Смекни!
smekni.com

Иоффе Г.З. "Семнадцатый год. Ленин, Керенский, Корнилов". "Девять решающих голосов"

Реферат по отечественной истории

Иоффе Г.З. «Семнадцатый год. Ленин, Керенский, Корнилов». (Издательство «Москва»1995г.) Глава: «Девять решающих голосов» (страницы 154-157).


Девять решающих голосов

На одном из нелегальных собраний Центрального комитета партии большевиков, на котором впервые после июльских событий присутствовал В.И.Ленин, им же был поднят вопрос о вооруженном восстании. На этом заседании, согласно протоколу, присутствовало около половины членов партии и всего 1 из 10 кандидатов. Поднятый Лениным вопрос был выдвинут на голосование, в результате которого 10 голосов были за и 2 против. Эти двое были Каменев и Зиновьев, ратовавшие за комбинированный тип государственных учреждений, то есть готовые разделить власть с другими демократическими силами.

Несмотря на то, что резолюция В.И. Ленина от 10 числа собрала меньше половины голосов, она была принята, хотя на местах все еще имелись разногласия, в связи с которыми она получила своё воплощение не сразу.

Основные доводы Ленина в пользу вооруженного восстания заключались в его позиции к вопросу положения страны в целом, он считал, что у России два выхода: либо «корниловщина», военная диктатура, либо диктатура пролетариата и беднейших слоев крестьянства; изжившая себя «керенщина», доведшая страну до развала, по мнению Ленина, изжила себя. Несмотря на то, что, по сути, Ленин не мог привести объективных аргументов в пользу своей позиции, тем не менее, он решительно настаивал на самой агрессивной политике, которую видел в вооруженном восстании.

Единогласия в партии, разумеется, не было, и прения, касательно дальнейших действий, носили разнообразный характер, хотя, в основном, обсуждались две альтернативы. Первая - активная, наступательная позиция, которая должна была привести к полной власти Советов через вооруженное восстание; и вторая – оборонительная, которая без риска военных действий, путём партийных передвижек в верхах, должна была привести к общедемократической власти.

На заседании 16 октября, на котором присутствовали примерно 12 членов и 1 кандидат ЦК, за Ленинскую резолюцию проголосовали 9 человек, двое воздержались, и оставшиеся двое, всё те же Каменев и Зиновьев, проголосовали против. И всё же резолюция была повторно принята, несмотря на то, что за неё проголосовало менее 50% ЦК.

На тоже заседании был создан Военно-революционный центр, включённый впоследствии в Военно-революционный комитет, действовавший при Петроградском Совете. Таким образом, ВРК становился легальным штабом большевиков.

Каменев и Зиновьев еще пытались остановить уже запущенный процесс подготовки к вооружённому восстанию. Например, около 18 числа в газете «Новая жизнь» появилось заявление, напечатанное от имени Каменева и Зиновьева, сообщающее о том, что решения партии о вооруженном восстании не существует; и в том же заявлении было «предупреждение» о любом пособничестве вооруженному восстанию.

Ленин бурно отреагировал на это заявление и потребовал исключить Каменева и Зиновьева из партии на основании того, что они нарушили приказ ЦК, ведь фактически они попытались перечеркнуть столь долго им разрабатываемый проект в момент начала его исполнения. Каменев и Зиновьев не были исключены их партии, во многом благодаря Сталину, но несмотря на это, им было запрещено выступать против решения ЦК и намеченной им линии.

Таким образом, политическая линия Ленина опять победила конкурентов, но не стоит отрицать, что в искусстве восстания, которым он особенно увлекался, большевики показали себя настоящими мастерами.