Смекни!
smekni.com

Древняя индийская цивилизация (стр. 4 из 4)

Северная Индия в середине I тысячелетия до н.э.

В этот период в Северной Индии была замечена тенденция к политической консолидации. Возникали мелкие государства, которые постепенно становились более крупными и трансформировались в ранние государства, соперничество между ними становилось все более ожесточенным. К середине I тысячелетия до н.э. в долине Ганга и поблизости от нее существовало примерно 16 сравнительно крупных государств, в большинстве которых уже установилась наследственная монархия и лишь в некоторых практиковались различные формы олигархического либо аристократического правления с выборными политическими лидерами. Возвышение политических центров в долине вело к росту и укреплению городов, к развитию ремесла и торгового обмена. Города, бывшие прежде всего укрепленными крепостями, начинали играть заметную роль в экономике. В сфере аграрных отношений тоже очень большую роль играло государство, который выступало как верховный распорядитель земельного фонда. Государство регулировало подати и повинности населения. Основной формой землевладения была община.

Империя Великих Моголов

В 1526 г. тимурид Бабур, выходец из Моголистана и в прошлом правитель Ферганы, затем Кабула, вторгся в Индию. Его хорошо вооруженная мушкетами и пушками армия в двух больших сражениях разгромила последнего из делийских султанов, после чего заняла значительную часть долины Ганга. Так было положено начало империи Великих Моголов, объединившей под своей властью в пору расцвета почти всю Индию.

Сам Бабур правил Индией недолго. В 1530 г. его сменил на троне сын Хумаюн, войны которого с братьями за наследство отца настолько ослабили его власть, что влиятельный правитель из Бираха и Бенгалии Фарид Шер-хан сумел захватить власть в Дели, заставить Хумаюна искать убежище в Иране.

Приняв титул шаха, Шер-шах за недолгие шесть лет своего правления немало сделал для укрепления центральной власти. Он упорядочил земельные отношения, систему налогов, провел несколько магистральных дорог, связавших Дели с Бенгалией, Раджпутаной, Индом и т.п.

После смерти Шер-шаха Хумаюн вернул себе трон в Дели, но уже через год он в результате несчастного случая погиб, а власть досталась его 13-летнему сыну Акбару.

Правление падишаха Акбара (1556 - 1605) было золотым веком империи Великих Моголов. Укрепив власть на севере, включая Пенджаб, Акбар заручился поддержкой значительной части воинов-раджпутов и вскоре овладел практически всей Раджпутаной. Затем к империи были присоединены Гондвана, Гуджарат, Бенгалия, Кашмир, Орисса. Почти вся северная индия оказалась под властью Акбара, проявившего себя умелым правителем.

Продолжив реформы, начатые еще Шер-шахом, Акбар провел ряд новых, заложивших прочные основы управления страной.Все земли были объявлены государственными. Был закончен генеральный земельный кадастр и четко определены суммы налогового сбора с каждого из районов. Небольшое количество земли, около 3%, было в собственности мусульманского духовенства, но некоторое количество земель находилось и во владении индуистских храмов. Акбар отменил, ущемляющую права немусульман, джизию.

Сын Акбара Джахангир (1605 - 1627) продолжил активную внешнюю политику отца, начал войны в Декане и выступил против сикхов в Пенджабе. Наибольшим успехом Джахангира, а точнее, его сына Шах Джахана, командовавшего армией, была победа над сильной армией султана Ахмаднагара. Взойдя на трон отца, Шах Джахан (1627 - 1658) пытался продолжить свой успех и в 1632 г. добился удачи: Ахмаднагар был подчинен полностью, Биджапур и Голконда признали себя вассалами Моголов. Это означало, что практически вся Индия попала под власть империи.

Преемником Шах Джахана был его сын, кровавый деспот Аурангзеб, заключивший в темницу отца. Аурангазеб правил долго (1658 - 1707) и оставил по себе дурную память. С его смертью империя фактически распалась, перестала существовать как влиятельная сила.

Аурангазеб преследовал как индусов, так и шиитов, вплоть до попыток разрушить храмы и заново ввести отмененную Акбаром подушную подать для немусульман, джизию. Религиозные преследования вызвали резкое сопротивление населения. Всему этому сопутствовали неудачи в попытках подавить сопротивление и сепаратистские движения на окраинах империи.

Сразу же после смерти Аурангзеба его империя стала агонизировать, чем не преминули воспользоваться все те, кто не был заинтересован в сильной власти в Индии.

Англичане в Индии (XVIII - середина XIX в.)

Еще в XIV - XV вв., когда мусульманские и иные купцы стали вести активную торговлю индийскими товарами, на побережье субконтинента было построено множество удобных морских портов. Расширение морской торговли было одним из факторов, предопределивших быстрые темпы развития Южной Индии. В это время с юга Индии и через морские порты ее стали проникать в Европу многочисленные редкие экзотические товары и пряности, столь высоко ценившиеся там. Вслед за этим в Европе сложилось представление о сказочных богатствах индии, о ее несметных сокровищах, об «Индии чудес».

Достигшие Индии европейцы, прежде всего португальцы, стали сосредоточивать в своих руках контроль за торговыми путями и торговлей, затем строить многочисленные склады и фактории и т.д. Вслед за португальцами в этом районе мира появились голландцы, после этого пришла очередь французов и англичан. Завоевание Индии англичанами привело к решительной ломке ее традиционной структуры. Богатые доходы в основном шли в казну компании и в немалом количестве вывозились в метрополию. Вмешиваясь со своими европейскими мерками и представлениями, англичане отчасти нарушили стабильный баланс отношений. Причем это не могло не сказаться на состоянии традиционной индийской структуры в целом.

На смену традиционным пришли новые формы отношений. Индия активно включалась в мировой рынок.

Заключение

Древняя Индия по ряду основных параметров близка к государствам ближневосточной древности. Здесь также господствовали власть-собственность и централизованная редистрибуция, отсутствовали свободные по-европейски рынок и частная собственность. Индия всецело принадлежит к традиционному Востоку и не имеет ничего общего с античностью, хотя индоарии генетически достаточно близки древним грекам. Между ближневосточным и индийским регионами есть существенная разница. Разница заключается в цивилизации, в культурных традициях, в исторически обусловленных формах организации социума, во всем, что нашло свое отражение в виде варно-кастовой и общинной систем.


Литература

1. Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. Индия в древности.- М.: «Наука», 1985., 637с.

2. Б.И. Вайнберг, Б.Я. Ставиский. История и культура Средней Азии в древности.- М.: «Наука».

3. Л.С. Васильев. История Востока.- М.: Высшая школа, том 1.- 1993., 495с.

4. Артур Л. Бешем. Чудо, которым была Индия.- М.: «Наука», 1977., 319с.

5. Индия в древности. Сборник статей под редакцией А.В. Струве и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: «Наука», 1964., 637с.

6. Антонова К.А. и др. История Индии. – М.: «Мысль», 1979, 608 с.

7. История и культура Древней Индии: Тексты – М.: Изд-во МГУ, 1990, 351с.

8. Луния Б.Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней

М.: Изд-во «Иностранная литература», 1960, 567с.

9. Косамби, Д. Культура и цивилизация древней Индии: Исторический очерк.

М.: «Прогресс», 1968, 226с.