На местах власть принадлежала наместникам фараона - номархам. При Рамзесе II насчитывалось 44 нома (области). Каждый ном сохранял известную хозяйственную самостоятельность, имел свой религиозный культ, свой герб, знамя. При торжественных церемониях к знамени прикреплялся значок.
Номарх обладал большими полномочиями: наблюдал за состоянием местной системы орошения, возглавлял административный аппарат, ведал судом и ополчением.
Бюрократическая система предписывала даже нечто вроде аттестации усопших покойников. Существовали нормы могильной площади, количество продуктов и предметов бытового обихода, которые должны были находиться в захоронениях, и, конечно, учитывался ранг усопшего. Кроме того, полагалось нечто вроде сопроводительной записи, письма. В них обычно отмечалось, что этот человек был добродетелен, не крал, не убивал, не соблазнял чужих жен, не обижал малых детей, не обманывал близких, не сквернословил. Имелись и такие подписи: «покойный не давил гирю, не плутовал с отвесом и т.п.», т.е. соблюдал древнеегипетскую метрологию.
Судя по источникам, государство регламентировало поведение подданных фараона и в личной жизни. Так, по школьным поучениям эпохи Нового царства, существовали фиксированные обязанности, нормы поведения земледельца, воина, пекаря, конюха, писца: «будь прилежен, дисциплинирован, не ленись», осуждалось пьянство, увлечение танцами. Высоко оценивалась должность писца: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, удалит от мотыги, ты не будешь носить корзину, она отдалит от гребли и весла, удалит от хлопот. Не будешь ты под владыками многими, под начальниками многочисленными». Писец освобождался от трудовой повинности, связанной с содержанием ирригационных сооружений.
Система образования была разветвленной и высокоразвитой. Подготовка чиновников велась в учебных заведениях. Принимались туда дети аристократов, высшей знати, чиновничества. Ученики проходили испытательный срок, принятые на учебу зачислялись на полный пансион. Такие учебные центры были в Гелиополе, Мемфисе.
При Рамзесе II самый престижный учебный центр - Дом Сети - находился в Фивах. Здесь обучали будущих жрецов, судей, писцов. Счетоводов и бухгалтеров готовили в школе при царской сокровищнице.
В других учебных заведениях преподавали астрологию, математику, филологию, выыускали хирургов, врачевателей. Медицинский центр был в Галиополе. В Доме Сети размещался главный научный центр, нечто вроде академии, и при нем имелась огромная библиотека. Древнеегипетские студенты привлекались к наблюдениям и научным исследованиям. Научные знания носили кастовый характер и были достоянием жрецов. Весь учебный и воспитательный процесс находился под абсолютным контролем жрецов, которые монополизировали знание. Аттестация жрецов во многом определяла карьеру, а порой и судьбу выпускника учебного заведения. Чиновники и жрецы входили в касту знати. Они освобождались от государственных повинностей. Высшие судебные сановники в Древнем царстве обозначались иероглифом «уста Нехена» (божества), главный интендант - «казначей бога».
Религия в Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, являлась доминирующей формой общественной идеологии. Но в этой стране официально не было государственной религии, религиозной ортодоксии, единой церковной организации. Каждый храм имел относительную самостоятельность. Сейчас трудно объяснить, почему жречество не создало единой, бюрократической системы, возможно, этому противились фараоны.
Религия требовала соблюдения обрядов заупокойного культа. По ее понятиям, человек продолжал в иной форме бытия существовать и на том свете. В одном из поучений XXII в. до н.э. говорилось: «Хорошо творить для будущего. Пусть пройдет время твоей жизни в твоей добродетели... Проходит жизнь на земле, недолга она. Процветает тот, кто оставляет о себе (добрую) память. Праведный живет вечно...» Египтянин заранее готовился к загробной жизни, так требовала религия.
Наличие мумии было гарантом загробной жизни, но ее бальзамирование, копчение, весь процесс консервации стоили дорого. Изготовление мумии по 1-му разряду стоило талант серебром. В могилу и гробницу обязательно клали мотыгу, заступ и коромысло, дабы и на том свете было чем возделывать и орошать землю.
Основные почести полагались властвующим. В эпоху Древнего царства фараоны сразу после воцарения приказывали строить для них баснословно дорогие пирамиды, на что тратились колоссальные средства. Доведенные до отчаяния египтяне бунтовали. По легенде, фараон Хуфу (Хеопс), разорив народ и государство строительством своей пирамиды, в поисках средств послал даже родную дочь на заработки в публичный дом. Фараоны Хуфу и Хафра(Хефрен) не были погребены в своих пирамидах, так как знали о намерении простого люда вытащить их мумии из гробниц и уничтожить.
Приведем еще пример обожествления личности фараона. На тридцатом году правления фараон Рамсес II вознамерился стать богом. Нужно было придумать способ поразить воображение соотечественников. В отвесной скале, возвышающейся над левым берегом Нила, были вырублены четыре совершенно одинаковые исполинские фигуры высотой 20 метров. Самые крупные из них изображают Рамсеса II, сидящего на троне. Он правил страной с 1317 по 1251 г. до н.э., прожил 89 лет. Рядом храм царицы Нефертити. Храм посвящен победе Рамсеса над хеттами в 1296 г. до н. э. Тогда был подписан первый из известных человечеству мирных договоров.
Вес каждой скульптуры - около 1200 тонн. У ног колоссов расположилась семья фараона - скульптурные изображения 111 его сыновей и 67 дочерей. Разве мог простой человек при виде такой необычной мощи хоть на минутку усомниться в божественности своего царя?
Внутри храма, куда допускались только жрецы и аристократия, находились статуи фараона - восемь стоящих Рамзесов десятиметрового «роста». Они образуют своеобразный коридор в огромном пространстве высеченного в скале храма, все стены которого покрыты рельефами и иероглифами. Стены Абу-Симбела - это грандиозная книга, повествующая о жизни и подвигах Рамзеса II.
Эти колоссальные монументы построили безвестные мастера, и они сохранились до наших дней. Лишь одного из четырех колоссов Большого храма «обезглавило» когда-то землетрясение. Место поклонения фараону постепенно поглотила пустыня. За 32 века на статуях в стенах осели тонны песчаной пыли. Песок забвения надежно «законсервировал» памятники, укрыв их на десятки столетий от доброжелателей и проходимцев, от войн и пожаров. Лишь в начале прошлого века пустыня стала неспешно открывать Абу-Симбел. Потом усилиями египтологов многих поколений храмы были очищены от песчаных завалов и подробно изучены.
При сооружении Асуанской плотины, когда возникла угроза затопления Абу-Симбела, советские строители спасли древние шедевры - их вырезали из скалы, распилили на отдельные блоки, подняли на высоту, недоступную Нилу, и снова аккуратно собрали. Храмы «прижились» в новых условиях.
Из некоторых источников видно, что между высшими жрецами и военачальниками шла конкуренция за влияние на царя, за получение привилегий, льгот, пожалований. Жрецы добивались средств на храмы, военные - на войско и крепости. Фараон нередко использовал интриги между этими двумя группами в своих интересах.
В начале XIV в. до и.э. фараон Эхнатон провел радикальную реформу в области религии. Он сбросил с божественного престола прежних богов и провозгласил нового, единого бога Атона, культ солнечного диска. Новая религия совпала с расцветом культуры, искусства, зодчества, живописи.
Оценка деятельности великого реформатора самая противоречивая. Вот некоторые высказывания об Эхнатоне: «Самая замечательная фигура на Древнем Востоке...» «неограниченный рационалист...» «Бесноватый эпилептик, вышедший из ада, чтобы разрушить осирическое предание...» «Быть таким умным, как он, в то время значило навлечь несчастье». Вероятно, ближе к истине мысль о том, что Эхнатон пошел на открытый разрыв со знатью и нанес тяжелый удар по консервативному фиванскому жречеству.
Один из приближенных сановников Эхнатона, вельможа Ман, в надписи на гробнице оставил сведения о структуре власти фараона. Носитель опахала стоял по правую руку от царя, затем - царский писец, возможно, начальник канцелярии. В штате фараона состояли чиновники, ведавшие новобранцами, начальник храмового хозяйства, вероятно, главный жрец культа Атона, затем руководитель всяких работ (не исключено, что он возглавлял службу ирригации), потом командующий войском. Сановники фараона получали от него ежедневно «пищу и довольствие».
Эхнатон умер загадочной смертью, неожиданно для друзей и врагов, организовавших его свержение. Его преемник Тутанхамон тоже царствовал недолго. Имя Эхнатона было предано анафеме. Случилось наихудшее: фараон и его первая жена, мудрая и потрясающе красивая женщина, оказались без гробницы. Их могилы не найдены до сих пор. Жречество сделало все, чтобы восстановить прежних богов и убедить народ забыть фараона-реформатора.
Система управления Древним Египтом пережила народные восстания. нападения гиксосов, периоды раздробленности, сепаратизма. Она существовала тысячелетия, в этом ее загадка и феномен.
2. Право
Самые первые законы были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис,Бокхорис,Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились, вероятно, мало шансов найти их.