Как уже отмечалось, управления действиями всех видов вооруженных сил осуществлялись через ставку ГКО, в состав которой входили: И. В. Сталин (председатель), Г. К. Жуков (заместитель), А. И. Антонов, Н. А. Булганин, А. М. Василевский, К. Е. Ворошилов, Н. Т. Кузнецов, В. М. Молотов, С. К. Тимошенко и Б. М. Шапошников.
В среде военного и народно-хозяйственного руководства всех уровней имел место “естественный отбор”, что дает основание судить о личном вкладе указанного состава в дело победы на основании как их званий, так и полученных ими наград. Высшим воинским званием в РККА было звание маршала, а высшими воинскими наградами – орден “Победы” и орден Суворова первой степени.
К началу войны в СССР было 5 маршалов: С.М.Буденный, К. Е. Ворошилов, Г. И. Кулик, С. К. Тимошенко и Б. М. Шапошников. К концу войны, из числа перечисленных, лишь двое последних удержали свои позиции: С. М. Буденный и К. Е. Ворошилов, оставаясь маршалами, сошли на вторые роли, а Г. И. Кулик был разжалован в генерал-майоры. В 1943 г. звания маршала были удостоены И. В. Сталин, Г. К. Жуков и А. М. Василевский. В 1944 г. маршальское звание было разделено на три категории: маршал Советского Союза, главный маршал, маршал родов войск. При этом, звание маршала Советского Союза было присвоено всем имеющимся маршалам, а также командующим фронтами: Л. А. Говорову, И. С. Коневу, Р. Я. Малиновскому, К. А. Мерецкову, К. К. Рокосовскому и Ф. И. Толбухину. Звание главного маршала авиации получили А. Е. Голованов и Л. А. Новиков, а звание главного маршала артиллерии – Н. Н. Воронов. Звание маршала артиллерии было присвоено М. Н. Чистякову и Н. Д. Яковлеву, маршала бронетанковых войск – П. А. Ротмистрову и Я. Н. Федоренко, маршала инженерных войск – М. П. Воробьеву, маршала войск связи – И. Т. Пересыпкину, маршала авиации – Ф. А. Астахову, Г. А. Ворожейкину, С. П. Жаворонкову, Н. С. Скрипко, Ф. А. Филееву и С. А. Худякову, адмирала флота (приравненного в то время к званию маршала) – И. С. Исакову и Н. Г. Кузнецову. К концу войны было 13 маршалов Советского Союза (с 27 июня 1941г. – 12, т. к. И. В. Сталину было присвоено звание генералиссимуса), 3 главных маршала родов войск, 12 маршалов родов войск и 2 адмирала флота Советского Союза. Кроме того, в 1945 г., но уже после Дня Победы, звание маршала родов войск получили Л. П. Берия, С. И. Богданов и С. П. Рыбалко.
Показателями личного вклада военачальников высокого уровня в деле победы является не только их полководческий талант, но и героизм, отмеченный званием “Героя Советского Союза”, статус которого предусматривает вручение награжденному грамоты, золотой звезды и ордена Ленина. Всего за войну этого звания было удостоено около 11 тыс. человек, причем 98 человек – дважды, а трое (маршал Г. К. Жуков и летчики А. П. Покрышкин и И. Н. Кожедуб – трижды).
На Эльбе войска Красной Армии встретились с союзниками. Шли бесконечные братания, попойки. Он хорошо знал историю: русские офицеры, победив Наполеона, привезли из Европы в Россию дух вольности и основали тайные общества...
Особенно раздражал его Жуков. Маршал раздавал интервью западным агентствам, все чаще забывая обязательный рефрен о "величайшем полководце всех времен"...
И вот пришла Победа. Жукову он оказал величайшую честь - доверил подписать протокол о безоговорочной капитуляции Германии и принимать парад Победы. Опасны его почести... Тени исчезнувших маршалов могли это подтвердить опьяненному победой Жукову.
Во время парада - в тот дождливый день, когда "само небо оплакивало павших", как писали его поэты, - Хозяин уже думал о завтра. О дне после Победы.
Окончились 1418 дней войны. 1418 дней гибели людей.
Страна лежала в развалинах, была покрыта могилами его солдат. И пол-Европы было усеяно их телами.
В дальнейшем он объявит официальную цифру погибших, не слишком большую, чтобы не очень пугала, - около 7 миллионов.
После его смерти с каждым годом эта цифра будет расти. Беспощадно расти. В 1994 году на международной научной конференции, состоявшейся в Российской Академии наук, большинство экспертов сошлись на таких цифрах: около 8 миллионов 668 тысяч потеряла армия и 18 миллионов - мирное население. Всего 26 миллионов погибших.
А пока уцелевшие после невиданной войны солдаты маршировали по Красной площади, швыряя знамена побежденной гитлеровской армии к подножию Мавзолея.
Сталину нужна была решительная ссора с Западом, нужны были враги, новая опасность для страны Советов, чтобы покончить с играми в демократию в странах Восточной Европы. И жестко завинтить гайки внутри страны.
На помощь пришел... Черчилль! В 1946 году он произносит свою знаменитую речь вФултоне: призывает Запад "стукнуть кулаком", ибо Сталин не понимает слабых... "В результате Советы контролируют уже не только всю Восточную, но и Центральную Европу".
Трумэн и Эттли открестились от речи Черчилля - но поздно. Сталин смог объявить: СССР снова угрожает агрессия. Началась столь ему желанная война взаимных проклятий - "холодная война". Полились потоки статей и выступлений по радио - об "угрозах империалистов", о "поджигателях новой войны".
У Сталина развязаны руки. С 1946 по 1949 год он открыто, грубо формирует "могучий лагерь социализма": Чехословакия, Венгрия, Румыния, Польша, ГДР, Болгария, Югославия - всюду сажает покорных ему коммунистических правителей.
Он создает Коминформ - законнорожденное дитя Коминтерна, рычаг управления лагерем социализма, постоянно действующее совещание коммунистических партий. Здесь он дирижирует - вырабатывает общую политику, западные компартии получают от него деньги и распоряжения. Все, что происходит внутри лагеря, происходит только с его ведома. Никакой самодеятельности - за всем следит Сталин (Хозяин), беспощадно карает всякую попытку решать без него.
Правда, был сбой. Он узнает, что Тито, верный Тито - ведет свою интригу: не согласовав с ним, попытался присоединить к Югославии Албанию, заключил договор о взаимной безопасности с другим его холопом, Димитровым, посаженным править Болгарией. Теперь Тито уже предлагает Болгарии объединиться в конфедерацию, более того, пытается включить туда Польшу, Чехословакию и даже Грецию.
Сталин понимает: появился опасный жеребец и уводит его табун. Гнев его был ужасен. Последовали грозные статьи в "Правде". Он вызвал к себе Димитрова и Тито. Но Тито, всегда помнивший о судьбе коминтерновцев, вместо себя послал соратников.
В холодном феврале 1948 года в Кремле, Сталин принял обе делегации. Он орал на Димитрова: "Вы зарвались, как комсомолец... Вы и Югославия ничего не сообщаете о своих делах".
Посланец Тито Кардель попытался сгладить: "Никаких разногласий нет". В ответ последовал яростный поток сталинских слов: "Ерунда! Разногласия есть, и весьма глубокие. Вы вообще не советуетесь. Это у вас принцип, а не ошибки!"
Было принято постановление о постоянных консультациях в будущем. Но Сталин решил избавиться от Тито. Теперь он ему нужен был как враг, как прежде Троцкий, чтобы карать за связь с ним, чтобы, проклиная его, цементировать лагерь покорных. И возвращать Страх.
Коминформ единодушно обрушивается на Югославию. Тито и его страну изгоняют из "лагеря".
Но вместо маленькой Югославии Сталин получил огромный Китай. В октябре 1949 года войска Мао заняли Пекин. Великая восточная держава коммунистов была создана. Вскоре при помощи китайских войск на карте мира появилась коммунистическая Северная Корея. Он прочно обосновался и в Азии. Созданный им лагерь социализма обладал теперь бесконечными человеческими ресурсами. Как близка Великая мечта!
Но сначала предстояло вернуть в страну Страх.
Уже во время войны его тревожили военачальники, привыкшие к своеволию, вкусившие славы. Война еще шла на территории СССР, а он уже готовился их усмирять. В 1943 году Абакумов получил указание записывать телефонные разговоры его маршалов и генералов (папки с этими записями остались в архивах КГБ).
Сталин понимал: пока Жуков на свободе - центр скрытой военной оппозиции будет существовать. Но нужна была наживка крупного размера, чтобы поймать такую акулу, и он велел добыть ее.
Апрельской ночью 1946 года командующий ВВС маршал авиации Новиков был встречен у подъезда своего дома. Маршала втолкнули в машину, доставили, как он писал сам, "в какую-то комнату, сорвали маршальскую форму, погоны, выдали рваные штаны и рубашку". Шутка, которую услышал де Голль, стала былью. Одновременно были арестованы все руководители авиационной промышлен-ности.
Абакумов умело повел следствие и быстро заставил героев войны оклеветать себя. Они подтвердили: выпускали самолеты с заведомым браком, в результате гибли летчики.
Но главное - они дали показания против Жукова...
Все это время следователи Абакумова продолжали неутомимо собирать материал против вчерашнего героя. 18 сентября 1948 года были арестованы генерал-лейтенант Владимир Крюков и его жена - самая популярная певица страны Лидия Русланова.
После войны (на короткий срок) Сталин отменил смертную казнь. И генерал получил 25 лет лагерей, а любимица страны Русланова - 10 лет.
Но все это было заделом на будущее. Решающую чистку армии, как и в 30-х годах, он, видимо, оставлял на конец задуманного. Военачальники еще были едины. И Жукова арестовывать было рано.
Ибо в страну еще не возвратился Страх.
Ва время этой Великой Отечественной войны в советском обществе были весьма распространены надежды на изменение к лучшему положения в стране. Так, колхозники считали, что после войны будут распущены колхозы, интеллигенция надеялась на ослабление цензуры и расширение контактов с другими странами. Все общество считало, что должны прекратиться репрессии, так как советский народ доказал Сталину свою преданность. Однако эти надежды не оправдались. Более того, налицо был обратный процесс — усиление тоталитарного контроля по всем направлениям. Война, затронувшая буквально каждого человека в Советском Союзе, стала своеобразной чертой, разделившей историю советского общества на две части: до- и послевоенную. Никогда больше общество не возвращалось к тому состоянию полнейшей задавленности всяческого свободомыслия, которое было характерно для предвоенных лет. Укрепив авторитет Сталина (объявленного творцом Великой Победы и присвоившего себе звание генера-лиссимуса) и ВКП (б), война заново приучила людей принимать решения и действовать самостоятельно, брать на себя ответственность (фронтовики на передовой, партизаны) без оглядки на высшие авторитеты (как это принято в тоталитарном обществе). Без личной инициативы трудно было выжить и в тылу (крестьяне вновь стали торговать, расцвет «черного рынка» и т. д.). Многие, особенно фронтовики, жившие четыре года в постоянной близости смерти, перестали, устали бояться. Их теперь было гораздо сложнее напугать, а ведь страх — едва ли не главная цементирующая сила тоталитарного общества. Кроме того, война нарушила полную самоизоляцию сталинской державы. Многие сотни тысяч советских людей (солдаты, пленные, «остарбайтеры») побывали за рубежом, получив возможность сравнить жизнь в СССР и в Европе и сделать выводы. Теперь они уже не могли с прежним доверием относиться к заявлениям пропаганды о превосходстве советского образа жизни. Для солдат-колхозников было глубоким шоком увидеть, как живут болгарские или румынские (не говоря уже о немецких или австрийских) крестьяне. А ведь кроме разоренной Европы некоторые солдаты и офицеры побывали и в США (принимая лендлизовскую технику)…