Смекни!
smekni.com

Зарождение классового общества. Жизнь древних восточных славян (стр. 2 из 3)

В рабовладельческих городах-государствах были разнообразные формы правления: монархии, аристократические или даже демократические республики, но классовая сущность их оставалась одна и та же - богатства и власть принадлежали рабовладельцам, а рабы находились в угнетенном положении. В народных собраниях все вопросы решали аристократы.

Как пример, возьмем Ольвию. Главную роль в ее экономике играли ремесленное производство и торговля, второстепенную - земледелие, скотоводство, рыболовство. В этой рабовладельческой республике власть принадлежала народному собранию, но гражданскими правами пользовались только свободные жители. Фактическая власть сосредоточивалась в руках рабовладельческой знати. В Ольвии развивались ремесла - кузнечное, плотническое, гончарное, ткацкое, каменотесное и др.

Продукция ремесленников сбывалась скифам, сарматам, славянам и другим соседним племенам. В Ольвии чеканилась золотая, серебряная и медная монета. На территории города-государства были сооружены здания государственных учреждений, гимнасий (спортивных школ), театра, храмы и святилища, каменные жилые дома, действовал водопровод. Широко использовался труд рабов, находившихся в собственности аристократии. Ольвия славилась своими богатствами и могуществом, а ее крепость не раз выдерживала осаду вражеских войск.

Среди рабовладельческих государств в Крыму выделялось Боспорское царство, образовавшееся в результате объединения около 20 греческих колоний на Керченском и Таманском полуостровах. Основой его хозяйства было земледелие, садоводство и виноградарство, с применением труда рабов - выходцев из местного населения. Развивались также ремесленное производство и торговля. Жестокая эксплуатация была причиной крупного восстания рабов-скифов под предводительством Савмака (107 г. до н. э). Центрами восстания стали города Пантикапей (на месте современной Керчи) и Феодосия. Восставшие овладели городами и военным флотом, свергли царя и поставили Савмака правителем Боспора. Рабовладельцы подавили восстание при помощи войск других греческих городов-государств и понтийского царя.

В греческих городах-государствах Северного Причерноморья и Крыма была развита античная культура. Значительная часть вольных жителей владели грамотой. Дети учились в школах и занимались спортом в гимнасиях, обнаруженных, например, в Ольвии. Распространялась литература, в частности произведения Гомера, музыка (игра на лирах, флейтах, трубах и др.)" театральные представления (театры археологи обнаружили в Ольвии, Херсонесе и Пантикапее). Из причерноморских античных городов вышло немало известных историков и философов. Там развивались изобразительное искусство, скульптура, графика, архитектура. Эти виды искусства оказались под влиянием местной культуры скифов, сарматов, славян. В результате культурного общения сформировался новый вариант античной культуры.

Вследствие общего упадка рабовладельческого строя и натиска соседних племен к V в. н.э. греческие города-государства прекратили свое существование.

Таким образом, рабовладельческие государства Киммерия, Таврика, Скифия и Сарматия, а также греческие города-государства оставили заметный след в истории нашей страны, способствовали культурному обогащению соседних племен и среди них славянских.

2. Жизнь древних восточных славян

2.1 Расселение и занятия славянских племен на территории Украины

Название родственных народов "славяне" впервые появилось в произведениях византийского историка Прокопия Кессарийского "Война с готами" и императора Маврикия Стратега "Тактика и стратегия" (VI в). Славянские племена, составлявшие три ветви - западную, южную и восточную, с древнейших времен жили в Европе (о западных и южных славянах говорится в истории средних веков). Восточная ветвь славян - коренное население, проживавшее с незапамятных времен на значительной территории, включавшей границы современных Украины, Белоруссии и европейской части России.

Расселение славян в древности на территории современной Украины подтвердили археологические раскопки в бассейне Днепра. Найдено огромное количество поселений и могильников племен, живших в конце старой, а также при новой эрах по Днепру и его многочисленным притокам. В римских письменных источниках славяне упоминаются под названием венеды, в византийских и готских - склавины (славяне) и анты, в греческих они завуалированы в собирательных названиях - скифы, сарматы и гунны. Древнерусские летописи сообщают, что в V - VIII вв. славяне объединялись в племенные союзы (см. карту-вклейку): полян (среднее течение Днепра), северян (бассейны Десны, Сулы и Ворсклы), древлян (днепровское Полесье), тиверцев (между Днестром и Прутом), уличей (между южным Бугом и Днестром, вплоть до Дуная и Черного моря), волынян и дулебов (бассейн Железные орудия труда Западного Буга и правых притоков славян второй половины верхней Припяти), хорватов (Карпаты).

Таким образом, вся территория нынешней Украины была заселена славянами, племена которых объединяла близость языка, хозяйства и культуры.

А чем занимались славяне в древности? На этот вопрос опять же дают ответ археологические раскопки и письменные зарубежные источники. Славяне вели оседлый образ жизни, и это способствовало развитию у них пашенного земледелия как основной отрасли хозяйства. Землю они обрабатывали усовершенствованным ралом с железным наконечником, а также мотыгами и лопатами. Рало напоминало соху, которую и на много столетий позднее крестьяне использовали для распушивания почвы. В рала запрягали быков или лошадей. Только в V - VI вв. славяне изобрели плуг с металлическим (железным) лемехом и череслом (плужным ножом). Они сеяли и выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, коноплю, лен, репу, лук, капусту и другие культуры, количество которых значительно возросло по сравнению с прошлыми эпохами. Зерновые культуры жали исключительно металлическими серпами. Траву на сено косили косами-горбушами. Как и прежде, зерно мололи каменными жерновами, или толкли в деревянных ступах. Хлеб выпекали в печах-каменках.

Славяне занимались и такой прибыльной отраслью хозяйства, как скотоводство: разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней.

В хозяйстве славян важное место занимали также промыслы: охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел) и др., чему способствовали природные богатства - лесные массивы, широкие степи, поросшие травой, реки, озера, болота с зарослями камыша.

Природные богатства способствовали широкому развитию ремесел: железоплавильному (из болотных руд), кузнечному, столярному, гончарному, ткацкому, скорняжному (обработка кож) и др. Вблизи села Григорьевки на Винничине археологи обнаружили 25 горнов, в которых древние славяне плавили железо. Это было большое открытие! Находки свидетельствуют, что кузнецы уже тогда изготовляли и использовали в земледелии и скотоводстве более 20 орудий труда. Домашние потребности славян удовлетворялись прядением, сапожным и портняжным ремеслами местных умельцев. Изделия этих ремесел часто в пределах общин и племен обменивались на другие предметы. Искусно сделанные ремесленниками ювелирные изделия-украшения также использовались как для личных нужд, так и для торгового обмена.

Развитию торговли у славян способствовало постепенное отделение ремесел от земледелия и скотоводства. Деньгами служили серебряные монеты, попадавшие к славянам в результате торговли с Византией, провинциями Западной Римской империи, греческими городами-государствами Северного Причерноморья, странами Азии и Ближнего Востока. В частности, в арабские страны славяне вывозили на продажу меха, мед, воск, хлеб, рыбу, кожи. Со временем торговля расширялась.

Развитие хозяйства у славянских племен способствовало их политическому объединению, создавало условия для формирования народности, подъему их материальной и духовной культуры.

Зарождение классов и возникновение государственных союзов славянских племен.

Развитие хозяйства послужило основой для существенных изменений в общественных отношениях славян. В результате распада первобытнообщинного строя родовые общины теряли свою прежнюю замкнутость и начали объединять не только родственников, но и соседей. Образовывались по существу новые объединения - территориальные или соседские общины, которые состояли из индивидуальных хозяйств отдельных семей. Пахотная земля и угодья общин часто распределялись между семьями, а произведенные продукты становились их частной собственностью.

"... Находившиеся до того в общем владении пашни и луга, - писал Ф. Енгельс, - стали подвергаться разделу по уже известному способу между возникавшими теперь отдельными

домашними хозяйствами, сначала на время, позднее - раз навсегда, тогда как леса, выгоны и воды оставались общими".

Некоторые семьи накапливали значительные богатства, что усугубляло имущественное неравенство в общинах.

В древнем обществе славян происходили глубокие экономические и социальные изменения: первобытнообщинный строй разлагался, и в его недрах зарождались классовые феодальные отношения.

Старейшины родовых общин и их соратники постепенно сосредоточивали в своих руках власть и богатства, эксплуатировали свободных общинников. Кроме того, захваченных пленных они превращали в рабов и заставляли работать на себя. Однако рабовладельчество у славян не стало господствующим строем и носило патриархальный характер. Пленные-рабы часто считались членами семей общинников и становились свободными тружениками или возвращались на родину. В славянском мире не возникли условия для рабовладельчества.