2.3 Последние битвы и завершение войны
В Ионию был направлен с флотом энергичный военачальник Лисандр, обладавший редкими для спартанца талантами дипломата и флотоводца. Кроме того, он имел прекрасные личные отношения с персами, которые прекратили финансовую помощь Афинам и направили ему значительные средства. Положение для спартанцев облегчалось тем, что после небольшого поражения у Нотия (406 год до н. э.) наиболее способный афинский военачальник — Алкивиад — был отстранён от командования флотом и удалился в добровольное изгнание. В 406 году до н. э. афинский флот, на создание которого ушёл последний резерв средств — золотая и серебряная утварь Парфенона — всё-таки одержал значительную победу при Аргинусских островах, уничтожив более 70 вражеских триер и потеряв 25 своих. Однако шторм сделал невозможным спасение моряков с затонувших афинских судов, и по возвращении домой стратегов-победителей ждал суд. Одним из пританов (членов притании — исполнительного органа Совета Пятисот) по жребию оказался Сократ, который как мог противился незаконному суду, но, несмотря на это, стратеги были осуждены и казнены. Тем временем деморализованный афинский флот был вынужден вновь перейти к активным действиям. Спартанцы под командованием Лисандра вновь появились в проливах. Под угрозой голодной смерти и полного финансового краха (Афины зависели теперь не только от подвоза хлеба из Чёрного моря, но и от пошлины, взимаемой в проливах) афинский флот вышел навстречу спартанскому. Однако в условиях общей деморализации, падения дисциплины и разброда командования наспех собранный флот в устье небольшой речки Эгоспотамы попал в ловушку Лисандра, который застиг стоявшие на якоре афинские корабли врасплох и уничтожил их практически полностью (из 180 триер удалось спастись только двенадцати). Стратег Конон не посмел явиться в Афины и бежал на Кипр. У Афин не осталось ни флота, ни армии, ни денег, ни надежд на спасение. После пяти месяцев осады с суши и моря город сдался. В апреле 404 года до н. э. был подписан мирный договор. Афины лишались права иметь флот (кроме 12 кораблей), срывали Длинные стены, отказывались от всех своих заморских владений и входили в союз со Спартой. Причём эти условия были ещё сравнительно милосердны: так, Фивы и Коринф вообще предлагали разрушить город. Отдельным условием в договоре значился возврат в Афины изгнанников (в основном сторонников олигархии)[4].
Заключение
Древние Афины явились родиной рабовладельческой демократии. Здесь жили ученые, архитекторы, скульпторы, государственные деятели, полководцы. Солон, Писистрат, Клисфен, Фемистокл, Кимон, Перикл — вот имена государственных деятелей, с которыми связан период расцвета древних Афины (VI—V вв. до н.э.). В этот же период Афины украшали замечательные скульпторы и зодчие— Фидий, Иктин, Калликрат, Мнесикл, Мирон, Кресилай, Несиот, Критий, Поликлет, позже Пракситель. «Золотой век» афинской рабовладельческой демократии породил таких титанов античной литературы и театра, как Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. В Афины долгое время жили историки Геродот и Фукидид, которые были близкими друзьями Перикла и Софокла. С Афинами связана и вся жизнь известных философов-идеалистов — Сократа и его ученика Платона.
Первая крупная и планомерная застройка Афин была произведена в VI в. до н. э. Наиболее значительные строительные работы велись на Акрополе и в гавани Пирей. Самым выдающимся, дошедшим до наших дней сооружением того времени был водопровод. Им пользовались до середины XVIII в. Большая часть зданий, построенных в этот период, была позднее разрушена персами. Но уже в V в. до н. э., при Перикле, Афины были вновь отстроены. Значительное строительство в Афинах было в 117—138 гг., при римском императоре Адриане, когда за стенами города, по существу, возник новый город, который был обнесен еще одной стеной. Афины украсились величественными общественными зданиями, руины которых наряду с Акрополем являются сегодня драгоценными памятниками античной архитектуры.
На короткий период в Афинах установилась открыто олигархическая власть «Тридцати тиранов», открыто поддерживаемых Спартой. Наиболее известным из них был Критий. «Тридцать тиранов» развернули в городе настоящий террор, как против своих политических противников, так и просто против богатых людей, чьими средствами желали завладеть. Однако через некоторое время (в 403 году до н. э.) олигархия была свергнута, и в Афинах восстановилась демократия. Экономические последствия войны ощущались по всей Греции; бедность стала нормальным явлением в Пелопоннесе, а Афины были полностью разорены и никогда больше не восстановили своего довоенного процветания. Война привела к глубоким переменам в греческом обществе; конфликт между демократическими Афинами и олигархической Спартой, поддерживавшими дружественные силы в других городах, сделал гражданские войны частым событием в греческом мире. Рост социальной напряжённости неоднократно выливался в вооружённые противостояния. Конфликт, поначалу носивший ограниченный характер, и в котором обе стороны первоначально соблюдали определённые «правила», довольно быстро вырос во всеобъемлющую войну, невиданную прежде в Греции по жестокости и масштабам. Нарушение религиозных и культурных запретов, разорение целых областей и уничтожение городов получили в ходе боевых действий широкое распространение. В самих воюющих государствах война привела к заметным переменам во внутренней политике. Рост популярности демагогов в Афинах (Клеона, Гипербола, Андрокла, Клеофонта) во время войны сменился с заключением мира олигархической тиранией. Спарта, хотя и не изменила государственного строя, тем не менее также испытала на себе влияние военных действий. Происходит обеднение значительного количества полноправных граждан, и наоборот — обогащение некоторых представителей верхушки полиса. В 399 году до н. э. был раскрыт заговор Кинадона, в котором приняли участие обедневшие граждане, потерявшие свои гражданские права. Глубокие изменения произошли в международных отношениях. Афины, сильнейший полис Греции в начале войны, в её итоге превратился в зависимое государство, Афинская держава исчезла, а лидирующей силой в Греции стала Спарта. Впрочем, бесцеремонность спартанцев во внешней политике, желание опираться исключительно на силу и отсутствие гибкости вскоре привели к трениям с союзниками и общему росту антиспартанских настроений. Их итогом стала битва при Левктрах (371 год до н. э.), выдвинувшая в качестве гегемона Греции Фивы. Значительно выросла во внутригреческих международных отношениях роль Персидской державы. Её вмешательство (в основном в виде финансовой помощи) неоднократно меняло ход боевых действий. Целью персов было поддержание равновесия между воюющими сторонами, и в конечном итоге, их обоюдное ослабление. В целом можно сказать, что с концом Пелопоннесской войны начался новый этап развития греческого общества.