До начала XIV в. ханская власть была сильна, по после прекращения завоеваний военная знать уже не нуждалась в сильной власти ильхана, и последние ильханы стали марионетками в руках соперничавших феодальных клик. Ильханы со своим двором и ставкой вели полукочевой образ жизни, проводя часть года в столице (сперва ею была Марага, затем Тебриз, а с начала XIV в. новый город Султания близ Казвина), а остальное время на кочевьях зимних - на Мугани, в долине р. Чагату и летних - в горах Ала-тага или в Карадаге. Везиры и иранские сановники на службе у ильханов помогали завоевателям эксплуатировать свой народ, собирая налоги в казну, но при этом и сами наживались, создавая крупные состояния.
Эмиры получали военные лены - икта. Рядовые воины сначала получали только жалованье и долю военной добычи. Но жалованье уплачивалось неаккуратно, а когда завоевания закончились и военная добыча очень сократилась, монгольские воины стали роптать и настойчиво требовать наделения землями - икта. В 1303 г. Газан-хан вынужден был удовлетворить их требование / Иванов, 1977, с.153/.
Согласно персидскому трактату о финансах, приписываемому знаменитому ученому Насир од - Дину Туси (1201 - 1274 гг.), военная добыча у монголов делилась так же, как и в мусульманских войсках: "пятина" поступала ильхану, а из остальной добычи конный воин получал двойную долю по сравнению с пехотинцем. Но из раздела исключалась добыча, захваченная тарханами. Звание "тархан" было личной привилегией, присвоенной за заслуги. Тарханы не платили налогов, имели доступ к ханскому двору и освобождались от любого наказания до 9 проступков или преступлений.
При ильханах сохранились те же категории феодального землевладения, какие были в Иране и раньше, но соотношение между ними изменилось. Фонды земель государственных (дивани) и государевых (монг. инджуараб. - перс, хассе - собственные домены ханского рода) сильно выросли за счет частновладельческих земель.
Одной из причин экономического упадка Ирана в XIII в. была налоговая политика монгольских завоевателей. В верхних слоях монгольских завоевателей и подчинившейся им местной знати существовало два направления. Сторонники первого направления в большинстве из монголо-тюркской кочевой знати стремились к неограниченной хищнической эксплуатации райятов - оседлых крестьян и городских низов при помощи тяжелого податного пресса. Сторонники второго направления, в большинстве из иранской чиновной знати, считая необходимым восстановление разрушенной завоеванием экономики страны, стояли за точную фиксацию податей и повинностей крестьян и горожан и за ограждение их от таких поборов, которые разорили бы их совсем. В государстве ильханов до 90-х гг. XIII в. преобладало первое направление.
Наряду со старыми налогами монголы ввели новые. В некоторых областях по-прежнему взимали поземельную подать - харадж (обычно натурой), в других - введенную монголами подать купчур, в некоторых же (Фарс) - и ту, и другую. Купчур, взимаемый с кочевников, не был тяжел - это была подать с поголовья скота: по 1 голове с сотни голов каждого вида скота.
Кроме купчура и хараджа взималось еще более двух десятков податей: чрезвычайные налоги, сборы натурой для снабжения войск, сборы для содержания разных чинов н оплаты их разъездов, подать с садов и др / Там же, с.155/.
Дополнительным бременем для райятов была система расплаты казны по обязательствам со служилыми людьми и кредиторами ассигновками (берат), выписанными на местные казначейства, которые перекладывали уплату на райятов. Нередко случалось, что финансовые чиновники, растратив собранные податные суммы, одни и те же подати взимали с райятов по 2-3 раза в год.
Вся эта система податей, многие из которых существовали и до XIII в., и повинностей была особенно тяжела для крестьян ввиду разорения сельского хозяйства и из-за произвола финансовых чиновников и откупщиков налогов. Последними были обычно феодалы - монголы и уйгуры. При монголах впервые появляются известия о прикреплении крестьян к земле - не к личности землевладельца, а к месту приписки. Это было вызвано, видимо, резким уменьшением числа рабочих рук и налогоплательщиков в деревне.
Кконцу XIII в. общее состояние экономики Ирана становилось все более тяжелым. При чеканке монеты содержание серебра в ней все более уменьшалось, и покупная ценность денег падала. Пятый ильхан Кейхату - хан (1291 - 1295 гг.) пытался ввести в обращение, по примеру Китая, бумажные деньги, но попытка эта сразу потерпела полную неудачу. Вскоре Кейхату - хан пал жертвой мятежа части монгольской знати. Его преемник Байду - хан через шесть месяцев погиб в результате нового мятежа монгольских эмиров, возведших в октябре 1295 г. на престол 24 - летнего Газан - хана, сына Аргун - хана. Поиски выхода из тяжелого экономического состояния побудили Газан - хана (1295-1304 гг.) круто изменить внутреннюю политику. Он опирался на иранскую чиновную знать и мусульманское духовное сословие, принял ислам, вновь сделав его государственной религией, и провел ряд реформ, назначив везиром Рашид ад - Дина Хамадани. Он был инициатором и идеологом этих реформ. Были установлены точные размеры хараджа и купчура для разных областей и определены сроки их уплаты. Была отменена система расплаты казны по ассигновкам - бератам. Был запрещен постой военных и гражданских чинов и гонцов вдомах райятов. Приняты были меры для ограждения райятов от произвола эмиров и знати с ее челядью. Тамга в одних городах отменена вовсе, в других, например в Исфагане, сокращена наполовину. Запрещена продажа рабынь в непотребные дома. Была установлена единая система мер и весов для всего государства - по тебризскому весу, чего раньше никогда не было в Ираке / Березной, 1990, с.93/. Была восстановлена чеканка серебряной монеты. Были проведены широкие оросительные работы. Рашид ад - Дин в своей переписке сообщает подробно о проведении двух магистральных каналов из Тигра и Евфрата и об основании но берегам их ряда селений.
Конечно, эти реформы имели целью облегчить положение крестьян и горожан лишь настолько, насколько это было необходимо для возрождения экономики страны и для повышения налогоплатежности райятов и, следовательно, государственных доходов.
По прямому требованию монгольского войска Газан - хан вынужден был, вопреки централистской тенденции своей политики, в 1303 г. издать указ о наделении землями икта всех без исключения монголов, несших военную службу. Земли для этой цели были выделены из доменов ханского рода и земель диванских, но не из мульковых и вякуфных земель. Под икта были отведены большие земельные массивы, иногда целые округа. Наследственность наделов - икта, существовавшая и ранее на практике, теперь была утверждена официально. Ленник - иктадар имел право взимать с крестьян вместе с рентой все подати, взимавшиеся раньше в пользу казны, внося в последнюю толь - ко по 50 манов (около 150 кг) зерна как, бы в виде дара. Иначе говоря, владелец икта пользовался правом налогового иммунитета, но еще не административного иммунитета: инспектор военного дивана должен был ежегодно осматривать земли-икта и отбирать наделы у ленников, уклонявшихся от несения военной службы.
Реформы Газан - хана имели следствием частичное восстановление разрушенной завоевателями оросительной сети и некоторый подъем сельского хозяйства и городской жизни /Симоновская, Ацамба, 1968, с.305/.
Реформы Газан - хана лишь ненадолго задержали, по не предотвратили распада государства ильханов. Брат и преемник Газан - хана Ольджайту - хан Мохаммед Ходабанде, (1304-1316 гг.) еще следовал политике брата, опираясь на везира Рашид ад - Дина и чиновную знать. Но при его сыне и преемнике Абу Саиде Бахадур - хане (1316-1335 гг.) на время руководящая роль снова перешла к монголо - тюркской военно-кочевой знати во главе с временщиком эмиром Чобаном, главою монгольского племени сулдуз. Рашид ад-Дин был казнен в 1318 г. и образ правления, существовавший до Газан-хана, был восстановлен. Историк Вассаф отметил новый рост податей в Фарсе в 1318 г. После опалы и падения эмира Чобана в 1327 г. везиром был назначен сын Рашид ад-Дина, Гияс ад - Дин Мохаммед Рашиди, вернувшийся к политике отца, но он уже не смог предотвратить распада государства.
Распад государства ильханов завершился после гибели последнего ильхана Туга-Тимур-хана в 1353 г., державшегося-некоторое время в Горгане.
Распаду государства Хулагуидов способствовали не только междоусобии и сепаратизм феодальных владетелей, но и народные восстания, главной движущей силой которых были крестьяне и городские низы.
В XIV в. в Иране широкое распространение получил вид феода - союргал, а также тарханов - феодалов, пользовавшихся, помимо иммунитета, личными привилегиями. /Агаджанов, 1965, с.100/. Господство монгольских завоевателей вызывало многочисленные восстания, проходившие под идеологической оболочкой мусульманского сектанства. Наиболее значительные антифеодальные и антимонгольские восстания - Сербедаров восстание в Хорасане в 30 - 80-е гг. XIV в. и Сеидов движение в Мазендеране и Гиляне в 1350, в ходе которых были созданы государства сербедаров и сеидов. Между 1380 - 1393 гг. Иран был завоеван войсками Тимура.
В период X - XIV вв. характеризуется укреплением политики, экономики Ирана, укрепление производительных сил., рост военно - ленной системы и усиление влияния кочевой знати. Но время монгольского владычества было одним из самых тяжелых в истории иранского народа, повлекшее за собой разрушения, хищнической эксплуатации страны, упадок производительных сил, усиление феодальной эксплуатации.