Параллельно возрождению сталинизма формировалась идеология «бодрячества» и завышенных оценок развития, теоретической базой которой стала концепция развитого социализма. Впервые положение о развитом социализме было выдвинуто Л. И. Брежневым в докладе в связи с 50-летием Октябрьской революции и повторено на XXIV съезде КПСС (См.: Брежнев Л. И. Ленинским курсом: Речи и статьи. М. 1973. Т. 2. С. 92; XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. М., 1971. Т. 1. С. 62). Учение о развитом социализме было объявлено крупнейшим вкладом в теорию марксизма-ленинизма. Было заявлено, что в советском обществе «осуществляется гармоничное развитие всех его сторон: экономической, социально-политической и идеологической», ему присуще «планомерно организованное и неуклонно растущее народное хозяйство», «распределение осуществляется по количеству и качеству труда», «социалистическая демократия получает всестороннее развитие, становится всенародной, охватывает все стороны жизни общества» (См.: Федосеев П. Н. Марксизм в XX веке. М., 1977. С. 584 - 585). Через призму этой теории стали рассматриваться многие проблемы истории.
Анализ историографической ситуации конца 60-х - первой половины 80-х гг. позволяет согласиться с оценками авторов коллективного сборника «На пороге кризиса», которые писали: «Брежневское руководство представляло собой консервативное, аппаратно-бюрократическое начало в партии, и оно органически вписывалось в сталинскую административно-командную систему, свято охраняя ее догматы, предрассудки и пороки. Со своей стороны концепция развитого социализма способствовала консервации этих пороков, поскольку она уводила в сторону от наболевших проблем, от реальных противоречий общества» (На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990. С. 63).
Разработка проблем дореволюционной отечественной истории. Разработка проблем отечественной истории в конце 60-х - середине 80-х гг. велась широкой сетью исследовательских учреждений. Для этого периода было характерно увеличение числа работ специалистов различных достаточно узких исторических дисциплин (археологов, этнографов, востоковедов и т. д.), а также филологов, философов, искусствоведов.
Чрезвычайно важным явлением отечественной историографии ранних этапов истории Восточной Европы были первые опыты типологии обществ на этой территории. Особую роль сыграла здесь монография А. П. Новосельцева, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнина «Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика)» (1972 г.), в которой были рассмотрены вопросы возникновения и формы феодальной земельной собственности (частной и государственной), типы феодальной зависимости и эксплуатации, изменение форм общинной организации, характер взаимосвязи этнических и социальных процессов и т. д. (Подробнее см.: Развитие советской исторической науки: 1970 - 1974. М., 1975. С. 12). Общий вывод был сделан Л. В. Черепниным, В. Т. Пашуто, В. Д. Назаровым, которые писали: «...В аспекте общественного развития средневековой поры европейский регион страны дает широкий спектр разнообразных структур: доклассовые – этническо-племенные, родовые и патриархально-общинные у народов Севера; раннеклассовые - княжения-земли у части народов Северного Кавказа, мордвы и ижорян; территориально-политические конфедерации княжений-земель у землевладельческих народов (пруссов, эстонцев, латышей) и у кочевых (аваров, печенегов, торков, половцев). Наконец, собственно раннефеодальные государства - Хазария, Булгария, Древняя Русь и Литва, - сохраняющие сложный, многоэтнический облик и различающиеся как по уровню и характеру феодализации, так и по господствующей в них идеологии (иудейство, мусульманство, христианство, язычество). Древняя Русь предстает при этом как сильнейшее среди государств региона, как наследница богатого культурного достояния оседлых и кочевых народов, сменявших друг друга в Евразии на протяжении столетий» (Изучение отечественной истории в СССР между XXIV и XXV съездами КПСС: Дооктябрьский период. М., 1978. С. 8 - 9).
К сожалению, типологический подход в ряде случаев приводил к ошибочным построениям. В 1975 г. в Алма-Ате вышла книга О. Сулейменова «Аз и Я», в которой высказывалась мысль о совпадении уровня цивилизаций Руси и «Поля». Автор писал даже о «как бы вассальной зависимости отдельных русских княжеств от степных ханов». При этом игнорировался сравнительный анализ земледельческих и кочевых обществ (См.: Обсуждение книги Олжаса Сулейменова // Вопросы истории. 1976. № 9. С. 147-154).
К крупным обобщающим работам следует отнести вышедшую в 1980 г. монографию В. И. Буганова, А. А. Преображенского и Ю. А. Тихонова «Эволюция феодализма в России: Социально-экономические проблемы», в которой дана «сквозная» авторская трактовка вопросов территории и расселения, классово-сословного строя, сельского хозяйства и промышленности, торговли, классовой борьбы.
Проблемы генезиса феодализма на Руси решались в конце 60-х - начале 80-х гг. впервые через призму серьезного сравнения с аналогичными обществами. При этом большинство исследователей стояли на позициях историко-археологической школы Б. Д. Грекова (Б. А. Рыбаков, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнин и др.). Однако в начале 70-х гг. были предприняты попытки пересмотра ее основных выводов. Минская исследовательница В. И. Горемыкина заявила о господстве на Руси рабовладельческих отношений, а ленинградский ученый И. Я. Фроянов попытался определить еще более архаические, патриархально-общинные черты.
История Киевской Руси в данный период исследовалась, по-видимому, недостаточно. Можно лишь выделить разработку проблем дипломатии А. Н. Сахаровым, которая укрепила представление о Руси как о великой державе средневекового мира. Серьезным достижением стала книга Я. Н. Щапова «Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI - XIV вв.» (1972 г.), в которой было показано сравнительно позднее формирование и распространение церковной собственности на Руси. Крупным событием стали труды Б. А. Рыбакова о «Слове о полку Игореве» (1971, 1972 гг.), в которых автору удалось с блеском вписать этот памятник в контекст политической борьбы за преобладание на Руси. Им была выдвинута гипотеза о возможном авторе «Слова» - киевском летописце второй половины XII в. Петре Бориславиче, выразителе интересов боярства и противнике княжеских усобиц. Практически одновременно Б. Л. Рыбаков приступил к разработке вопросов язычества у древних славян.
При разработке проблем периода феодальной раздробленности были осуществлены попытки выявить ее предпосылки. В частности, О. М. Рапов исследовал российское боярство и процесс перерождения древнерусских кормлений в вотчины. В. Л. Янин опубликовал ряд работ о Новгородской феодальной республике, В. А. Кучкин и В. Д. Назаров - об уделах Северо-Восточной Руси в XIV - XV вв.
Особое место в исследованиях тех лет занимали вопросы борьбы русского народа с монголо-татарским нашествием и свержения монголо-татарского ига. Разработка данных проблем связана в первую очередь с юбилеем Куликовской битвы и стояния на Угре. В специальном сборнике статей были рассмотрены взаимоотношения русских княжеств и земель в предкуликовский период (В. А. Кучкин), политическая структура Золотой Орды (В. Л. Егоров), русско-литовские отношения этого времени (Б. Н. Флоря), роль Куликовской битвы в политической жизни Восточной Европы (И. Б. Греков) и т. д. В 1980 г. вышли научно-популярные книги о Куликовской битве, авторами которых были В. В. Мавродин, В. В. Каргалов, В. И. Буганов. К юбилею были изданы памятники Куликовского цикла - «Задонщипа» и лицевая рукопись «Сказания о Мамаевом побоище».
В конце 60-х - первой половине 80-х гг. исследования по социально-политическим проблемам достаточно четко группировались вокруг трех основных вопросов: образования и развития Российского централизованного государства в форме сословно-представительной монархии, генезиса и развития отечественного абсолютизма, истории социальных конфликтов и классовой борьбы.
Следует отметить наличие диспропорций в изучении социально-политической проблематики. Собственно политические процессы привлекли. внимание исследователей в большей степени, чем их социальные основания и предпосылки. Впервые в монографии в 1972 г. А. А. Зимин выпустил системное исследование политической жизни эпохи Василия III. С. О. Шмидт проанализировал события середины XVI в., сопоставляя процесс становления земских соборов с эволюцией государственно-политического строя в целом (1973 г.). Эпоха Ивана Грозного нашла отражение в работах Р. Г. Скрынникова (1973, 1975, 1978 гг.), который раскрыл в деталях многие стороны и общее значение опричнины. Им же весьма убедительно было опровергнуто положение американского историка Э. Кинана о подложности переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского. В 1985 г. вышла книга В. Б. Кобрина «Власть и собственность в средневековой Руси», в которой была показана несостоятельность тезиса о противоборстве бояр и дворян. Им были выявлены специфические особенности господствующего класса на Руси. Самое существенное отличие русского боярина от западноевропейского собрата состояло, по мнению исследователя, в том, что на Руси не было боярских замков, русские бояре защищали не каждый в одиночку свое село, а все вместе все княжества в целом.
Среди исследовательских работ по этому периоду следует выделить монографию Л.В. Черепнина «Земские соборы в России XVI - XVII вв.» (1978 г.), в которой детально исследуется деятельность 50 земских соборов за 150 лет, говорится об их исторических предпосылках. Проблемам государства и права посвятил свою книгу о Соборном Уложении 1649 г. и А. Г. Маньков (1980 г.). Ему удалось показать, что законодатели оформили в правовом отношении государственный аппарат, государственную безопасность, подданство, военный долг и иные понятия. Достаточно активно разрабатывались проблемы внешней политики формирующегося Русского централизованного государства. В 1975 г. И. Б. Греков издал монографию, в которой рассмотрел национальный подъем па Руси, ее освободительную борьбу и разгром Золотой Орды. В 1980 г. вышла книга А. Л. Хорошкевича о взаимоотношениях Руси и европейских стран конца XV - начала XVI в., когда сформировалась внешнеполитическая программа страны на ближайшее время. Ему удалось показать, как русское правительство для подрыва торговой монополии Ганзы в интересах централизации использовало торговые связи с городами Великого Княжества Литовского и Польши.