Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Иркутский Государственный Лингвистический Университет
(ГОУ ВПО ИГЛУ)
Золотой век древней Греции, Пелопонесская война
Руководитель
доцент Слепнёва Е.В.
Студент:
Иванова К. С.
Учебная группа СТ1-10-01
Работа защищена:
«___» _______ 2010г.
с оценкой _________
Иркутск 2010
Содержание
Введение
1. Древняя Греция
2. Пелопонесская война
2.1 Причины войны
2.2 Периоды войны
2.3 Последние битвы и завершение войны
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Золотой век, наряду с серебряным, бронзовым и железным, – один из четырех периодов развития человечества. Именно так, в виде последовательного чередования этих четырех эпох, описывает греческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» современные ему взгляды на происхождение человека и на смену веков. Впрочем, Гесиод вносит некоторое дополнение – между медным и железным веками он располагает век героев-полубогов. Именно тогда, по его представлению, жили герои Гомера и другие персонажи древнегреческой мифологии. Его собственная жизнь, полная труда и лишений, пришлась на тревожные, безрадостные времена, названные Гесиодом железным веком. Мирной и идиллической была жизнь в золотой век.
Пелопоннесская война́ (431—404 до н. э.) — военный конфликт в Древней Греции, в котором участвовали, с одной стороны, Афины и их держава, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты с другой. Между Афинами и Спартой давно существовали противоречия. В немалой степени они были обусловлены различным политическим устройством государств. Афины представляли собой демократию, тогда как в Спарте власть находилась в руках олигархии. В полисах, входивших с ними в союз, обе стороны старались утвердить аналогичный собственному государственный строй. Кроме того, политические противоречия усугублялись принадлежностью к различным народностям: так, афиняне (как и бо́льшая часть их союзников) были ионийцами, тогда как спартанцы и, в свою очередь, их союзники — в основном дорийцами.
Цель: Узнать о золотом веке древней Греции, о Пелопонесской войне.
Задачи: 1.Рассмотреть золотой век;
2. Узнать причины Пелопонесской войны;
3. Рассмотреть её периоды и завершение.
1. Древняя Греция
«Золотой век» в Афинах был временем расцвета демократии, т.е. власти народа. В это время все лично свободные граждане получили право участвовать в управлении государством. Главным государственным учреждением было народное собрание, в котором могли участвовать все афинские граждане. Народное собрание созывалось обычно раза три в месяц, а в исключительных случаях еще чаще. Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на рыночной площади — агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесенному со всех сторон красной веревкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около пяти тысяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах — гиматиях, много было и трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах (плащах) и с посохами в руках. Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне, мире и договорах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни. Но народное собрание не было постоянно действующим органом власти. Для повседневного руководства жизнью государства и выполнения решений народного собрания начиная с 510 г. существовал «совет пятисот». Члены «совета» выбирались жребием по 50 человек от каждого из 10 избирательных округов — фил. После обсуждения законопроекта в «совете пятисот» и на народном собрании происходило голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом. При обсуждении дел, в которых сталкивались интересы различных групп, народные собрания проходили бурно и порой не обходились без потасовок. Так было при решении вопроса о Пелопоннесской войне. Мастера-оружейники, поставщики военного снаряжения, стояли за войну, ожидая от нее больших доходов. Земледельцы же знали, что война принесет им разорение, и протестовали против нее. «Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугом в ребро двинул мастера копейного» — так изображает разгоревшееся на народном собрании столкновение древнегреческий писатель Аристофан. Если в Спарте на народном собрании принималось то решение, за которое громче всего кричали, то в Афинах вопросы решались голосованием — поднятием рук или опусканием камешков в урну.
Ежегодно одно из народных собраний было посвящено остракизму (от слова «остракон» — черепок для голосования, который опускали в урну). На этом собрании каждый мог писать на черепке имя того, кого он считал опасным для Афинской республики, человека, который, по его мнению, стремится к захвату власти — тирании. Черепки опускались в урну и затем подсчитывались. Тот, чье имя повторялось на большинстве черепков, признавался опасным и изгонялся из Афин сроком на десять лет.
«Золотой век» явился периодом создания шедевров в литературе и искусстве. Понятие о красоте древние греки связывали с нравственными качествами. Главным для них была гармония духа и тела. Скульптуры изображали богов как прекрасных людей, в которых воплотилось представление о красоте того времени. Все фигуры рослые, с хорошими пропорциями тела, правильными чертами лица. В женских скульптурных портретах художники также стремились воплотить идеальную красоту: стройные, высокие фигуры, лица с правильными чертами. В поэтических произведениях греки наделяли своих богинь золотыми волосами, голубыми глазами, матовой кожей. Таковы героини Гомера, Эсхила. Возможно, все эти качества должны были иметь и земные женщины, считавшиеся прекрасными. [1]
Война с персами, с разрушением Афин, и победа, невероятная, удивительная, 480 года, создали совершенно новую атмосферу высокой гражданственности и героизма, с самосознанием полиса и личности в условиях афинской демократии. Восстановлением Афин занялись непосредственные предшественники Перикла из поколения его отца Ксантиппа, который в юности знал Анакреонта, приехавшего в Афины уже на склоне лет, и столь почитал поэта, что его сын поставил на Акрополе рядом с памятником его отцу памятник Анакреонту, чтобы они продолжали беседы и после смерти. Это говорит о восприимчивости Перикла к лирике, как и к драматической поэзии, поскольку он выступал и хорегом Эсхила (брал расходы на себя по постановке пьес первого трагического поэта и занимался сам с Хором). О том, что он вырос на поэмах Гомера, разумеется само собой. Хорошо известно, всегда серьезный и всецело занятый важными государственными делами первый стратег был чуток к женской красоте, чем блистали в то время прежде всего гетеры, прекрасные, свободные и образованные, когда жены в семьях жили взаперти. Перикл, обретя власть первого из десяти стратегов, избираемых ежегодно Народным собранием, с сохранением первенства почти до конца жизни, восстановление разрушенных святилищ на Акрополе взял в свои руки. Строительство нового храма для Афины Парфенос осуществляли архитекторы Иктин и Калликрат под общим руководством Фидия и Перикла. Архитектура Парфенона - ряды колонн по прямоугольнику - кажется предельно простой. Размеры храма: 70х30х20 метров - скорее скромны. Колонны не массивны, а легки и изящны, поскольку представляют не ровный монолит, а расширяются к середине и конусообразно сужаются к вершине и имеют наклон к центру колоннады, при этом каждая угловая колонна чуть толще остальных. И так в целом и во всех частях здания - прекрасное знание математики и оптики, что будут изучать и вновь открывать художники эпохи Возрождения тысячу лет спустя. Прямая линия для глаза - кривая на камне, что создает уникальную соразмерность в частях и в целом, материя как бы исчезает в совершенной форме идеи. По сути, Парфенон - идеальное и вместе с тем реальное воплощение перспективы с достижением единства, что и воспринимается как совершенное произведение искусства. Но это лишь внешняя форма, основа для другого вида искусства - скульптуры. Здесь-то Фидий выказал свой уникальный гений, будучи уже в годах. Он в камне воссоздал, по сути, рождение и расцвет греческой цивилизации и культуры, начиная от битвы богов и титанов, лапифов и кентавров, греков и амазонок, греков и троянцев, с размещением на фронтонах целых скульптурных групп из богов и коней, своим бегом возвещающих восход солнца, со сценами рождения Афины из головы Зевса и спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Но мифологией и историей Фидий не ограничивается. По фризу идет рельф длиной на 160 метров, посвященный Панафинейским празднествам в честь Афины и города. Шествие юношей и девушек движется вдоль западной и северной сторон, а также вдоль южной, чтобы встретиться на восточном фасаде перед богиней. Шествие юношей и девушек, несущих пеплос для Афины, сопровождают конные и пешие, слуги с корзинами еды и сосудами с вином, а также жертвенные животные, здесь и Хоры, и музыканты с инструментами... Это реальное шествие в праздничный день, воспроизведенное в камне и вознесенное на такую высоту, что снизу хорошенько и не рассмотреть, но ведь празднество посвящено богам, оправдывался Фидий, это для них. Вход в храм открывался и в глубине в сиянии золота возникала Афина, величавая, с копьем и щитом. Фидий собирался изваять ее из мрамора, но афиняне пожелали, чтобы Афина была вся из слоновой кости и золота, сосредоточием богатства Аттики. Мы видим воочию рождение классического стиля во всей свежести и чистоте. Строительство Парфенона было начато в 447 году до н.э. и завершено созданием статуй, рельефов и Афины Парфенос Фидием в 438 году до н.э. Это время наивысшего могущества Афин и расцвета искусств античности связано непосредственно с именем Перикла (495?-429), аристократа, явившегося отцом демократии и самым просвещенным правителем, можно сказать, из всех времен и народов. Век Перикла и есть Золотой век Афин. Между тем Афины отнюдь не представляли идеальное место для развития искусства и мысли. Античная лирика и философия явились на свет на островах. Лишь во времена Перикла в Афины стали приезжать философы, а Анаксагор, с которым подружился Перикл, поселился в Афинах. Именно при Перикле Афины становятся центром развития аттической трагедии и театра, что явно переживает кризис с появлением комедии. Похоже, именно демос, подпадая под влияние демагогов, постоянно проявлял консерватизм, приверженность к старинной вере предков и патриархальным нравам. Даже гетеры, как поэты и философы, становились известны вне Афин и стали приезжать в Афины впервые не без покровительства Перикла, который ценил женскую красоту и ум. Одной из них была Аспасия из Милета. Она открыла школу в Афинах для девушек и молодых женщин. Ее школу посещали Перикл, Софокл, Еврипид, поскольку это был в своем роде салон, а молодой каменотес Сократ и вовсе учился у Аспасии красноречию, явно влюбленный в нее. И в пору строительства Парфенона, когда он мог стать первоклассным скульптором, забрасывает ваяние, весь уходя в раздумья, что ему не мешает быть храбым воином в случаях войны. Перикл, жена которого пожелала выйти замуж за другого, отпустил ее и женился на гетере, что вызвало немало пересудов в Афинах. Но он был последователен в его интересах и привязанностях - Фидий, Анаксагор, Аспасия. А его враги, не в силах прямо выступить против него, ополчались на его друзей. Фидий, не успел закончить Парфенон с Афиной Парфенос, был обвинен в краже золота и слоновой кости, - тут он мог оправдаться, достаточно взвесить золото и слоновую кость, наложенные на изваяние богини таким образом, по совету Перикла, что можно снять и взвесить при необходимости, но скульптора обвинили и в «нечестии» за то, что он изобразил, кроме Перикла, и себя на щите Афины, где, как в зеркале, он постоянно видел себя, да Перикла, который часто наведывался в Парфенон, пока шло строительство. Поскольку и знатные женщины наведывались из любопытства, то Фидия обвиняли и в сводничестве. Греки умели потешаться и над великими умами, и воплощением этой черты выступят комические поэты во главе с Аристофаном, которые и создали впоследствии репутацию Сократа как развратителя юношества. Фидий не был оправдан судом, но был отпущен в Олимпию для создания грандиозного изваяния Зевса. Между тем враги Перикла обвинили Анаксагора в безбожии, поскольку он принимал Солнце не за бога, а за раскаленную докрасна глыбу камня, в несколько раз большую, чем Пелопоннесс. Если Перикл не решился прямо вступиться за Фидия, возможно, он лишь устроил так, чтобы Олимпия поручилась за возвращение скульптора после выполнения заказа, он выступил на защиту Анаксагора, но безуспешно. Философ был осужден на смерть, Перикл помог ему покинуть Афины. Наконец обвинили Аспасию, в частности, в том, что она читала книгу Анаксагора и даже в сводничестве, мол, знатных женщин, посетительниц ее дома, она сводила с ее мужем. Периклу пришлось употребить все свое красноречие, говорят, вплоть до слез, чтобы отстоять честь жены. Между тем военные конфликты с соседями, прежде всего с Спартой, не прекращались, пока не разразится Пелопоннесская война. Рассмотрим лучше напоследок жизнь афинян в будни и праздники. В Афинах, кроме рынка, была площадь Народного собрания, агора, где собирались граждане для обсуждения важных государственных дел; был амфитеатр, где в определенные дни в году шли театральные представления, можно сказать, театральные фестивали-конкурсы; вход на представления был платный, поэтому государство выделяло два обола бедным гражданам, чтобы никто не остался вне праздника. На представлениях трагедий Софокла, особенно Еврипида большую роль играли хоровые партии, зачатки оперы, можно сказать, некоторые партии, особенно музыкальные, распевались всюду, даже по всему Средиземноморью, как шлягеры, если угодно. Естественно встал вопрос о создании музыкального театра, с крышей в виде конуса, что и осуществил Перикл. Театр получил название Одеон, а так как его купол напоминал голову Перикла, афиняне изощрялись в остроумии, утверждая, что он носит на голове Одеон. Впрочем, иные называли Перикла не иначе, как олимпийцем. В Афинах было построено здание, функция которого вполне соответствует вкусам и характеру афинян. Это Стоя Поикиле, здание с открытым фронтоном на колоннах. На стенах большие картины с изображением трех эпизодов битвы под Марафоном учеников Полигнота и «Разорение Трои» Полигнота. Поскольку неподалеку агора и рынок, то здесь нечто вроде проходного двора и музея, где постоянно толчется публика: купцы, моряки, женщины из всех сословий, граждане Афин, метеки, рабы, - одни обделывают свои дела, другие проходят, глазея на картины, третьи беседуют, укрывшись от дождя и солнца. Начало живописи греки связывают с картинами Полигнота, который, вероятно, не владел перспективой, как художники проторенессанса в Италии спустя два тысячелетия, но умел воспроизводить моменты драматического действия, как Фидий, но в ярких красках. Персонажи выступали как живые в их красоте и уродстве. В одной из троянок узнавали Эльпинику, сестру Кимона, одного из предшественников Перикла, что вызывало пересуды, мол, она пленила и художника. Здесь мы увидели бы и Сократа, вступающего в спор с комическими поэтами, и Перикла в шлеме, всегда готового выйти к трибуне Народного собрания или отправиться в поход во главе афинского флота, а афиняне не упустят случая посудачить об Аспасии... Видите ли, самосцы напали на Милет, Аспасия из Милета, она велит Периклу вступиться за Милет, хотя речь идет о сохранении морского союза, основы могущества и богатства Афин. После похода будут похороны погибших, с речью Перикла, всегда глубокой, историко-философской, можно сказать, впечатляющей, если судить по Плутарху, и оратора женщины забрасывают цветами, - всякого рода общественные мероприятия превращаются в театральные действа. [2]