Внутренняя противоречивость мировоззрения Неру оказывается только в конце 20 – в 30-ые годы, что объясняется господством марксистской тенденции в его политических взглядах и унаследованным от фабианского социализма духовным или моральным подходом в исторических взглядах.
В следующий период идейно-теоретического развития исторические взгляды Неру на социализм приобретают последующее развитие за счет послабления его интереса к марксизму. В середине 50-х годов в исторической концепции социализма Неру происходит окончательное смещение акцента из социально-экономических аспектов на социокультурную сторону социализма. В политической сфере Неру принимает концепцию смешанной экономики и склоняется к сочетанию социалистического и капиталистического путей развития, которые должны в единстве обеспечить переход к социально-экономическому расцвету Индии. Таким образом, социализм Неру являет собой сформированную идеологическую концепцию, в которой органически совмещались политические и исторические стороны. Неру отклонял марксистское положение о социальной гегемонии пролетариата и его безусловной исторической прогрессивности. В своих исследованиях он доказывал, что средний класс является движущей силой социального прогресса[5].
Особенное внимание Неру обращал на негативные социальные последствия искусственных реформ, которые не основываются на традициях и особенностях народов, а также на негативную сторону объективно прогрессивных нововведений, которые носили фрагментарный характер и проводились без дополнительных изменений во всех направлениях социально-экономической политики. Неру был уверен, что проведение социокультурной политики, которая ограничивает стимул к стяжиння в обществе, устранит в будущем много препятствований, и, таким образом, обеспечит переход к социальной системе, которая быстро будет развиваться. В истории развития социальной системы Индии Неру видел как периоды большего или более малого прогресса, так и периоды регресса. Идея группы, которая всегда была в основе индийской социальной системы, по мнению Неру, не только не обветшалая, но в перспективе будет приобретать все большую научно-теоретическую и практическую значимость.
Неру считал, что индийская концепция кооперативно групповой социальной системы, которая опирается на принцип функциональности социальных групп, должна естественным путем трансформироваться в новых, более прогрессивные формы социального уклада общества.
2.3 Взгляды Джавахарлала Неру на формирование и развитие общественно-политических систем
В подразделе рассматриваются теоретические аспекты политической истории в трудах Неру, освещают ретроспективные взгляды Неру на демократию и изучение им исторического опыта государственного строительства.
По мнению Неру, социокультурные факторы должны быть движущей силой политической деятельности людей. Отсутствие любых проявлений демократии в период феодализма Неру связывал с политическим господством церкви и считал божеское право королей анахроническим. Природу власти Неру рассматривал как извечно порочную, и был уверен в том, что ни один человек, насколько большой она не является, не повинная стоять вне критики. Неру понял, что “фашистский метод”, который заключается в создании широкого массового движения, может не вступать в споры с “демократическим методом”, который предусматривает принуждение меньшинства большинством[6].
Его категорическое неприятие фашизма объясняется тем, что он связывал либерально гуманистическую традицию ХІХ ст. в большей мере с марксизмом, чем с фашизмом. Неру сформулировал моральный подход к политике и был негативно настроен относительно авторитарной системы правления. Политическим кредо Неру были высокие моральные принципы, которые неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. В результате исторических исследований понятия демократии в его мировоззрении испытало значительную трансформацию от формальной демократии 20-х – конца 30-х годов к политической демократии, синтезированной с экономической демократией в следующем периоде. Окончательное понимание демократии Неру проявилось в 50-ые годы в форме демократического социализма, в котором основной акцент, как и в историческом социализме Неру, был сделан на социокультурном аспекте. Субъектом демократии Неру считал доминирующий средний класс, но в то же время предостерегал от желания принятие коммунистических представлений о демократии, где масса является метафизическим понятием. В связи с этим, Неру не идеализировал закон, установленный даже демократическим путем, и считал необходимым применение контроля над законодательной деятельностью. Осознание растущей власти науки и просветительства позволило ему допустить, что в перспективе политические изменения будут происходить в направлении “демократически запланированного коллективизма”. Неру считал, что община в Индии была основой политической системы, и потому в будущем она должна стать административной и избирательной единицей в пределах более широкой политической системы. Такое негативное явление в государственном управлении как бюрократизм, Неру связывал с безответственностью чиновников перед народом и ограниченностью их мировоззрения. Он считал, что когда бюрократический подход в государстве становится господствующим, то возникает бюрократическая и деспотическая система, которая становится ускорителем последующей бюрократизации служащих.
Единственным путем борьбы с бюрократией и коррупцией Неру считал брахманизацию духу государственных служащих, то есть значительное повышение их морально-этического уровня, и потому обнаруживал некоторую склонность к элитаризму. Неру был уверен, что целью любых политических изменений, в конце концов, должно быть повышение жизненного уровня масс, обеспечения промышленного и культурного развития нации[7].
Он отмечал, что прогресс стал общим делом, и если люди откажутся от международного единства и некоторой международной организации, то, по его мнению, должны возникнуть наднациональные районы, которые будут функционировать как одно огромное государство. На фундаментах своих общественно-политических исследований Неру пришел к выводу, что основой политического единства выступает единство историческая и эмоциональная.
3. Влияние общественно-политических взглядов на государственную деятельность Джавахарлала Неру
3.1 Джавахарлал Неру и модернизация Индии
Подраздел освещает осуществление социально-экономической модернизации Индии под руководством Неру, изучается связь общественно-политических взглядов Неру с политической модернизацией Индии.
Неру целеустремленно и последовательно осуществлял свой социально-экономический курс на создание государственного сектора и кооперацию сельского хозяйства в Индом.
Под его руководством развернулась широкая индустриализация Индии, создавался мощный государственный сектор индийской экономики. Благодаря осуществлению политики импортозамещения в начале 60-х годов правительства Индии удалось в некоторой степени сократить удельный вес дефицита торгового баланса. Курс Неру на введение сельхозкооперации был магистральным путем проведения ускоренной модернизации сельского хозяйства и должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики и успешное осуществление индустриализации Индии. Неру активно выступал за развитие общей обработки земли, но считал, что на данном историческом этапе коллективная обработка земли менее эффективна в производственном отношении.
Понимание Неру демократического социализма как синтезу политической и экономической демократий наложило непосредственный отпечаток на второй пятилетний план. В нем кооперативное сельское управление (политическая демократия), в сущности, приравнивалось к земледельческим кооперативам (экономическая демократия). Валютный кризис 1957 –1958 гг. не позволила Неру начать переход к ускоренной индустриализации – идее, которую он вынашивал в течение 30, - 40-ым гг..
Основная ошибка Неру была в том, что он проигнорировал необходимость размораживания золотого запаса, которое должно было резко повысить инфляционные ожидания и помешать возникновению валютного кризиса. Невзирая на взрыв рождаемости в начале 50-х годов и, как следствие, падения показателя национального дохода (НД), Неру удалось достичь долгосрочного прироста чистого национального продукта (ЧНП), – показателя, который более верно отображает уровень благосостояния людей в условиях дуальной экономики. Неру хотел создать общество, где народ будет выступать инициатором позитивных превращений, а не государство, которое в большинстве случаев является единственным организатором и проводником радикальных превращений.
Наиболее важны рычаги власти приводились в действие под воздействием индийского неотрадиционализма, который способствовал сочетанию принципов традиционной и харизматичной власти и ограничивал потенциальные возможности рационально легальной власти, которая была дискредитированной за годы колониализма. Потому парламентскую демократию (механизм действия политической демократии) Неру решил покорить интересам исполнительной власти, которая, согласно с традицией, была монополией Индийского национального конгресса (ИНК). Неру рассчитывал реализовать свою концепцию демократического социализма не столько путем парламентской демократии, которая для него превратилась в рычаг власти, сколько через развитие демократии на местном уровне. Таким образом, постепенно шел процесс укрепления центральной власти в большей мере, чем это предусматривалось Конституцией Индии. Основными рычагами усиления власти Неру были мажоритарная система и Высшее руководство (High Command)[8].