Около 335 года вся мощь Маскутского царства обрушилась на Армению. После разгрома северян у Ошаканской скалы, влияние маскутов как наиболее монолитной и боеспособной силы на Восточном Кавказе начало падать. Центр тяжести политической власти в Дагестане переместился в укрепленные города гуннов на дагестанском приморье, а наследники убитого Санесана покинули район города Чора и перенесли свою столицу в алванские земли, основав, по существу, новое Алванское государство. Алванское Аркашидское государство располагалось к северу от реки Куры и охватывало приблизительно те же земли, что и древнейшее Алванское царство времен царя Оройса. Мовсес Каланкатуаци рассказывает о том, что после убийства епископа Григория были убиты и все крещенные им маскуты и в их числе трое сыновей самого Санесана, не пожелавшие отречься от Христианства[10]. Здесь можно предположить, что прямых наследников у Санесана не осталось – и в дальнейшем власть в роду перешла к кому-то из его дядей или племянников. Каланкатуаци называет первым алванским царем Вачагана Храброго. Он и стал преемником Санесана и перенес свою резиденцию в город Халхал на Куре или в древнюю столицу Алвана – Кабалу. Мовсес Каланкатуаци прямо не говорит о родственной связи между Вачаганом и Санесаном, но ее можно считать само собой разумеющейся, а о том, что они были современниками, можно судить по сведениям, содержащимся в его книге[11]. Алванские Аршакиды попали под еще более сильное влияние Ирана, а по заключении Нисибинского договора в 387 году Алван де-юре вошел в состав Сасанидской державы в качестве вассального царства, После отречения в 461 году Ваче II и царствования Вачагана Благочестивого (487-510 гг.) аршакидское правление в Алване прервалось – и страна длительное время управлялась князьями. Династии Михранидов, происходившей из владетелей княжества Гардман, в 7 веке удалось восстановить единство Алвана, но оно было не особенно прочным. Усилиями алванских миссионеров было крещено много гуннов иеще больше маскутов, живших к югу от Дербенда. Эти южные маскутские земли Псевдо-Захарий (серед. VI века) называет именем «Базгун», про который сказано, что он «простирается до Каспийских ворот…, которые (находятся) в пределах гуннских. За воротами живут бургары ...у, них есть города...»[12]. Кроме того, Базгун привязан к Каспийскому морю. В этом источнике: «пределы гуннские» - это Страна Гуннов в Дагестане, бургары - дагестанские большдур-болгары (о приазовских болгарах Псевдо-Захарий говорит несколько ниже, когда перечисляет народы севера, живущие в палатках). Упоминаемые источником болгарские города – это Большдур, Эндери и другие – все они находились в Стране Болындур. Название Базгун охватывает область, которая впоследствии становится известна как Маскат, а само имя «Базгун» есть результат искажения: маскут, мазгут, мазгун, базгун, то есть Базгун – это приблизительно то же самое, что и «масаха-гунны» греческой версии Агафангела.
Библиография:
1. Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-Ирам // Изв. Об-ва исследования и изучения Азербайджана. – Вып. 4. – Баку, 1926.
2. Всеобщая история Степаноса Таронского Асохика по прозванию, писателя XI столетия. / пер. с арм. И объясн. Н. Эмина. – М., 1864.
3. История Армении Моисея Хоренского / Пер. с АРМ. И объясн. Н.Эмина. – М., 1858.
4. Котович В.Г. Новые археологические памятники Южного Дагестана. // МАД. — Махачкала. - 1959.
5. Мовсес Калакатуаце. История страны Алуанк /Пер. с др.-арм., предисловия и комм. Смбатяна Ш.В. – Ереван, 1984.
6. Мровели Леонти. Жизнь картлийский царей / Пер. с груз., предисл. И комм. Цулая Г.В. – М., 1979.
7. Пигулевская Н.В. Сирийский источник VI века о народах Кавказа // ВДИ. – 1939. - №1.
8. Семенов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тыс. н.э.). – Казань. 1994.
9. Страбон. География. – Л., 1964.
10. Тревер К.В, Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. – М.Л., 1959.
11. Фрай Р. Наследие Ирана / Пер. с англ. – М., 1972.
12. Цилоссани Н.О. Дневник раскопок, веденных в Южном Дагестане. // Труды предварительных комитетов V Археологического съезда. — М., 1882,
[1] Страбон. География. – Л., 1964. – XI, 4.
[2]Цилоссани Н.О. Дневник раскопок, веденных в Южном Дагестане. // Труды предварительных комитетов V Археологического съезда. — М., 1882, — С.461-473; Котович В.Г. Новые археологические памятники Южного Дагестана. // МАД. — Махачкала. - 1959. -Т.1. -С.148-156.
[3] Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-Ирам // Изв. Об-ва исследования и изучения Азербайджана. – Вып. 4. – Баку, 1926. С.31.
[4] История Армении Моисея Хоренского / Пер. с АРМ. И объясн. Н.Эмина. – М., 1858. С.166.
[5]Мровели Леонти. Жизнь картлийский царей / Пер. с груз., предисл. И комм. Цулая Г.В. – М., 1979. С.37.
[6] Фрай Р. Наследие Ирана / Пер. с англ. – М., 1972. С. 295.
[7] Семенов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тыс. н.э.). – Казань. 1994. С.174.
[8] Тревер К.В, Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. – М.Л., 1959. С.193.
[9] Всеобщая история Степаноса Таронского Асохика по прозванию, писателя XI столетия. / пер. с арм. И объясн. Н. Эмина. – М., 1864. –С.249.
[10] Мовсес Калакатуаце. История страны Алуанк /Пер. с др.-арм., предисловия и комм. Смбатяна Ш.В. – Ереван, 1984. С. 71.
[11] Там же.
[12] Пигулевская Н.В. Сирийский источник VI века о народах Кавказа // ВДИ. – 1939. - №1. С.114.