Смекни!
smekni.com

Идеи Джавахарлала Неру (стр. 3 из 4)

Комплексный исторический подход к национализму позволил Неру в период пребывания при власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения национального самосознания у индийских этносов с высшей целью – развитием загальноиндийской национального самосознания, которое, в свою очередь, укреплялось принципами интернационализма. В исторической перспективе Неру отводил национализму достаточно высокое, почетное место, которое тот должен был занимать в процессе социализации международной структуры.

3.2 Влияние традиции на общественно-политические взгляды и политику Джавахарлала Неру

В подразделе изучается влияние цивилизационного подхода на внешнюю политику Неру и его социокультурных взглядов на внутреннюю политику правительства.

Неру отдавал преимущество стратегии неприсоединения, потому что, по его мнению, в динамическом ядре цивилизации каждого большого народа существуют “некоторые черты величия”, и потому кратчайшим путем до всестороннего прогресса Индии должно быть взаимное обогащение больших государств (цивилизаций) и Индии. Благодаря цивилизационному подходу Неру определил три приоритетных партнеров Индии на международной арене: Америка, Россия и Китай.

Таким образом, цивилизационный подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения, и позволил Неру более четко увидеть как позитивные, так и негативные черты США и СССР, подталкивал его к привлечению лучшего опыта обоих сверх государств. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая вместе с его методологическими ошибками в исторических исследованиях привело к отрыву политической практики Неру от самодовлиючеи исторической традиции Китая. Наиболее ярко это оказалось в том, что Неру рассматривал Юго-восточную Азию (ПСА) как сферу цивилизационного влияния Индии и не учитывал традиционные геополитические интересы Китая в этом регионе. Вооруженное увлечение португальских колоний Диу, Гоа и Даману в 1961 г. было серьезным внешнеполитическим просчетом Неру, потому что, рядом с разными подходами Индии и КНР к решению проблемы Тибета, это стало одной из причин аннексии КНР части индийской территории в 1962 году.

Цивилизационный подход Неру сыграл определяющую роль в решении правительства Индии оставить связь с Содружеством наций. Кстати, исключительно личная позиция Неру обусловила последующее пребывание Индии в составе Содружества наций. Неру сознательно пытался изменить социокультурную традицию Индии, чтобы сделать ее традиционалистской, то есть, изменив сущность, предоставить ей гибкости и мягкости для взаимодействия с новациями. Неру внес изменения в два последних ведичних ашрами (ванапрастха и саньясин), обращение к которым явно не отвечало современному образу жизни и могло создать определенные социально психологические преграды на пути модернизации Индии. Следует отметить, что он открывал Индию не столько для европейцев, сколько для европеизированной индийской элиты, подобной ему, что была в значительной степени оторвана от своих корней.

Учитывая это, необходимо признать, что Неру не всегда точно интерпретировал социокультурную традицию с целью предоставления ей большей гибкости и способности приспосабливаться к потребностям индийского общества, которое модернизировалось. Он верно нашел единственную для Индии религиозную “сущность”, философскую основу – адвайта веданту – но не смог предоставить ей религиозной “формы”, потому что это нуждалось бы в разрыве с индийской социокультурной традицией, которая освящала плюрализм мыслей и непрерывное развитие путем трансформации, то есть изменения форм. Неру так и не удалось подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, которая отличалась высокой функциональностью, гибкостью, способностью к саморазвитию. Неру смог усилить позиции государства в начальном и среднем образовании, что способствовало послаблению кастовой системы. Он активно содействовал развитию высшего технического образования и фундаментальных наук в Индии.


4. Выводы. Обобщенная характеристика политических идей Джавахарлала Неру

Частичное несовпадение развития исторических и политических взглядов Неру обусловило неверную, но господствующую в отечественной и зарубежной историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом. Неру сформулировал моральный подход к политике, за которым моральные принципы неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. На основании исторических исследований Неру пришел к выводу, что средний класс является движущей силой социального прогресса, и потому пытался обеспечить благоприятные условия для его развития, как путем ограничения интересов большого капитала, который рвался к власти, так и путем активной борьбы с бедностью большинства индейцев. В процессе своих общественно-политических исследований Неру приобрел твердую уверенность в прогрессивности демократии, и потому отказался от диктатуры или жесткого авторитаризма.

Под его руководством началась широкая политическая модернизация Индии, которая охватила всю общественно-политическую систему страны, включая общественную и государственную идеологии. Особенностью политической модернизации Индии стал курс Неру на укрепление демократии в Индом. Он предусматривал максимально возможную концентрацию власти на высшем государственном уровне при сохранении парламентской демократии в сочетании с максимальной демократизацией и децентрализацией на низших уровнях власти, то есть на уровне местного самоуправления. Неру хотел создать гражданское общество, в котором народ должен был быть источником стабильных позитивных изменений, а не государство, которое, как правило, является главным инициатором и проводником радикальных превращений. Государственной идеологией в Индом стал демократический социализм, которой предусматривал построение смешанной экономики, укрепления демократии и внедрения широких социальных программ.

В качестве общественной идеологии Неру оставил национализм, при условиях его многоуровневого осознания. Комплексный исторической подход к национализму позволил Неру в период пребывания у руля власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения национального самосознания у индийских этносов с высшей целью – развитием загальноиндийской национального сознания, которое, в свою очередь, он крепил принципами интернационализма. Результатом общественно-политических исследований Неру стало создание собственной концепции социализма. Основным содержанием данной теоретической концепции было создание прогрессивного, гармоничного общества, которое основывается на принципах равных возможностей, социальной справедливости, демократии и общественной (государственной) собственности на основные средства производства[9].

Особенностью социализма Неру является приоритет в исторической перспективе социокультурных факторов над экономическими факторами общественного развития, что ставило социальный прогресс в непосредственную зависимость от степени духовного и морального совершенствования людей. Основным путем построения более совершенного общества Неру считал сочетание научного подхода, основанного на эмпирическом опыте, с философией, которая опирается на логические выводы, и с религией, которая неразрывно связана с интуицией. Религиозные, философские, исторические, социально-экономические и политические установки Неру создают своеобразную, но непротиворечивую идеологическую систему, которую можно определить как новый социализм или неосоциализм.

Главным заданием “курсу Неру” было преодоление стихийности капиталистической системы путем развития государственного и частного секторов экономики, перехода к плановой регуляции. Понимания Неру экономического роста как социально-экономической категории, сущностью которой является кооперация, обусловило его расположение к идее внедрения кооперативной системы в сельском хозяйстве Индии, поддержку кооперативного движения в кустарной промышленности и малом бизнесе. Курс Неру на внедрение сельскохозяйственной кооперации должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики. Недостаточно глубокие знания Неру относительно основ и опыта осуществления финансовой и денежно-кредитной политики объясняют неудачу в проведении ускоренной социально-экономической модернизации Индии. Валютный кризис 1957-1958 гг. в Индом не позволила Неру начать переход к ускоренной индустриализации. Изрыл ускоренной индустриализации повлек в начале 60-х годов неожиданный для правительства Индии рост занятости населения в малом бизнесе, который успешно обслуживал потребности рынка и государственного сектора.

Цивилизационный подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения в мировоззрении Неру. Этот подход позволил Неру увидеть историческую необходимость сохранения связи Индии с Британским содружеством наций, углубить финансово-экономическое и научно-техническое сотрудничество из СССР и США, распространить цивилизационное влияние на ПСА. Политика неприсоединения для Неру была не только наиболее выгодной внешнеполитической стратегией Индии, а также одним из методов построения “современной цивилизации”, которая должна была создать условия для полноценного развития всех наций. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая в сочетании с методологическими ошибками в его исторических исследованиях обусловило отрыв политической практики Неру от самовыключения исторической традиции Китая. Рядом с несостоятельностью Неру подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, к существенным просчетам Неру также следует отнести и то, что он не смог обеспечить преемственность своей идеологической и политической линии.