Иван Васильевич умирает, не дожив нескольких месяцев до 54-х лет. Умерь ли он своей смертью, или был отравлен Богданом Бельским – мы уже никогда не узнаем. Кобрин пишет: «Каким бы ни был конец тирана, его смерть открыла новую страницу отечественной истории. Хотя многие из последующих событий были обусловлены тем, что происходило в стране при царе Иване, это уже темы для других книг».
Кобрин пишет, что портрет царя был бы не полным, если не остановиться на его литературной деятельности и общественно-политических воззрениях. Именно о них идет речь в заключительной третьей главе «Во словесной премудрости ритор». Иван Грозный был, несомненно, одним из самых талантливых литераторов средневековой России. В литературе он был, прежде всего, новатором, он первый пошел на включения в свои послания разговорного языка, живых оборотов устной речи. Также автор поражается эрудицией Ивана Грозного, которая по средневековым меркам была очень велика. Очень хорошей у царя была память, так как в своих посланиях он наизусть цитировал обширные цитаты из библии. В сочетании всех этих качеств Кобрин видит развитие «комплекса полноценности» царя, его видения превосходства над всеми остальными людьми. Автор замечает, что все равно все таланты Ивана никогда не будут оправданием его тирании и жестокости в правлении.
В заключении книги, которое называется «Уроки истории», мы вновь видим параллель между Грозным и Сталиным. Мы увидели, что на примере Ивана Грозного можно изучить некоторые общие особенности механизма личной власти. Проанализировав правление Ивана Грозного, автор делает вывод и неуместности параллелей между Сталиным и Грозным, а в сложившемся мнении об их похожести виноват сам Сталин, пропагандировавший царя как пример для подражания. Сталин вообще очень любил заниматься возвышением неординарных и ильных исторических личностей. Далее мы видим глубокие размышления о диктатуре, репрессиях и их роли в мировой истории, которые также основываются на примерах правления грозного царя.Книга В.Б. Кобрина «Иван Грозный» произвела на меня хорошее впечатление, прежде всего, своей доступностью. Она ориентирована на массового читателя и поэтому в общедоступной форме предоставляет научно выверенные факты, которые дают читателю возможность оценить личность и итоги деятельности Ивана Грозного. В тексте книги присутствуют как научные термины, так и вкрапления разговорной речи, что делает ее интересной и легкой для прочтения.
Автор ставит перед собой задачу отойти от стереотипов, сложившихся не только в массовом сознании, но и исторической науке. Не раз он упоминает о разнообразии взглядов на неординарную личность царя Ивана разных историков. В своей книге Кобрин упоминает многие из этих взглядов. Некоторые он относит к стереотипным, некоторые опровергает, с некоторыми соглашается. Но в итоге создает собственную систему взглядов, причем весьма убедительную. Каждое свое суждение он аргументирует, опираясь либо на исторические факты, либо на собственные размышления, которые он немедленно приводит, и которые очень убедительны с точки зрения логики и здравого смысла. Очень важны слова автора в самом начале книги, где он говорит о том, что свою задачу он видит в том, чтобы предоставить читателю максимум четких, научно выверенных фактов. На их основе читатель будет вправе принять или оспорить его взгляды. Тем самым автор показывает, что его книга – является его личной системой взглядов. И что сам читатель может создать собственную.
Как уже было сказано выше, труд Кобрина – не просто экскурс в историю средневековой России. Это еще и глубокие, часто философские размышления. Автор глубоко и внимательно разбирает каждое событие, ищет его причины, если требуется, обращается в прошлое в их поисках. А говоря о последствиях того или иного явления, историк иногда рассказывает о том, какое влияние оно оказало на будущее страны. Таким образом, перед нашими глазами есть полная картина происходящего, еще и подвергнутая глубокому анализу.
Научно выверенные факты не будут являться таковыми без работы с реальными источниками. Об источниках в тексте существуют некоторые упоминания. Например, автор часто говорит, что многие летописи противоречили друг другу, так как время от времени исправлялись по приказу самого царя. Важными документами в процессе изучения опричнины становились также и незаметные скромные купчие, меновые и другие акты феодального землевладения. Дошедшая до нас переписка Грозного с Курбским является одновременно образцом литературной деятельности царя и критикой государственного строя со стороны Курбского. А в сохранившихся дипломатических посланиях Елизавете Iвидение внешней политики со стороны двух держав.
Среди всех рассуждений Кобрина мне особенно запомнились слова о возможном альтернативном пути развития России, касающиеся опричнины. По его мнению, альтернатива была и состояла она в пути реформ, который начала Избранная рада. Но реформы предполагали собой постепенные медленные изменения, чего не мог дождаться царь. Его характер требовал немедленного исполнения, ему хотелось «всего и сразу». Поэтому он избрал путь мучительный и кровавый, быстрый путь к деспотичной монархии. Путь Избранной рады был основан на реальных тенденциях развития страны, а путь опричнины основывался на произвольном хотении.
Тем не менее, говоря о личности царя, Кобрин, в отличие от некоторых своих коллег-историков, не может с уверенностью говорить о том, что причиной царской жестокости и порой непредсказуемых политических ходов были психические отклонения. Однако причину жестокости видит в детстве царя, которое прошло в обстановке насилия, жестокой боярской борьбы за власть.
Особенно мне хочется выделить следующую мысль. Иван Грозный очень страдал от одиночества, еще и осложненного манией преследования. Страшное одиночество – плата, которую вынужден платить за неограниченную власть любой деспот. В этом рассуждении Кобрин выступает одновременно историком, философом и, в какой-то степени, психологом.
Сумел ли автор достичь поставленной цели создания книги? После прочтения книги я однозначно даю положительный ответ. Несмотря на то, что полностью разобраться и понять такую яркую историческую личность как Иван Грозный крайне сложно, своей книгой Кобрин максимально приближает к этому рядового читателя. Причинно-следственное отображение исторических событий делает картину полной и ясной. Автор предоставляет огромное количество научно выверенных фактов, и читателю остается лишь сделать свой собственный вывод исходя из собственного видения мира. Конечно, в книге присутствует мнение и самого историка, но он не называет его единственно правильным и ни коим образом не пытается его навязать. Еще одна важная заслуга автора – отход от стереотипов массовых и научных.
Книга В.Б. Кобрина «Иван Грозный» - очень достойный пример научно-популярной исторической книги, и я рекомендую ее всем, кто интересуется историей России в целом и периодом правления Ивана IV в частности.
Список литературы
Кобрин В.Б. Иван Грозный.- М.: Моск. рабочий, 1989.- 175с.- (История Москвы: портреты и судьбы).