В 138 г. до н. э. Чжан Цянь выехал из столицы Китая на северо-запад. Как только посольство оказалось на землях хуннов, оно попало в руки врагов. Но сын шаньюя Гунчена (правил в 161-126 гг. до н. э.), смилостивился над пленниками. Чжан Цяня даже женили на девушке из хуннской знати, и она родила ему сына. В течение десяти лет находясь в плену, Чжан Цянь собирал сведения о хуннах и их соседях, изучал территорию их расселения. Лишь в 128 г. до н. э. части посольства во главе с Чжан Цянем и его другом Таны удается бежать. Они сумели добраться до государства усуней, побывав в его столице -городе Чигу. Пройдя через Нарын, Чжан Цянь достигает государства Давань в Восточной Фергане, затем приезжает в государство Кангюй, расположенное по среднему притоку Сыр-Дарьи. Затем, достигнув долины реки Зеравшан, добирается до государства юэчжей (тохаров). Но юэчжи к тому времени захватили юг Средней Азии, поэтому их правитель отказался войти в военный союз с китайцами, не желая вновь втягиваться в длительную и сложную войну с хуннами.
В 127 г. до н. э., возвращаясь в Китай, Чжан Цянь вновь попал в плен к хуннам. И лишь через год, совершив еще один побег, он вместе с семьёй и другом Таны возвратился на родину.
Если посольская часть миссии Чжан Цяня потерпела крах, то в научно-географическом и торгово-экономическом отношениях его путешествие было необычайно важным. Он проложил для Китая путь в впоследствии, в течение полутора тысячелетий, связывал Восток и Запад. По Великому Шелковому пути караваны верблюдов перевозили не Восточный Туркестан и Среднюю Азию и доказал, что в Индию есть более короткий путь чем тот, которым вынуждены были пользоваться китайцы раньше. Во время своего первого путешествия он прошёл 25 тысяч ли (около 15 тысяч км) пути.
Путешествие Чжан Цяня явилось истоком Великого Шёлкового пути, который только товары — благодаря ему народы получили возможность узнать друг о друге, обменяться своими хозяйственными и культурными достижениями.
«Договор, основанный на мире и родстве» в первой половине II в. до н. э. преимущественно нарушали «шаньюи, осенённые Всевышним» — Модэ, Лаошань и Гунчен. Император У-ди в первые годы своего правления не осмеливался нарушить этот договор.
Но в 133 г. до н. э. китайцы почувствовали свою силу и решили покончить с зависимостью от хуннов. Через своих разведчиков они подстрекали хуннов напасть на город Ман. В засаде около этого города китайцы разместили 300-тысячное войско. Хунны же собрали для осады города около 100-тысяч человек. Но по пути к городу хуннам удалось захватить в плен одного из китайских военачальников, который выдал Гунчен-шаньюю план засады. Тайна китайцев была раскрыта и хунны сумели избежать разгрома.
У-ди, готовый нарушить договор, всё же не сразу решился выступить в поход. Этому препятствовало стихийное бедствие — изменение в 131 г. до н. э. Хуанхэ своего естественного русла, что привело к гибели многих людей. Но уже в 129 г. до н. э. У-ди запретил китайским купцам вывозить товар для хуннов и, чтобы проследить за исполнением своего приказа, выделил четыре тужена всадников (в одном тумене было 10 тысяч воинов). С этого момента противостояние китайцев и хуннов приобретает открытый характер.
Но до смерти (126 г. до н. э.) Гунчен-шаньюя хунны ни в чём не уступали китайцам.
В 128 году до н.э. они дошли до Пекина и возвратились, захватив в плен 3 тысячи человек. Когда китайский военачальник Вэй Цин занял Ордос, хунны в ответ сумели захватить часть Великой Китайской стены.
После смерти Гунчэн-шаньюя, в ставке хуннов началась ожесточённая борьба за престол.
Лули-князь левого крыла Ичисе сам себя объявил шаньюем. Сын Гунчена Юйби скрылся в Китае и умер на чужбине.
Ичисе быстро восстановил порядок в государстве и даже в 126 г. до н.э. совершил поход на северо-восток Китая, а один из его военачальников сумел разрушить построенную китайцами в захваченном Ордосе крепость Шофан. Но это были последние крупные успехи хуннов: они уже не могли противостоять набиравшей силу империи Хань.
Начиная с 124-123 гг. до н. э. ожесточенные, кровопролитные войны между хуннами и китайцами переместились на землю хуннов (современные монгольские степи).
Для этого времени показательны судьбы двух правителей западных владений — Хунье и Сучу. Во время похода 121 г. до н. э. они потерпели поражение: погибли или же попали в рабство десятки тысяч их людей. Разгневанный Ичисе-шаньюй вызвал их в ставку. Желая избежать наказания, эти вельможи решают перейти на сторону Китая. Но из-за разногласий Хунье убивает Сучу, берет в плен его старшего сына и сам переходит на сторону китайцев. Вельможи и военачальники, перешедшие на сторону Китая, спасая свою жизнь или же добровольно, и позже оставляли горький след в политической истории своего народа. А старший сын Сучу Изинь Миди (34-86 гг. до н. э.) сначала был рабом-конюхом, затем попался на глаза У-ди и был взят на службу во дворец. По завещанию У-ди он вместе с другими доверенными лицами помогал несовершеннолетнему императору Чжао-ди и возглавлял государственную канцелярию.
Итоги века. История свидетельствует, что во II в. до н. э. хунны властвовали во всей Центральной Азии и в приграничных с ней обширных областях. С империей хуннов, ставшей в первые шестьдесят лет этого века центром цивилизации кочевников, вынуждена была считаться китайская династия Хань, которая платила дань и отдавала в жены шаньюям девушек из императорского рода.
В эпоху расцвета империи хуннов в её состав входили также такие родственные хуннам племена, как кыргызы, динлины, усуни, что заложило основы для формирования тюркской исторической общности.
Завоевание огромных территорий, приведшее к усилению самостоятельности удельных правителей, образование самостоятельных государств такими племенами, как, например, усуни, постоянные военные действия, междоусобная борьба знати оказали своё отрицательное воздействие на жизнь империи хуннов.
Приход к власти в Китае реформаторов, проведение У-ди военной реформы, опиравшейся на внутренние хозяйственные, социальные, политические изменения, породили для хуннов внешнюю угрозу. В последнюю четверть II в. до н.э. военные действия переместились на землю хуннов.
Теперь хунны были вынуждены бороться за сохранение своего государства.Вместе с тем, II в. до н. э. стал свидетелем тесного взаимодействия оседлых народов и кочевых племен, появления значительных достижений в общественной, политической, культурной жизни всех народов еще Центральной Азии.
Древняя Родина кыргызов. Самым священным местом на земле для любого народа является его Отечество, Родина. Именно она даёт возможность развития и сохранения его как народа.
Известно, что в истории есть народы, которые живут вблизи территории, на которой проживали их предки; но также есть и такие народы, которые в результате миграции далеко ушли от своей прародины.
В какую из этих групп входят кыргызы? Они издавна жили в Центральной Азии. Но «пространство Центральной Азии» подразумевает огромную территорию - от востока Ирана до северного Китая и от Южной Сибири до Тибета и Пакистана. Кыргызы на протяжении своей истории взаимодействовали практически со всеми народами, населявшими эти земли.
Рода, носившие название «кыргыз», сначала образовывали племенные объединения, затем стали народом, у которого было своё государство, границы которого также охватывали многие земли. Но где же находилась самая древняя Родина кыргызов?
Существуют разные точки зрения на расположение прародины кыргызов. Одни ученые считают, что кыргызы издавна жили на Енисее, а затем переселились на Тянь-Шань, смешавшись с обитавшими здесь древними народами — потомками саков и усуней.
Другие, в том числе известный кыргызовед, академик В. В. Бартольд — доказывают, что кыргызы обитали в районе озера Кыргыз-Нур ещё до нашей эры. А это значит, что Родиной древних кыргызов являлась северная сторона Восточного Тянь-Шаня.
Самое интересное и изученное время в истории древних кыргызов -это период с 56 по 49 гг. до н. э. Именно в это время кыргызы и их соседи подняли восстание, борясь за свою независимость. Китайский историк Бань Гу пишет, что в результате кыргызы, динлины и уцзе создали не зависящие от хуннов «три ханства».
Это первое упомянутое в истории кыргызское ханство было расположено на территории Восточного Тянь-Шаня, севернее современного китайского города Манас и горной гряды Боро-Хоро, на западе пустыни Дзосотин-Элисун. Если учесть, что кочевники совершали перекочёвки на многие сотни километров, то можно утверждать, что весь север Восточного Тянь-Шаня был исконной территорией кыргызов и их исторических соседей.
Есть предположения, что, воспользовавшись политической раздробленностью хуннов, кыргызы восстановили своё государство на Тянь-Шане. И в III - V веках нашей эры кыргызы жили в Восточном Тянь-Шане.
Хозяйство древних кыргызов. О хозяйстве древних кыргызов китайские историки не дают прямых сведений. Но, скорее всего, основным видом хозяйства кыргызов было скотоводство, так как они жили по соседству с хуннами на востоке и усунями на западе и также вели кочевой образ жизни.