Смекни!
smekni.com

Империя хуннов (стр. 1 из 6)

Курсовая работа

На тему: «Империя хуннов»

Содержание

Введение

Глава 1. Возникновение государства хуннов

Глава 2. Хозяйство и общественная жизнь хуннов

Глава 3. Великая империя хуннов и ее соседи

Глава 4. Истоки кыргызской государственности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

История кыргызского народа уходит своими корнями в глубокую древность и сегодня, в период коренных изменений и преобразований, особенно остро стоит необходимость изучения и знания истоков происхождения нашего народа, так как без полного понимания истории своей Родины невозможно объективно оценить настоящее и определить дорогу в будущее.

Именно на примере великих исторических событий, участником которых был кыргызский народ, подвигов древних баатыров – богатырей, слов мудрых мыслителей, всегда воспитывалась у молодых людей любовь к Родине, гордость за ее прошлое и стремление принять участие в строительстве ее будущего. А таких примеров в истории кыргызского народа множество. И многие из них нашли отражение в таком дивном шедевре, как эпос «Манас». Им охвачена – даже по самым малым меркам – тысячелетняя история кыргызского народа, история его борьбы за свободу, независимость своей Родины, единство своего народа. Не случайно наш Президент предложил в основу дальнейшего развития Кыргызстана положить семь заповедей Манаса.

В данной курсовой работе мы постарались освятить важнейший период становления кыргызского народа в эпоху империи хуннов, зарождения первой исторической общности тюркских племен, существовавшей в 1-5 вв. н. э., на территории современной Центральной Азии.

Поскольку нынешний год объявлен годом празднования 2200 летия Кыргызской государственности, мы посвятили последнюю главу работы освящению основных этапов становления древней кыргызской государственности.

История человеческого общества – закономерный объективный процесс. И история кыргызского народа и государства находятся в неразрывной связи с мировом историческим процессом.

Благоприятные условия для общественного развития возникают тогда, когда есть политическая стабильность, независимость государства. А противостояние с соседними государствами, беспрерывные войны, завоевательные походы крупных империй тормозят общественное развитие. Хорошо понимая это, наши предки издревле стремились жить в дружбе с соседними народами и странами. Этому подтверждение – посольства кыргызов в эпоху хуннов, Великого Тюркского и Кыргызского каганатов. Такую традицию любви к миру сейчас продолжает наше молодое суверенное государство.

1. Возникновение государства хуннов

Хунны — исторические предки тюрков. Общими предками народов, говорящих сейчас на родственных тюркских языках, были хунны. (Одну из их ветвей этого народа, поселившуюся в Европе в IV-V вв. н.э., европейцы называли гуннами). Первую историческую государственность всех тюркских народов также создали хунны. Культура, обряды и обычаи, политический опыт хуннов оказали своё воздействие почти на все тюркские племена.

Хунны, основавшие кочевую империю в Центральной Азии, начиная с IV-V вв. до н. э. были северо-западными соседями государств, занимавших территорию по берегам реки Хуанхе в Древнем Китае. А на северо-западе от хуннов проживали предки древних кыргызов и родственных им тюркских племён. Все они в середине I тысячелетия до н. э. жили первобытно-общинным строем.

На восток от хуннов расселялись рода, входившие в племенную общность дунху. Они являлись древними предками народов, говорящих на монгольском языке. На западе соседями хуннов были племена юэчжи. Юэчжи говорили на одном из индоевропейских языков.

Мы не знаем, как называли себя сами эти племена: их названия дошли до нас в китайских источниках, — они и стали традиционными в исторической науке.

Хунны и китайские государства.

В первой половине I тысячелетия до н.э.хуннов отделяли от китайских владений другие кочевые племена. Поэтому китайцы преимущественно описывали более знакомые им племена (к примеру, племена,известные под названием «джун», в XI-IV вв. до н. э. вели с китайцами изнурительные, опустошительные войны, нанося им тяжёлые потери).

В мирные времена хунны в китайских источниках не упоминаются. Начиная с IV в. до н. э., хунны стали соседями мелких китайских царств. В III в. до н.э. одному из китайских полководцев удалось разгромить вторгшихся в Китай хуннов. Но эта победа не остановила набеги кочевников. Со второй половины 2 века до н.э. конные войска хуннов беспрестанно вторгались в северо-западные китайские владения.

С середины 4 в. до н.э. (359 г.) в небольшом царстве Цинь, расположенном в среднем течении реки Хуанхе, начали проводиться реформы. Это государство на северо-западе Китая быстро укрепилось. В 246 г. до н. э. там на престол взошёл 13-летний Ин Чжан. В 228-221 гг. до н. э. он сумел завоевать все мелкие китайские царства и объявил себя Цинь Шихуан-ди — первым императором цинской династии (умер в 210 г. до н.э.).

Цинь Шихуан-ди продолжил реформы по укреплению централизованной государственной власти. По всему Китаю были проведены единые письменные, денежные и налоговые реформы, разработаны система мер, положение о гражданстве, законодательстве и вооруженных силах. После этого Цинь Шихуан-ди объявил войну своему самому могущественному врагу — хуннам, которые в то время были расселены на территории современной Внутренней Монголии (начиная с 1947 г. автономный район Внутренняя Монголия, КНР), в Иншане и Ордосе. В 215 г. до н. э. 300-тысячное китайское войско побеждает хуннов Ордоса, а на следующий год китайские войска занимают северный берег Хуанхэ (Жёлтой Реки).

В целях действенной защиты от нашествий хуннов Цинь Шихуан начал строить Великую китайскую стену. Чтобы это мощное оборонительное сооружение не осталось безлюдным, к ней были переселены люди из внутренних районов Китая и созданы 44 новые области.

Великая китайская стена, сохранившаяся до наших дней, несмотря на смену династий в Китае, в III-I вв. до н. э. служила прочной северной границей Китая, предохраняя его от набегов кочевников.

Великая китайская стена была протяжённостью в 4 тысячи км, высотою в 10 м. Через каждые 60-100 м располагались караульные вышки. Однако эта стена не сумела сохранить Цинскую империю. Непомерное увеличение налогов, отвлечение тысяч крестьян от полевых работ на ее строительство, вызвали недовольство различных слоев населения. После смерти Цинь Шихуан-ди вспыхнуло восстание, и его государство было разрушено. Один из предводителей восстания, Лю Бан, в 207 г. до н. э. захватил столицу Китая Чанъань и в 206 г. до н. э. объявил себя императором Гао-Цзу, основав династию Хань.

Правитель хуннов — Toy Ман (Тумен). Нам неизвестно, кто стоял у истоков образования племенного союза хуннов. А первым единоличным хуннским правителем был Toy Ман (так свидетельствуют китайские источники, сохранившие нам имя этого человека.) Он носил царский титул — шаньюй. Во времена правления Тумен-шаньюя хунны оказались между могущественными дунху и юэчжами. Это было в последней четверти III в. до н.э. В 215 г. до н. э. Тумен-шаньюй потерпел поражение от китайского войска. Узнав, что хунны обессилели, правитель юэчжей потребовал от Тумен-шаньюя сына в заложники. Так старший сын Тумен-шаньюя, Маодунь (Модэ) оказался у юэчжей.

У Тумен-шаньюя был еще один любимый - младший сын. Если бы юэчжи убили Модэ, то его брат стал бы наследником. Конечно же, отец не мог предположить, что Модэ будет любить не только свободу и волю, но и станет талантливым государственным деятелем, который сумеет усилить мощь всего государства хуннов.

Восстание Модэ. В один из дней Тумен-шаньюй собрал войско, которое вновь обрело былую мощь, и пошёл против юэчжей. Узнав об этом, Модэ тайно выбрал быстроногого иноходца и ускакал к хуннам. Этот побег был своеобразным образцом отваги и принес Модэ уважение и любовь многих хуннов. Тумен-шаньюй выделил своему старшему сыну часть войска.

Модэ начал обучать своё войско меткой стрельбе из лука со свистящими стрелами. Постепенно он пополнил свой отряд дисциплинированными, беспрекословно выполняющими приказ, воинами. Как свидетельствуют китайские источники, в один из дней он выстрелил из лука свистящей стрелой в своего самого любимого иноходца, предупредив перед этим, что казнит каждого, кто не последует его примеру. И, действительно, казнит воинов, которые не осмелились выстрелить в любимого коня своего предводителя.

Позже Модэ пускает свистящую стрелу в свою любимую жену. И снова казнит всех тех, кто не выполнил этот его приказ. Наконец, во время охоты Модэ стреляет из лука в коня, на котором восседает его родной отец. Не дрогнул ни один из его воинов: наученные горьким опытом прошлого, все они пустили свои стрелы в коня шаньюя.

Надеясь на такую отменную подготовку, Модэ решился выступить против отца. Когда он пустил свистящую стрелу в Тумен-шаньюя, все его воины тут же направили свои стрелы в правителя хуннов. Это событие произошло в 209 г. до н. э.

Чтобы не потерять свою власть, он убил младшую жену Тумен-шаньюя и её сына, всех людей, которые были преданы его отцу, а сам объявил себя шаньюем хуннов.

«Земля — основа государства...!» Слухи о перевороте в ставке хуннов дошли до их заклятых врагов на востоке — дунху. Уверенные, что ослабевшие хунны исполнят любое их требование, правители дунху, воспользовавшись таким удобным случаем, потребовали от Модэ-шаньюя отдать им пограничную территорию.

Соблюдая обычай своей эпохи, Модэ-шаньюй созвал Совет старейшин и познакомил их с требованием повелителя дунху. Для шаньюя хуннов был обязательным в ту эпоху учет мнения большинства старейшин при решении вопросов войны и мира. Опасаясь могущества дунху и не желая быть с ними в ссоре, большинство старейшин советовали своему вождю отдать дунху те владения, которые они просили. Они объясняли это тем, что пограничная полоса земли абсолютно бесплодна, на ней нельзя пасти скот, поэтому она бесполезна для хуннов. Этот совет вызвал гнев у Модэ-шаньюя. Как записал китайский историк Сыма Цянь, Модэ-шаньюй раздражённо ответил своим советникам: «Ведь земля - основа государства, как же можно её отдать!» Он отдал приказ казнить всех старейшин, которые советовали ему уступить землю дунху. На деле это означало, что отныне Совет старейшин теряет свое значение. После этого происшествия в число советников входили лишь те, кто не перечил шаньюю, давал совет, который совпадал с его замыслом, поддерживал и беспрекословно выполнял его приказы. Шанъюй превратился в правителя с абсолютной властью.