Русские земли окончательно поделены между потомками Ярослава перед его смертью (1054 г.). Старшие Ярославичи продолжили законотворческую деятельность отца. «Правда Ярославичей» - это новый закон, который прежде всего защищал княжескую собственность. Этот закон вошел в состав «Русской Правды», отразив более зрелую стадию общественных отношений. В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотн-й между князьями. Теперь каждый князь должен был управлять только своей «отчиной». Старшинство больше не играло решающей роли и на смену «лестничной» системе пришло наследственное династич. правление.
Новый порядок не принес спокойствия на Русскую землю. В 1113 г. в Киеве умер князь Святополк. Разгорелась борьба за престол. Каждый претендент искал поддержку у горожан, начались бунты, должники перестали отдавать долги. По приказу митрополита Никифора, которого поддержали жители, на киевский престол был приглашен Владимир Мономах. Новый закон – «Устав Владимира Всеволодовича» - заметно облегчал положение простых людей. При нем были снижены ростовщический процент. Закупы получили право уходить с господского двора на заработки. За несправедливое наказание закупа господин обязывался платить штраф. «Устав» вошел в состав «Русской Правды». Владимиру Мономаху удалось организовать несколько совместных походов русских князей на половцев. В 1111 г. Мономах вторгся далеко в глубь степей и в решающем сражении на р. Сольнице (приток Дона) отряды хана Шарукана были разбиты наголову. Борьба с общим врагом сплотила князей вокруг Владимира Мономаха. Его авторитет и могущество стали столь высоки, что утверждение Мономаха на киевском престоле было признано другими князьями. После смерти Мономаха в 1125 г. его сыну Мстиславу Великому еще удавалось удерживать князей в повиновении.
5. Русские земли в период полит. Раздробленности. Соц- экон. И полит. Развитие земель удельн. Руси: Владим. Суздальское княжество, Новгор. Боярская республ., Галицко- Волынское княжество
После распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества начинается период Феодальной раздробленности или удельный период. Дроблению подверглись все гос-ва Европы. Все они вступают в полосу кризиса и распада.
Одна из причин развитие крупного феодального землевладения. Класс феодалов приобретает экономическое и политическое могущество. Распад Древнерусского государства связан с ростом городов и превращением их в самостоятельные политические центры. Этот процесс усилился с возникновением местных династий. Произошло изменение торговых путей, из-за чего путь «из варяг в греки» утратил свое значение важнейшей торговой артерии, связывавший Восток и Византию с Европой. Древняя Русь терявшая былое единство не могла организовать эффективную оборону южных границ. Это воспринималась кочевниками как возможность военного обогащения. Не редко были совместные походы русских князей с половецкими ханами – иногда против русских же земель. Что привело к тому, что князья стремятся упрочнить отношения с опасными, но нужными соседями. В практике династические браки. Из-за угрозы набегов жители Среднего Поднепровья покидали обжитые места. Один поток миграции устремился на северо-восток, другой – на юго-запад. Исход населения прямо сказался на могуществе киевских князей, которым было трудно утвердить свое первенство силой.
Т.о., распад Древнерус. Гос-ва – рез-т действия нескольких причин, одни из которых носят общий характер для всех варварских государств, другие тесно связаны с особенностями исторического развития державы Рюриковичей.
Все княжества продолжали жить по общим законам «Русской правде», в рамках одной православной митрополии, они оставались едиными по культуре и языку. Но распад плохо отразился на военной и политической мощи Русской земли. С раздробленностью число удельных княжеств непрерывно росло. Из этого огромное число суверенных земель, Когда-то входивших в состав Д. Руси, наиболее крупные были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородские земли. Форму правления в Киевском и Г-В княжествах принято называть раннефеодальной монархией. Здесь по-прежнему была сильна княжеская власть.
Г-В сильная княжеская власть, князь опирался на дружину и зависел от нее, если князь не мог выполнять свои функции, власть брали в свои руки городское вече, как случилось в 1113 г., когда киевское вече пригласило на великокняжеский престол Владимира Мономаха. В-С строился на взаимодействии городского вече и князей, назначавшихся из Киева. В 1157 г. великим князем Киевским стал Андрей Боголюбский. В том же году жители Ростова, Суздаля и Владимира-на-Клязьме избрали его своим князем. Вместе с ними он прогнал отцовскую дружину, тем самым заложив основы неограниченной деспотической власти владимирского князя.
В Н должность князя была выборочной, а власть ограничена вечем. На вече решались важнейшие вопросы жизни республики. Главный из них – выборы должностных лиц. Экономическое могущество Новгородских бояр позволило им монополизировать высшие должности в новгородском управлении. Таким образом, в Новгороде и Пскове утвердились республики. Учитывая ту огромную роль, которую играло в политической жизни новгородское боярство, многие историки говорят о боярской, аристократической республике.
6. Культура Др. Руси 10-13 вв.
Основой культуры Древней Руси являлось христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности языком образов и символов призвана была выразить молодая древнерусская культура. Византия стала культурной наставницей северного соседа.
Влияние византийского искусства многогранно. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в её классической форме, воспринять технику церковного зодчества, иконописания. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности самосознания народов, заселивших Русскую землю.
Обращение к зрелому искусству 12-13 вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы её выражения носили печать самобытного и своевременного переживания христианства. Суровый аскетизм сменился гармонией и человечностью. Древнерусская культура окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это было с особенностями культурного развития. Это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции племен и этносов, земледельческих и кочевых народов.
Древнерусское искусство, как и всякое средневековое искусство, глубоко символично. Символизм был одним из главных средств решения задачи средневековой культуры – достижения духовного единства, соединения божественного и мирского. В древнерусской культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.
Освоение европейской литературы началось у славян с богослужебных книг, без которых невозможно отправление христианских обрядов. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла из Болгарии и первый литературный – церковнославянский – язык.
Образованность, как большую добродетель, поощряли и прославляли. Она была свойственна и женщинам Древней Руси.
Литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Большой её пласт представляет переводная литература. Широкое распространение получили жития святых, рассказы о библейских персонажах и событиях, а также произведения античной литературы. В Киеве был создан книгописный центр. В 11 в. Появилась оригинальная древнерусская литература. Внимание древнерусских авторов к житиях русских было связано со стремлением подчеркнуть самобытность своей страны и свидетельствовало о росте самосознания.
Повесть временных лет – общерусский летописный свод, один из самых главных источников по истории Древней Руси. Вершина древнерусской литературы – Слово о полку Игореве. В церковной архитектуре заметно ощущалось влияние Византии. Воспринялся крестово-купольный тип храма. Скоро церкви стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность (Софийский собор в Киеве). Вскоре появился и Софийский собор в Новгороде, что стало спором двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства.
Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых – создание архитектурных памятников мирового уровня. Во второй половине 12 в. Во Владимире сооружается Успенский собор.
Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись. Она пришла вместе с иконографическим каноном и техникой из Византии. Первые иконы были также привезены из Византии. Среди них икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении её многовековой истории. Прикладное искусство Древней Руси до сих пор поражает красотой, разнообразием материала и высочайшей техникой – сканью, зернью, эмалью. Древнюю Русь земледельца и горожанина, труженика и защитника раскрывает устное народное творчество. Оно представлено былинами – эпическими сказаниями Древней Руси (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин). В былинах хорошо видно, о каких князьях и каких заступниках-богатырях мечтал народ, какими идеалами и представлениями он жил.