династии.
Во главе государства стоял правитель – ван. Он считался всемогущим, медиатором между миром земным и миром небесным; ему подчинялись не только все китайцы, но и варвары и все другие народы земли. Вану были подвластны природные стихии. Он имел сакральное значение, предводительствовал в церемониях, ритуалах, возглавлял войско. Первоначально ван избирался из представителей старшего поколения. Затем установилась традиция престолонаследия, когда правитель называл своего преемника из сыновей, племянников, внуков или других ближайших родственников. Символом божественной силы вана был желтый цвет, который кроме него не мог использовать никто из смертных. Основой его власти была постоянно действующая армия, формировавшаяся в ходе периодических призывов мужского населения. Управление государством осуществлялось через посредничество многочисленных чиновников – чэнь. Они осуществляли переписи, сбор налогов, распределение общественных работ и пр. Особую роль в управлени играли жрецы - си –и бу, так как ни одно государственное действие не осуществлялось без предварительных пророчеств и гаданий на костях или черепашьих панцирях.
С XII в. до н.э. произошло усиление власти правителя. Он получил титул тянь-цзы, «сын Неба». Утвердилась идея тянь-мин, «небесного мандата»; этот «мандат» вручался богом Неба тому избраннику, который проходил особые испытания, произносил пророчество, и последнее должно было сбыться. Согласно доктрине тянь-мин, государем мог стать человек любого звания и состояния, даже любой этнической принадлежности. Считалось, что Небо, вручив «мандат» на управление страной, могло его и отнять. Знаком отказа в благоволении к тянь-цзы со стороны Неба были природные аномалии, стихийные бедствия, военные поражения. В этих условиях народ получал право на свержение неправедного тянь-цзы. Происходил «штурм Неба», то есть столицы и дворца правителя. Тот, кто предводительствовал штурмом и добивался успеха, становился кандидатом на должность нового истинного тянь-цзы.
В III в. до н.э. Китайское государство трансформировалось в империю, охватившую Тибет, Корею, Индокитай и некоторые другие территории. Верховный правитель наделялся титулом хуан-ди, «божественный владыка». Первым подобный титул принял Цинь-ши-хуан-ди (246-210 г. до н.э.), основатель династии и империи Цинь. Он учредил 5 ведомств центрального управления, ввел 12 рангов сановников, унифицировал измерительные стандарты, денежную систему, создал разветвленную сеть государственных дорог, возвел Великую Китайскую стену и Великий Китайский канал, провел реформы письменности и законодательства, на столетия предопределив цивилизационные основы Китая. Вместе с этим, Цинь-ши-хуан-ди увеличивал государственные повинности, сурово подавлял народные выступления, подвергал физическому уничтожению политических противников своего правления и вообще всех инакомыслящих.
2. Особенности общественного и социального строя.
Правосознанию древних китайцев было свойственно различение божественных небесных предписаний – ли и земных установлений – фа. Вся жизнь древних китайцев подчинялась ритуалу: от пробуждения - до отхода ко сну, от рождения – до смерти; детальнейшей регламентации подлежало все: фасон одежды, форма головного убора, тип обуви, экстерьер и интерьер жилища, даже его удаление от императорского дворца, сервировка стола, вид носилок для выезда в город, количество слуг и пр. Первый свод древних китайских законов был составлен в XII-III в. до н.э. – «Чжоу-ли». Согласно этому кодексу, вся земля считалась государственной собственностью; верховным распорядителем земель являлся государь. Существовали государственные повинности – уплата налогов, служба в армии, исполнение общественных работ. Существовал непререкаемый авторитет старших. Старший мог пользоваться имуществом младшего, и это не считалось воровством. Все население Китая считалось подданным, и на него распространялись телесные и увечащие наказания. Практиковались человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства в связи со смертью главы рода или господина.
Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляли цзюнь-цзы, то есть дети благородных, аристократия. К цзюнь-цзы относились члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний.
Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чэнь, чиновники. Чиновники не были свободны от телесных наказаний; они подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер. Чиновничество в Китае отличалось открытостью; в него имели доступ горожане и крестьяне, получившие образование и прошедшие испытания. Во II в. до н.э. установилась практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности.
Рядом с многочисленным чиновничеством находились ши, ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. В 125 г. до н.э. была учреждена Государственная Академия – Го-сюэ. В нее входили бо-ши, академики и профессора.
Основу общества составляли земледельцы – нун. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр. Существовала система 9 полей; 8 предоставлялись земледельцам, главам семей, а 9-е поле, центральное, являлось государственным; оно обрабатывалось земледельцами совместно, и все произведенное на нем принадлежало государству.
Специфика социальных отношений в Китае во многом определялась состоянием семьи. На протяжении всей древней истории там господствовала большая патриархальная семья. Ее главой считался дед, чей авторитет был непререкаем. Сохранялась полигамия. Император обязательно должен был иметь гарем, что являлось демонстрацией мужской потенции правителя. Императорский гарем мог достигать нескольких тысяч женщин. Минимум для сына Неба составляли 1 императрица, 3 старших жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница. В обычной китайской семье также допускалось многоженство, существование наложниц. Существовали обычаи гетеризма, увеселительных заведений, гостеприимства, когда путнику предлагались жена или дочери.
Традиции китайского «Домостроя» стали утверждаться со времен Кун Фу-цзы, или Конфуция (552-479 г. до н.э.). Брак стал считаться нравственной обязанностью «благородного мужа». Он обязан удовлетворять интимные потребности жен вплоть до 60 лет. Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности стали расцениваться как угроза общественному и государственному порядку. Супруги должны были жить в раздельных помещениях, пользоваться индивидуальной посудой; они не могли проявлять свою близость на людях. Яркие одежды и украшения были предосудительными для девушек и подобали только замужним женщинам. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа, неисполнения им супружеских обязанностей.
3. Экономическая жизнь китайцев.
Основой экономики Древнего Китая было земледелие. Согласно китайской мифологии, земледелие ввел Шэнь-нун, он считался изобретателем сохи. Уже в Шанскую и Иньскую эпохи в Китае делались сложные ирригационные сооружения, искусственные каналы и дамбы; в долинах рек Хуанхэ и Янцзы была создана развитая оросительная система. В Китае культивировали просо, пшеницу, пшено, бобы, коноплю. Там начали впервые выращивать чай, разводить тутовые и лаковые деревья. С XIII в. до н.э. стали использовать для обработки соху; произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, более высоко продуктивному. С VIII в. до н.э. стали применять железные сошники и тягловую силу скота.