Сюда же относятся две индульгенции 1454—1455 гг. В одной из них 31 строка, в другой — 30. Они отпечатаны двумя мало различающимися между собой мелкими шрифтами, напоминающими по рисунку круглые готические шрифты. В 31-строчной индульгенции используется в качестве выделительного шрифта ДК, а в 30-строчной — шрифт 42-строчной Библии.
Первое представительное издание, в котором новое изобретение нашло свое законченное художественное и техническое выражение, несомненно может быть приписано Гутенбергу, хотя на это нигде прямых указаний нет. Это — 42-строчная Библия (В42), изображенная на рисунке 1.
Рисунок 1 - 42-строчная Библия. Майнц: Иоганн Гуттенберг.
По всей вероятности именно о ней идет речь в так называемом Хельмаспергеровском акте, когда там говорится о «Деле книг» (WerkderBiicher).
Хельмаспергеровский акт от б ноября 1455 г. фигурировал на процессе майнцского бюргера Иоганна Фуста против Гутенберга. Из него следует, что в мае 1450 г. Гутенберг занял у Фуста более 800 гульденов. На эти деньги он начал изготавливать оборудование для печати, которое затем для покрытия долга вынужден был заложить. Однако полученной суммы не хватило для завершения намеченного предприятия. В 1452 г. Гутенберг заключил с Фустом второй договор, по которому предполагалось осуществить другое предприятие, а именно упомянутое «Дело книг». На этот раз Фуст участвовал в деле в качестве партнера. Он финансировал предприятие, вложив в него 800 гульденов, в то время как Гутенберг должен был выполнить всю практическую работу. По неизвестным причинам компаньоны поссорились. Фуст привлек Гутенберга к суду и потребовал возвратить ссуду с процентами. Суд вынес решение о необходимости возврата первой суммы и той части второй суммы, которая не была потрачена на совместные цели, а также выплаты процентов по этим суммам. Хотя неизвестно, чем кончился процесс, Гутенберг, по всей вероятности, вынужден был передать Фусту, как заложенные согласно первому договору типографские материалы, так и весь тираж В42.
42-строчная Библия была очевидно начата в 1452 г. и закончена до августа 1456 г., на что указывает помета рубрикатора (художника, отмечавшего красной краской абзацы) одного из экземпляров, хранящегося в Парижской национальной библиотеке. Библия была набрана в две колонки вначале по 40 строк, затем по 41 и, наконец, по 42 строки на полосе. Гутенберг стремился сохранить характер рукописного письма, передавая его особенности посредством 290 литер. Он использовал искусно гравированный и отлитый им шрифт, который был более узким и красивым, чем шрифт ДК. В типографском шрифте сохранились многочисленные сокращения (аббревиатуры) и составные буквы (лигатуры), характерные для рукописей. В рисунках знаков он удалил выступающие с боков острые элементы, так что литеры могли теперь набираться на более узкий формат. Была обеспечена возможность установки равномерного расстояния между знаками. Межсловные расстояния также стали одинаковыми, и строки набирались с точной выключкой. Добившись удачного отношения полосы текстового набора к размерам страницы, Гутенберг достиг высокой гармонии и красоты набора.
После первоначальной попытки печатать заголовки красной краской, стали оставлять свободные места для больших и малых буквиц — инициалов, чтобы потом воспроизводить их от руки. Библия состоит из двух томов по 324 и 317 страниц. Около 35 экземпляров книги было отпечатано на пергамене, а 165 — на бумаге. В этой работе участвовало, по-видимому, 6 наборщиков. В книге нет никаких сведений ни о мастере или его подручных, ни о месте и времени ее создания
В результате процесса с Фустом Гутенберг понес серьезный материальный урон. Неизвестно, печатал ли он что-либо после этого мы знаем, однако, что майнцский юрист и синдик Хумери предоставил изобретателю средства для изготовления типографского оборудования, которое после смерти Гутенберга было снова возвращено ему.
1.4 Сомнительные случаи приписывания авторства. Конец жизни
Некоторые книги, изготовленные при жизни Гутенберга, исследователи пытались связать с его именем, хотя до сих пор этот факт остается недоказанным. К таким книгам относится «Майнцская Псалтырь», выпущенная в 1457 г. в Майнце. В ней впервые указан издатель — фирма «Фуст и Шёффер». После того как к Фусту перешло оборудование типографии Гутенберга, руководить типографией стал Петер Шёффер, который в свое время работал у Гутенберга, но на процессе принял сторону Фуста. Так как «Майнцская Псалтырь» в техническом и художественном отношениях может быть приравнена к 42-строчной Библии, напрашивается вывод, что Гутенберг принял участие в создании этой книги. Согласно одной из гипотез первая сумма, которую Гутенберг в 1450 г. занял у Фуста, как раз и предназначалась для изготовления этой «Псалтыри». Поскольку изобретатель вынужден был заложить у Фуста изготовленное на его деньги оборудование, последний стал обладателем печатного станка. Общая идея «Псалтыри», художественное воплощение шрифта и техническое изготовление литер для нее, возможно, принадлежат Гутенбергу. В «Майнцской Псалтыри» использован новый вариант шрифта миссала (крупного шрифта в кеглях по 48-60 пунктов), более крупного чем ДК. Он был изготовлен в двух различных кеглях. Особенностью издания является то, что здесь впервые была предпринята попытка печатать инициалы в две краски (красную и синюю) с гравированных металлических форм в один прогон с текстом. Формы, с которых печатали двукрасочные инициалы, были предположительно изготовлены из нескольких частей: на одной было изображение буквы, внутри которой, в свою очередь, были выгравированы различные фигуры и орнамент, на другой — украшения, окружающие букву. Каждая из частей, а также текст набивались краской отдельно и затем составлялись в общую форму. Использовались инициалы трех размеров. Сложность технологии помешала, повсей вероятности, более широкому применению многокрасочного способа печатания инициалов.
Много вопросов связано со «Служебником констанцской шархии» (MissalespecialeConstantiense). Книга набрана меньшим по кеглю, еще недостаточно отработанным вариантом шрифта Майнцской Псалтыри и представляет пробное издание, предваряющее Псалтырь. Все сохранившиеся четыре экземпляра отличаются друг от друга. Нет также указаний на место и время выпуска книги. Убедительных доказательств того, что эта книга, а не «Фрагмент Страшного суда» является самой ранней работой Гутенберга в настоящее время нет.
Много споров ведется также вокруг второй большой Библии, набранной в 36 строк, так называемой В36. Она набрана последним вариантом шрифта ДК и является перепечаткой В42, но уступает ей по качеству. Один экземпляр, находящийся в Париже, был рубрицирован в 1461 г.; печатание книги таким образом можно отнести к 1457—1458 гг. Так как после печати Библии ее шрифт стал применяться Альбрехтом Пфистером в Бамберге, изготовление В36 пытались приписать ему. Но издания Пфистера, как правило, хуже В36. Высказывалось также мнение, что Гутенберг сам печатал Библию в Бамберге, на что указывает ряд обстоятельств. Однако на целый ряд вопросов исследователи до сих пор не дали точного ответа.
Наконец, рассматривается вероятность участия Гутенберга в издании так называемого «Католикона» - (Catholicon) — словаря с изложением латинской грамматики, составленного доминиканцем Иоганном Бальбусом де Януа в 1286 г. Он набран мелкокегельным полуготическим шрифтом, близким к шрифту 31-строчной индульгенции. Применение этого шрифта позволяло экономить бумагу и удешевить печать. Хотя «Католикон» по качеству набора не достигает уровня других изданий Гутенберга, все-таки считается, что эта книга напечатана изобретателем. Этот вывод делается на основании колофона, в котором в возвышенном стиле сообщается, что это произведение было создано с помощью Всевышнего в 1460 г. в Майнце не с использованием тростника, грифеля или пера, а в результате чудесного взаимодействия, соотношения и соразмерности матриц и форм. Но так как колофон не называет печатника, подобное смиренное восхваление нового искусства еще не может быть рассмотрено как несомненное доказательство авторства Гутенберга. Издание этой книги приписывали также Фусту и Шёфферу.
В начале шестидесятых годов разгорелась жестокая борьба между Дитером фон Изенбургом и Адольфом фон Нассау за обладание майнцским архиепископством. Город, принявший сторону Изенбурга, был захвачен в 1462 г. Адольфом фон Нассау, который разграбил его и изгнал большинство жителей. В какой степени эта катастрофа затронула Гутенберга — неизвестно. После 1462 г. он, предположительно, больше ничего не печатал. В 1465 г. Адольф фон Нассау зачислил его в свою свиту и освободил от уплаты всех налогов и долгов, а также снабжал одеждой, зерном я вином. В начале февраля 1468 г. Иоганн Гутенберг умер в Майнце.
2. Иван Федоров
Назвать Ивана Федорова создателем первого русского печатного станка — мало. Он первооткрыватель. С его именем связано начало книгопечатания в России.
Дата и место рождения Ивана Федорова точно неизвестны. Родился он около 1520 г. Можно считать достоверной версию о его происхождении из новгородских мастеров рукописной книги. Исторические сведения, связанные с истоками русского книгопечатания, таковы.
Первые печатные славянские книги появились на Балканах, но это были глаголические письмена, которые в России в XV—XVI вв. хождения не имели. К концу XV в. в Кракове были напечатаны первые четыре книги на кириллической основе; две из них датированы 1491 г. Имя их печатника известно — Швайпольт Феоль. Белорусский просветитель Франциск Скорина начал печатать книги на родном языке в Праге в 1517 г. Более того, известно семь книг, напечатанных непосредственно в России в 50-е годы XVI в., то есть лет за десять до первопечатного "Апостола".