Смекни!
smekni.com

Земельные отношения в древней Месопотамии (стр. 2 из 4)

Законы об аренде в достаточной степени подробны. Частично они помогут и разобрать вопрос о владение с точки зрения аренды. Аренда, как известно это имущественный наём за определённую плату. Исследования по аренде земли не дают ничего нового, поэтому дело имеем только с законами. Прежде, чем приступить к их разборке, стоит заметить, что эти законы в значительной степени подтверждают наличие частной собственности. Но так ли это. Параграф 42 гласит – “Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в непроизводстве необходимой работы на поле, а затем он должен будет дать владельцу поля зерна в соответствии с урожаем соседей”. На первый взгляд закон прост в своей формулировке и всё кажется ясным. Мне кажется, что это не так. Если придерживаться версии частной собственности, то возникает вполне разумный вопрос – если авелум заплатил серебром за аренду, то какая разница, вырастил он урожай или нет? С какой стати закону вмешиваться в отношения частного собственника с не собственником, при учёте, что был составлен договор аренды, а в законодательстве договор по тому или иному поводу присутствует часто. Закон понятен, если речь идёт о доле урожая, но закон 42 об этом молчит. Хотелось бы воздержаться от вольной трактовки закона и приписывать ему то, чего в нём нет. Имеет смысл привести в пример и параграф 47 –“Если землепашец, поскольку он в прошлом году не выручил даже своих расходов, сказал: поле я вновь обработаю. То владелец поля не должен возражать; только его землепашец может обработать его поле, а вовремя жатвы он возьмёт зерна согласно своим обязательствам”. И опять закон вмешивается в отношения собственника с арендатором. Можно сказать, что Хаммурапи защищал уязвимую часть населения, но это и разрушает до основания частную собственность, частная собственность заканчивается там, где начинается государство, а Вавилонские законы активно участвуют в этих отношениях. Хотелось бы заметить, хотя напрямую это к теме не относится, что перевод законов Хаммурапи не точен, там, где говорится “владелец поля”, следует читать “сыновья полей”. То есть в законах об аренде, ни о каких владельцах и речи не идёт. Но это лишь замечание к переводу и нельзя сказать, что это важно. К сожалению, в этих законах отсутствует детализация, а вопросов много.

Например, не ясно, насколько полно мог распоряжаться землёй частный владелец или арендатор. Мог ли он, к примеру, вырубить сады и посеять пшеницу, или вообще ничего не делать с ней. Складывается впечатление, что ограничения по распоряжению были.

Что интересно, в Вавилонии придавалось значение типу арендной платы. Параграф 46 гласит - “Если он не получил арендную плату за своё поле или он отдал поле из половины или из третьей доли урожая, а затем Адад затопил поле или половодье унесло урожай, то землепашец и землевладелец должны поделить зерно, которое будет собрано на поле, в соответствии с условиями договора” и параграф 45 – “Если человек отдал своё поле землепашцу за арендную плату и получил арендную плату за своё поле, а затем Адад затопил поле или половодье унесло урожай, то убыток принадлежит только землепашцу” Судя по этим законам факт оплаты, был очень важен. Наверное, если человек оплатил аренду, то за поле он отвечает лично, если ёще нет, то ответственность делят поровну. Опять-таки не в пользу частной собственности. Значит, тот, кто уплатил аренду, как бы становится временным владельцем, а тот, кто сдал землю в аренду, условно говоря, отстраняется от неё, на время этой самой аренды. Интересно, из этого следует, что тот, кто несёт и берёт ответственность за землю и является владельцем, со всей тяжестью ответственности, а другой не имеет права вмешиваться. Это подтверждает и ранее упомянутый параграф 47. Но противоречит параграфу 43 – “Если он вовсе не обработал, а забросил его, то он должен дать владельцу поля зерна в соответствии с урожаем соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить на борозды, взборонить и вернуть владельцу” и в большей степени параграфу 44 – “Если человек арендовал на три года залежную землю для вспашки, но он был нерадив и не вспахал поле, то на четвёртом году он должен разбить поле на борозды, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля, кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля”. К сожалению, нет упоминания о типе арендной платы, серебром или зерном, наверное, в данных случаях это было не важно, или имелось в виду зерно.

Это важно, если плата была зерном, то логично, что землепашец платит исходя из урожая соседей или по стандарту, если серебром, то это уже неустойка или штраф за неиспользование земли. Усмотреть в этих законах частную собственность, по моему мнению, нельзя. Ведь землевладелец тоже должен, на что-то жить, особенно если это единственный источник дохода. Наиболее интересен факт распашки земли. Я имею смелость сделать вывод, что это не относится не посредственно к интересам землевладельца, Хаммурапи просто ревностно следил, что бы земли Междуречья всегда были распаханы и засеяны, земледелие ведь основное хозяйство и доход государство. Но это всё косвенно. Закончить тему аренды и купли – продажи земли хотелось бы цитатой И.М.Дьяконова – “ Но при условии выполнения обязанностей перед общиной и царём никто, кроме лица, осуществлявшего собственнические права на землю, не мог ею распоряжаться в частноправовом порядке”. Я с этим согласен, более того это подтверждает наличие подобия частной собственности, на которую ссылаются некоторые исследователи, в частности Б.А.Тураев и многие другие. Но только подобия, а по сути это частное владение в рамках общины.

Залогом земли и вообще ссудами занимались тамкары, которые были царскими чиновниками. Авелум имел право заложить землю и Хаммурапи посвятил этим отношениям несколько законов. Рассмотрим их. Параграф 48 – “Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу, он может смыть свою табличку и проценты за этот год не платить” Стоит заметить, что речь идёт не о залоге земли напрямую, а о ссуде под урожай. Безусловно, что закон защищает честного землепашца, попавшего в трудное положение по независящим от него причинам. А закон 52 наоборот, защищает права тамкара – “Если землепашец не вырастил на поле зерна или же сезама, то его обязательства не должны быть изменены” Законы сбалансированы. Но возникает один вопрос – а идёт ли речь вообще о залоге земли? Или только о ссуде…Вопрос имеет смысл в том, что ответ на него является последним аргументом по теории отсутствия частной собственности. Ответ даёт параграф 51 и параграф 96, но прежде, чем их привести, замечу, что исследования по этому вопросу хранят молчание и рассматривают тему ссуд и залогов со стороны защиты населения от ростовщиков, но не землевладения в целом. Академик И.М.Дьяконов пишет – “Политика Шульги, Рим-Сина и Хаммурапи объективно являлась попыткой затормозить историческое развитие”. Имеется ввиду с точки зрения попытки остановить расслоение общества чрез подобные законы, ограничивающие деятельность ростовщиков. Категорически с этим не согласен и разобраться помогут законы. Параграф 51 гласит – “Если он не имеет серебра для возврата, то он может отдать тамкару зерно или сезам по цене его серебра с процентами, которые он взял у тамкара, по царскому тарифу”, а параграф 96 –“Если человек взял у тамкара зерно или серебро и не имеет зерна или серебра, что бы вернуть, а имеет только другое движимое имущество, то всё, что он имеет в своих руках, он может отдать своему тамкару, как только он это принесёт при свидетелях, тамкар не может отказываться, он должен принять” Эти два закона полностью умалчивают о земле. Не потому ли, что земля авелума не могла быть отдана за долги? Очень даже может быть и тогда о каком торможении исторического развития может идти речь, если община запрещает подобного рода отчуждение за долги. Хаммурапи тут не причём. Будь земля частной, то перешла бы в руки государства в лице тамкара. Значит, речь идёт именно о ссуде, что противоречит теме работы. Но косвенно имеют именно последние два параграфа, так как из этого следует, что земли были или общинные или государственные, причём община сопротивлялась переходу её к государству. Этим и объясняется отсутствие в законодательстве урегулирования отношений в общине. Она столь сильна своим влиянием, что может противодействовать интегрированию и сохраняет земли под своей властью. И не только земли, но даже своих членов оберегает от рабства. Конечно, это спорно, но не противоречит законам, они скорее подтверждают это. В конце главы стоит подвести итоги. Согласно законодательству, и выше написанному частной собственности в Месопотамии не было. Существовало два фонда – общинный и государственный. Они некоим образом не противоречили друг другу. Община выступает не как коллективное хозяйство, а как сообщество держателей земли. Которые отстаивают свои интересы и, ни каким образом не являются подавляемыми. Об этом пишет И.М.Дьяконов – “Прежде чем продолжать утверждать, что общинники составляли эксплуатируемый класс, этот вопрос надо исследовать значительно глубже, чем это было сделано до сих пор”[1] С этим соглашусь. Наверно надо добавить, что оба фонда абстрагируются по отдельности, то есть не могли земли перейти из одного статуса в другой, а об этом будет сказано в следующей главе. Законодательство к сожалению не подробно и однобоко, детализации никакой, законы в вперемешку, и моё мнение может быть опровергнуто, так как в основе имеет именно не совершенное законодательство.