Смекни!
smekni.com

Индонезия в раннее средневековье (стр. 2 из 2)

В конце IX в. под власть Матарама попадают не только центральнояванские, но и часть восточнояванских районов. Матарам стремился «овладеть и о. Бали, где правили свои цари (рату).

В первой половине X в. усиливаются деспотическое начало и власть царской семьи, усложняется и централизуется административ¬но-территориальная система Матарама. Округа возглавляют высшие сановники, ближайшие родичи государя.

В конце X — начале XI в. был кодифицирован свод законов и предприняты крупные военные экспедиции против главного соперника Ма-тарама — Шривиджайи. Яванцы высадились на Суматре, разгромили и разграбили Палембанг и несколько лет серьезно угрожали суматранской империи. Правители Шривиджайи в этих условиях искали поддержки южноиндийского государства Чолов. В конце концов Шри-виджайе удалось, опираясь на помощь вассалов, нанести ответный удар. В 1016 г. Матарам подвергся неожиданному нападению, сам правитель погиб. Единое государство распалось на ряд мелких само¬стоятельных владений. Наступил период политической раздробленно¬сти, междоусобной борьбы, длившийся более двадцати лет.

Для средневекового яванского общества характерна длительная эволюция состава феодальных землевладельцев. Начиная с VIII в. роль крупных феодальных владельцев пошатнулась и заметно вырос-ла власть монархов, с одной стороны, и деревенской полуфеодальной верхушки — с другой. Параллельно усилилась роль средних и мелких нетитулованных феодальных владельцев, чиновников, духовенства.

Основными дарителями земли в то время были крупные светские феодалы: рака и ракараяны, основным получателем земель — храмы; дарения монархов и их родственников находились на втором месте, но к середине X в. их доля в дарениях приблизилась к доле ракараянов и рака. Храмы получали и от крупных владельцев, и от монархов целые общины (вануа), а также отдельные поля, сады, даже болота и леса.

Крупные светские землевладельцы и общинная верхушка уже к VIII в. имели много своих частных земель, права на которые у них бы¬ли равны правам монархов, хотя элементы верховной собственности на землю имелись и тогда. Власть монархов, бесспорно, выросла из власти рака и ракараянов в VII — начале VIII в.; возможно, для ее отделения от ракараянов и потребовался опыт малайских правителей, этническая чуждость которых облегчила противопоставление монархов крупным феодалам.

Дарение (дарение-выделение) земли — основной вид, характерный для аграрных отношений, он определял и наличие других прав. Круп¬ные владельцы начали дарить земли и иммунитет одновременно. Уже с конца IX в. основными дарителями иммунитетов стали монархи.

Владельцы, не платившие налогов (обычно —храмы), получали в дар участки земли без крестьян; на них распространялись уже имев¬шиеся привилегии. Лица или коллективы, не имевшие до этого привилегий, получали участки земли с коллективами крестьян и одновремен¬но иммунитетные права на них. Это были светские феодалы или общи¬ны, становившиеся тем самым привилегированными.

К концу X в. в Матараме большого развития достигло не только сельское хозяйство, но и ремесло. Китайские хроники отмечают наряду с традиционными предметами тропического экспорта также хлопчато-бумажные ткани, парчу, холодное оружие (знаменитые кинжалы-крисы), изделия из дерева и бамбука. Внешняя торговля шла через пор¬ты северного побережья. Установились торговые связи с Молуккскими островами, откуда получали пряности.

После победы над Матарамом Шривиджайя вступила в период ее наивысшего подъема, установилось полное господство суматранско-малайской империи в морях Нусантары. Еще более повысился автори¬тет Шривиджайи как мирового центра буддизма. В 1011—1023 гг. здесь обучался реформатор тибетского буддизма Атиша.

Однако уже в начале XI в. интересы Шривиджайи на морях стол¬кнулись с интересами южноиндийской империи Чолов, вступившей на путь широкой экспансии. Междинастические и религиозные связи сме¬нились противоборством. В 1025 г. Раджендра Чола двинул против Шривиджайи многочисленный флот с экспедиционными силами. Вой¬ска Чолов одно за другим опустошали богатейшие шривиджайские владения и портовые города по обоим берегам Малаккского пролива. Торговому и морскому могуществу Шривиджайи был нанесен непо¬правимый урон.

5. ИНДОНЕЗИЙСКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

В развитие духовной культуры народов Юго-Восточной Азии ин-донезийское классовое общество к началу средневековья привнесло свой неповторимый опыт.

Происходило становление древнеяванского и древнемалайского литературных языков и местной письменности. Это стало возможным благодаря переработке на самобытной основе элементов влияния сан¬скрита, на котором прежде писались официальные и религиозные документы. Широко распространились местный язык и система письма. В IX—X вв. в Матараме процветала литература, в которой на кави (древнеяванском языке) разрабатывались эпические, мифологические, культовые и философские сюжеты, как древнеиндийские, так и авто¬хтонные. Известны восходящие к этой эпохе поэмы-какавины (древнеяванская «Рамаяна»), прозаические пересказы другого эпоса — «Махабхараты» (парвы), тутуры (религиозно-мифологическая лите¬ратура и наставления), переводы и переложения буддийских трак¬татов и т. п.

При дворах матарамских вельмож подвизались поэты, актеры, му-зыканты. Устраивались представления знаменитого кукольно-теневого театра (ваянга), соединявшего различные виды творчества.

Эпоха раннего средневековья явилась временем сложения в индо-незийских государствах классической архитектуры и изобразительного искусства, первый подъем которых относится к Центральной Яве VIII—X вв. Это крупнейшие в Юго-Восточной Азии буддийские и ин-дуистские ансамбли (Боробудур и Лоро Джонггранг), индонезийский тип мемориально-культовой архитектуры — чанди, гармоничный монументальный стиль каменной скульптуры и рельефа. Яванские и малай-ские мастера в совершенстве владели техникой отливки бронзовой скульптуры, секретами орнаментальной резьбы по камню, металлу, дереву.


Список литературы

1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.