Также, Масса пишет, что Болотников «пришел с казаками числом до десяти тысяч на помощь к этим мятежникам», Буссов же не сообщает об этом факте, и Скрынников справедливо отмечает, что версия последнего заслуживает большего доверия. «В самом деле, польские власти в обстановки мятежа не допустили передвижения по территории Польши даже небольшого по численности отряда Заболоцкого». В.И. Корецкий, следуя версии Массы, пишет, что с Болотниковым прибыли казаки из Венгрии, Украины, Польши, «закаленные в боях с турками».
Р.Г. Скрынников утверждает, что Болотников был пленником, пробиравшимся с чужбины на родину, и никаких воинских сил при нем не было. Кроме того, он отмечает, что Молчанов следовал своему расчету, когда остановил свой выбор на Болотникове. «Он пытался найти людей, которые были бы всецело обязаны его милостям и, кроме того, искренне верили бы, что имеют дело с прирожденным государем». Болотников не был свидетелем событий, разыгравшихся в России в 1604–1605 гг., и никогда не видел в лицо Отрепьева. Далее, Болотников вступает в активные боевые действия.
Исследователи по-разному оценивают значение начального периода биографии Ивана Болотникова, исходя из концепций понимания сути событий Смутного времени и задач движения. И.И. Смирнов делает вывод, что холоп Болотников еще в молодости пытался разорвать путы крепостничества. «Именно в эти годы сложилось то мировоззрение Болотникова, которое привело к решимости поднять всеобщее восстание крепостных крестьян и холопов против феодального гнета». Испытания, пережитые Болотниковым – жизнь с казаками, годы невольничества в Турции, освобождение из плена и скитание по Европе – безусловно, обогатили жизненный опыт, но полностью и однозначно согласиться с И.И. Смирновым нельзя. Конечно, бесспорно значение этого периода в биографии Болотникова для складывания системы его взглядов, характера, социального поведения и других личностных качеств.
1.3 Особенности характера, социального поведения
Если характеристика отечественных источников сводится в основном к понятию вор, то иностранные источники как более беспристрастные дают сведения позволяющие представить некоторые черты характера этого деятеля.
Исаак Масса отмечает, что Болотников «был детина рослый и дюжий», «удалец, отважен и храбр на войне».[39] Архиепископ Елассонский Арсений, называет его «достойнейшим мужем и сведущим в военном деле», и, что интересно, резко осуждает Василия Шуйского за расправу с Болотниковым[40].
Буссов характеризует Ивана Болотникова как опытного витязя и подчеркивает его высокие моральные качества Болотникова, формируя образ мужественного, энергичного вождя, человека своего слова, способного пожертвовать жизнью за дело, которому он себя посвятил. Как уже отмечалось, Буссов находился в Калуге во время ее осады войсками Шуйского, а также, вероятно, и в Туле. Следует признать, что подобный образ лидера восстания, несмотря на определенную долю субъективности, вряд ли мог быть плодом фантазии автора мемуаров. Буссов длительно и непосредственно наблюдал Болотникова в его деятельности.
В понимании Буссова Болотников рыцарь, давший «обет» верности Лжедмитрию и павший жертвой своей преданности Самозванцу. Это иллюстрирует следующий отрывок из его мемуаров: «Московские жители послали в лагерь к Болотникову своих людей и через них потребовали, что если Димитрий (который был ранее в Москве) жив и находится при нем в лагере или где-либо, то он должен его им представить в лицо… Болотников ответил: «Царь воистину живет в Польше и будет скоро здесь. Я сам был у его руки, и он лично назначил меня вместо себя верховным главнокомандующим и отправил меня в Путивль с письменным приказом». «Нет, – сказали москвитяне, – это, должно быть, другой: Димитрия мы убили. И усовещевали Болотникова прекратить проливать невинную кровь, покориться Шуйскому, их царю: он сделает его знатным господином. Болотников ответил отказом: «Я дал моему государю торжественную клятву пожертвовать за него самою жизнью, ее я сдержу, делайте, как хотите; поскольку вы не намерены сдаться по добру, я намерен принудить вас к этому. Я навещу вас скоро»[41]. Как интерпретировать эти слова? Вымышлен этот диалог? Даже если и в действительности подобной ситуации не было, здесь Буссов явно отражает колебания, бывшие как среди восставших, так и возможно у самого Болотникова и главным качеством в образе лидера восстания выступает здесь верность принесенной клятве.
Сложно согласиться с И.И. Смирновым, который пишет: «Этот «портрет» Болотникова не имеет ничего общего с холопом Болотниковым, вождем восстания против феодалов».[42] Думается, что образ холопа, вождя восстания против феодалов, презревшего личные интересы во имя блага низов общества, сформированный советской историографией не уступает в благородстве образу рыцаря, держащему слово в соответствии с представлениями о чести. Так или иначе, но Болотникова нельзя упрекнуть в вероломстве. Из глубины веков перед нами вырисовывается образ человека прямого, открытого и честного являющего полную противоположность его противнику Василию Шуйскому.
Был ли он жесток? В полосе наступления истребление помещиков, захват имущества, уничтожение крепостнической документации приняли массовый характер: «…и в тех украйных, в польских и в северских городах тамошние люди по вражию наваждению бояр и воевод и всяких людей побивали разными смертми, бросали с башен, а иных за наги вешали и по городовым стенам распинали и многими разноличными смертьми казнили и прожиточных людей грабили а ково побивали и грабили и тех называли изменниками, а они будто стоят за царя Дмитрия».[43] Согласно челобитным Болховских помещиков, Болотников лично руководил расправами над помещиками.
После сдачи Тулы ему кричали, напоминая о судьбе погибших родственников: «Благодарим тебя, вор, благодарим, изменник!» Когда же Болотников спросил, за что они его оскорбляют, что им нужно, один из них отвечал: «За моего брата». Другой «За моего зятя», третий: «За моего сына» и т.д. Болотников с достоинством возразил им: «Я в этом не виноват, они убиты за свои грехи.[44] В.И. Корецкий пишет: «Поражает глубокая и непоколебимая вера Болотникова в правоту своего дела»[45]. Но с другой стороны, история не демонстрирует нам примеров, когда лидеры различных политических и социальных движений в условиях гражданской войны отличались бы гуманностью. Жестокость, расправы – это средства характерные не столько для того периода, сколько в целом для событий любой гражданской войны, этой одной из наиболее страшных форм социальных конфликтов, вызванной падением легитимности власти и как следствие попранием законов общества.
В.И. Корецкий объясняет расправы над помещиками пониманием Болотниковым жестокости как возмездие за их насилия и произвол по отношению к крепостным крестьянам и холопам.[46] Отметим, что Болотников отвечая, что «они убиты за свои грехи», может быть, вовсе не имел в виду возмездие за произвол по отношению к крепостным, а если понимать эти слова буквально, ведь это XVII в. с соответствующим мировоззрением.
Р.Г. Скрынников отмечает, что «отсутствуют доказательства, что эти казни имели широкий размах и проводились лично по инициативе Болотникова»,[47] обращая внимание на то, что сохранившиеся документы представлены сообщениями властей, стремящихся очернить Болотникова.
Кроме того, для характеристики личности важно, что источники зафиксировали и примеры проявления великодушия. Диаментовский сообщает, что Болотников «после снятия осады с Калуги объявил амнистию и выпустил из тюрьмы заключенных, виновных или подозревавшихся в каких-либо враждебных действиях против осажденных».[48]
Итак, несмотря на то, что личностные качества Болотникова во многом остаются в тени за боевыми действиями, социальными и политическими интересами, верность слову, стремление к лидерству, талант полководца, руководителя очевиден, признаваем как современниками, так и позднейшими исследователями. Конечно, абстрактный образ вождя или же рыцаря довольно привлекателен, но нас интересует реальная личность, поэтому для полной картины необходимо обратиться к его общественно политическим взглядам.
1.4 Общественно-политические взгляды И. Болотникова
Приписываемые Буссовым Болотникову слова, «что он готов в любое время отдать жизнь за своего прирожденного государя», поднимают проблему – какие цели ставил Болотников лично в этой борьбе.