Вернемся теперь к вопросу о влиянии событий перестройки на представителей русской интеллигенции. Для того чтобы лучше понять сущность этого влияния рассмотрим конкретные примеры. Изменения, произошедшие в жизни русской интеллигенции вследствие перестроечных преобразований, нельзя назвать однозначно положительными или однозначно отрицательными.
В январе 1987 года была объявлена «Политика гласности». Она ликвидировала множество ограничений, запретов на критику, существовавших ранее. Также была существенно уменьшена цензура в средствах массовой информации. Были реабилитированы некоторые литературные деятели, обвиняемые ранее в антисоветской пропаганде. Также начали допускать к открытой печати многие литературные произведения, находившиеся под строжайшим запретом.
Коренные изменения претерпели отношения власти с религией. Простоявший очень долгое время принцип, высказанный В. И. Лениным, «Религия – опиум для народа», как будто отодвинули на задворки. И даже не просто отодвинули, а, быть может, и вообще упразднили.
Еще в начале перестройки, вскоре после объявления «Политики гласности», прошли встречи М. Горбачева с патриархом Российской Православной Церкви Пименом. Кроме того, Горбачев проводил беседы и с представителями других религиозных конфессий.
В 1988 году в Советском Союзе прошли мероприятия, посвященные тысячелетнему юбилею крещения Руси. Разрешили организацию новых религиозных общин, которые прошли официальную регистрацию. В стране открылись духовные учебные заведения и были увеличены тиражи издаваемой религиозной литературы.
Верующим начали возвращать культовые здания, отобранные и закрытые или приспособленные под другие нужды, в годы антирелигиозной политики советского правительства. Коренной перелом взаимоотношений власти с церковью произошел еще и в том, что вместо прежнего повального уничтожения храмов, дали разрешение на строительство новых.
Нескольких особо выделяющихся церковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет СССР.
Как ни старались в свое время предыдущие главы страны уничтожить в России религию, она никогда не исчезала из душ русских людей. А с введением новой государственной политики, люди перестали бояться выражать свои религиозные убеждения. Таким образом, люди получили право на свободное вероисповедание, которое позднее было закреплено в новой конституции.
Перемены в годы перестройки произошли в жизни многих известных людей. Так, например, произошло с известным русским писателем Александром Солженицыным. 13 февраля 1974 года развернутая некоторое время назад в прессе кампания против Солженицына достигла своего пика. Солженицын был арестован и заключен в изолятор Лефортово. Тогда же его лишили советского гражданства и выслали из страны. Еще в самом начале перестройки его продолжали обвинять «предательской деятельности». Однако благодаря «Политике гласности», снимавшей многие ограничения, отношение власти к Солженицыну стало меняться. В Советском Союзе стали печатать его произведения. В конце 1988 года шестнадцать деятелей культуры и писателей к Генеральному секретарю ЦК КПСС М.Горбачеву с протестом против задержки публикации в журнале «Новый мир» книги Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В тоже время другая группа писателей Советского Союза предложила Секретариату правления союза писателей СССР восстановить Солженицына в рядах Союза.
Окончательно ситуация поменялась в 1990 году. Вышел в свет полный текст книги «Архипелаг ГУЛАГ». В журнале «Новый мир» начинаются публикации романа «В круге первом». А 16 августа указом президента СССР Солженицын был восстановлен в советском гражданстве. В том же году Солженицыну присудили государственную премию за «Архипелаг ГУЛАГ», от которой он отказался, сказав: «Эта книга – о страданиях миллионов, и я не могу собирать на ней почет».
Перемены также коснулись и представителей музыкального творчества. Были разрешены исполнители, которых слушали и раньше, но «из подполья». Среди них известный русский рок-исполнитель Игорь Тальков. Много интересного связано с этим именем. Ему вроде бы и разрешили петь, разрешили выступать на концертах, но, тем не менее, недовольство советским правительство его творчеством не уменьшилось. Но это и понятно. Во многих своих песнях Тальков прямо высказывался против многих существующих гранях советского строя. Вспомнить хотя бы некоторые из его известных песен «КПСС», «Глобус» и «Россия». Их тексты не могли не вызывать у действовавшего тогда правительства резко негативные отклики. Например, в песне «Глобус» есть такие строки:
«Покажите мне такую страну,
Где герои-ветераны войны живут хуже рабов…»
«Не вращайте глобус, люди –
Вы не найдете.
На планете земля
Стран таких не отыскать,
Кроме той роковой,
В которой вы все не живете.
Не живете, потому что нельзя
Это жизнью назвать…»
В песне «КПСС» высказывались прямые нелестные реплики в адрес «машины с дьявольским названием КПСС». Удивительно, что Тальков не был объявлен предателем страны. До сих пор в народе ходит версия, что смерть Игоря Талькова никакой не несчастный случай. Многие считали и считают, что имело место политическое убийство.
В годы перестройки были значительно ослаблены политические гонения на известную рок-группу «Машина времени» и ее солиста Андрея Макаревича. В конце перестройки на российском телевидении появилась кулинарная телепередача «Смак», ведущим которой стал Макаревич.
Большое развитие именно во время перестройки получила авторская (бардовская) песня. Проходили концертные выступления многих известных бардов – Булата Окуджавы, Юрия Визбора и многих других. Помимо концертов были также фестивали бардовской песни. Самым известным из них стал Грушинский фестиваль. Он проходил под Куйбышевым (ныне Самара). Сотни простых людей съезжались к сцене выполненной в форме гитары послушать любимых исполнителей-бардов, посидеть у костра с гитарой. В отличие от концертов, на Грушинский фестиваль не продавались билеты, и не взималась никакая другая плата. Это был как туристический поход.
Изменения произошли и на телевидении. В эфире каналов центрального вещания начали появляться интересные телепередачи. Открылась дорога в свет многим молодым журналистам-телевизионщикам. В числе открывавшихся в то время телепередач были и передачи, в которых обсуждались темы политики. При чем они не были абсолютно «гладкими». Обсуждались не только позитивные с точки зрения действовавшей в то время власти вопросы и не только с положительной стороны, но и негативные моменты различных вопросов, да и полностью негативные вопросы.
В числе таких новых телепередач была программа Владислава Листьева «Час пик». В ней как раз затрагивались и политические вопросы. Не редко на обсуждение в этой передаче выносились даже весьма острые и противоречивые элементы советского строя. Это, конечно, было в новинку советскому человеку.
Появились и телепередачи, рассказывающие о жизни простых рабочих людей. И опять же в них говорилось не только о хороших элементах человеческой жизни, но и о не совсем приятных.
Не все, конечно, стало сдвигаться только в лучшую сторону. Некоторые довольно популярные и любимые народом телепрограммы были закрыты в годы перестройки.
Коренные перемены наступили и в принципе передачи новостей. В доперестроечные годы, следя за выпусками отечественных новостей, могло сложиться впечатление, что в Советском Союзе никогда не происходило и не происходит ничего опасного. Обо всех катастрофах, происходивших в пределах СССР, старательно умалчивали. Сообщалось о них только в тех случаях, когда ввиду обстоятельств, не представлялось возможным скрыть от общественности информацию о таком происшествии.
Именно в годы перестроечной «Политики гласности» система подачи информации в новостных телепередачах изменилась. Она стала гораздо более полно отражать действительную реальность. А в реальности в Советском Союзе были все те же явления антропогенного, техногенного и природного характера, что и в других странах мира.
Не все в жизни русской интеллигенции, однако, изменилось в лучшую сторону. Серьезный урон был нанесен представителям интеллигенции из науки. Одной из характерных черт новой государственной политики стало значительное сокращение финансирования науки. Государство перестало почти полностью считать науку значимым фактором развития страны. Это привело к всеобщему пренебрежению к науке вообще и к ученым в частности.
Снижение финансирования науки привело к ее фактическому обнищанию. При чем произошло это не только с качественной, но так же и с количественной стороны. Уровень зарплаты научных сотрудников упал до весьма низкой отметки. Коснулось это как младшего научного состава, так и тех, кто уже не один год своей послеинститутской жизни посвятил науке.
Одним из элементов народного творчества является сочинение анекдотов. И этот вид народного творчества, пожалуй, как никакой другой быстро реагирует на негативные изменения в жизни страны.
В годы перестройки в связи с обнищанием науки, родился такой анекдот: «Профессор Иванов с детства мечтал стать продавцом. В наши годы его мечта сбылась». Действительно, с уменьшением финансовых ассигнований из государственного бюджета, многие далеко не последние лица науки были просто вынуждены бросить любимую работу и уйти, например, в торговлю.
Складывалась такая ситуация, что простой рядовой рабочий, занимавшийся неквалифицированным трудом, получал заработную плату более высокую, чем многие научные сотрудники с дипломами высших учебных заведений. Несомненно, рабочие профессии необходимы любой стране, любому обществу, но ведь нельзя преуменьшать и роль инженерных профессий. Например, токарь (неквалифицированный рабочий) нужный сотрудник. Без токаря некому будет работать на станке, а, следовательно, не будет деталей для механических приборов. Но без инженера, способного профессионально спроектировать станок, токарю не на чем будет работать. Если даже будет сотня токарей, но не будет станка, не будет того, кто способен его придумать и спроектировать, необходимых для машиностроительной промышленности деталей также не будет.