Смекни!
smekni.com

Золотая орда. Мифы и реальность (стр. 3 из 4)

В 1240 году Александр разбил на Неве войско шведского ярла Биргера, получившего благословение на крестовый поход от Римского папы. Еще через два года он изгнал ливонских рыцарей из Копорья и Пскова, разгромив их на льду Чудского озера. В 1245 году он победил литовцев в районе Витебска и Торопца. Папа Римский за признание католичества пообещал Александру помощь ливонцев против татар. Но Невский остался верным избранному курсу. Он помог Батыю в решении внутри ордынских династических споров. В 1252 году уже монголы поддержали Александра в усмирении его противников среди русской знати. В 1262 году Александр воевал против ливонцев и укрепил дипломатический союз с монголами, миром уладив возможный конфликт с ордой после избиения монгольских баскаков во многих северорусских городах, предотвратив тем самым кровавый погром Руси. А в 1269 году монгольский отряд помог новгородцам отогнать крестоносцев от стен города. В некоторых публикациях подчинение Александра Орде рассматривается как предательство христианского мира, а его сотрудничество с Золотой Ордой как одна из важный причин установления ига.. Эта позиция является прозападнической. Александр Невский сорвал колонизаторские планы Запада, сохранил плацдарм для накопления Русью жизненных сил, решил задачу спасения самого ценного наследия - культурной традиции. Здесь уместно привести мнение Костомарова который отмечает, что как раз "духовенство более всего уважало и ценило этого Александра Невского. Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердое намерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигли бы его при всякой попытке к освобождению и независимости, - все это вполне согласовывалось сучением, всегда проповедуемым православной церковью: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости и угнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневоле признаваемой". После его кончины (14 ноября 1263), как сообщает летописец, "бысть во всемъ народе плач неутешен". В литературе можно встретить предположение, что подобно его отцу, Александр был отравлен в Орде татарами. Эта версия не сочетается с реальными фактами. Можно предположить, что длительное пребывание в непривычных климатических условиях (почти год - 1262/63) отрицательно сказалось на здоровье уже немолодого по тогдашним меркам человека. К тому же Александр, по-видимому, железным здоровьем не отличался: под 1251 годом летописи упоминают о тяжелой болезни, едва не сведшей его в могилу в тридцатипятилетнем возрасте. Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием политических и дипломатических отношений. С одной стороны русские князья по-лучали подтверждение на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцам убирались с политической арены. С другой же стороны и Русь имела каналы политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь. Уже при первой податной переписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенство были исключены из нее и оставлены в покое. В 1261 году в Сарае была учреждена епархия русской церкви, что позволило через миссионерскую и проповедническую деятельность распространять духовно-культурное влияние Руси в Орде, а также защищать интересы православных пленников. 18 лет спустя ордынский хан Менгу - Темир первым выдал ярлык русскому духовенству на имя митрополита Кирилла. "Мы жаловали, - писал он,- попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас, да не клянут нас... Аще кто имать неправым сердцем за нас молити Бога, то грехна нем будет". Ярлык признавал неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества.

Мы не знаем до конца монгольского владычества на Руси, до 1480 г., ни одного случая посягательства ханов на установившиеся привилегии русской церкви. Свободная от выплаты дани монголам православная церковь имела возможность исподволь формировать материальную базу для начала освободительной борьбы. Однако вопрос о формировании освободительной идеологии окончательно вышел на повестку дня лишь в 1318 году после объявления ханом Узбеком ислама родовой династической религией Орды. Но тем не менее, по выражению арабского историка Абульгази, и Узбек "правил землею своею по закону отцов и дедов своих". Очень важно и то, что принятия Ордой ислама события развивались так, что Золотая Орда могла стать если не прямо русским, то монголо-русским государством, как было монголо-китайское, монголо-персидское, а с другой стороны - литовско-русское. Существенным для такого слияния в новых монгольских государствах был религиозный вопрос. Культурное слияние было полным, когда правящая монгольская знать принимала веру большинства населения страны, как это в Китае (буддизм) и в Персии (ислам). При условии, что монгольские ханы приняли бы православие, духовным и культурным центром русской земли мог оказаться Сарай, а не Москва. Деятельность православной епархии в Орде не прошла даром. После1318 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в большинстве своем принимались на военную службу к московскому князю, находившемуся в союзе с православной церковью. Москва затмила могуществом другие княжества, получив в свою дружину воинов, не имевших себе равных за счет совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности. Уже в конце 13 века сбор дани Орда передала русским князьям, что облегчало им возможности для финансового и политического маневрирования. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали проводить политику "смиренной мудрости", постепенно накапливая предпосылки для перелома в происходящем. Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь. Политика Александра Невского естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского. Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Как писал Г.В.Вернадский, "подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря".Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханство, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь - напротив - консолидировалась и набирала мощь. После распада Золотой Орды ее геополитическое наследство неизбежно должно было кому-то перейти - оно перешло к Руси. Л.Н.Гумилев утверждал, что россияне (великороссы) - этнос, сложившийся из трех компонентов: славяне, угрофинны и татары ("татары" -т.е. смесь тюрок с монголами). Он называл этот этнос очень сильным и свободным от вражды на национальной почве. Уважая точку зрения Гумилева, тем не менее нельзя преувеличивать масштабы смешения монголов и жителей Северо-Восточной Руси. Не отрицая русско-монгольских межэтнических контактов, следует признать, что их уровень не определял качественные характеристики великорусского этноса, что особенно проявляется при сравнении со степенями монгольского влияния на булгар, половцев, башкир, чувашей. Влияние ордынской материальной и духовной культуры на вполне сложившуюся русскую имело, бесспорно, место, но было неспособно переломить ее своеобразие. Русский историк-эмигрант В.А.Рязановский писал еще в 30-е годы:"...Культура Востока, несомненно, оказала довольно значительное влияние на русскую культуру, но, конечно, не только культура монгольская...но и иранская, арийская, и главным образом эта последняя. Влияние скифо-сарматской культуры, персидской, индийской, угрофинской, тюркской, монгольской и даже отдаленной китайской сказались на русской культуре. Но в этом влиянии элемент монгольский не играл не только исключительной, но и какой-либо особо значительной роли".