В 70-е гг. продолжалась дискуссия о российском абсолютизме. Во многом мнения исследователей сходились, разногласия же касались в основном проблемы предпосылок возникновения абсолютизма и роли в этом процессе классовой борьбы. Была высказана точка зрения о том, что абсолютистское государство в России выступало в значительной мере продуктом заимствования из более развитых европейских стран и приспособления к крепостнической русской действительности. Большинство исследователей с ней не согласились. Одновременно была обнародована мысль, что нарастание классовой борьбы в XVII - XVIII вв. и формирование абсолютизма - явления синхронные, но не взаимообусловленные. Она также не была поддержана учеными.
Дискуссия привела к необходимости осмысления многих процессов и послужила поводом к изданию ряда монографических трудов. С. М. Троицким была опубликована книга о складывании российской бюрократии в начале XVIII в., Л. А. Стешененко и К. А. Сафроненко проанализировали реформы Петра I, Н. И. Павленко издал его биографию.
Эпоха абсолютизма получила освещение в очередных тома широко известной публикации «Письма и бумаги Петра Великого» и в археографически обогащенном переиздании сочинения И. К. Кирилова «Цветущее состояние Всероссийского государства» (1977 г.).
Вопросы классовой борьбы разрабатывались в основном в связи с юбилейными датами. Например, изучалась Крестьянская война под руководством С. Т. Разина (И. В. Степанов Е. И. Заозерская, Б. В. Лунин, А. Н. Сахаров). Кроме того, В. И. Корецкий обратился к событиям восстания под руководством И. Болотникова, С. О. Шмидт - восстания 1547 г. в Москве, Е. В. Чистякова - городских восстаний XVII в. Н. Б. Голикова - астраханского восстания 1705 - 1706 гг.
Отечественные историки уделяли внимание изысканиям и в области социально-экономических отношений развитого и позднего феодализма. Интенсивнее всего изучалось состояние производительных сил в сельском хозяйстве (системы земледелия и их эволюция; орудия труда; соотношение различных видов сельскохозяйственной деятельности - зернового земледелия, овощеводства, животноводства; урожайность). При этом ключевым стал анализ крестьянского двора - основной производительной единицы. В связи с этим исследователи обратились к вопросу об отдельных категориях крестьян. В 1974 г. вышла книга Ю. А. Тихонова «Помещичьи крестьяне в России», в которой впервые были изучены формы частнофеодальной ренты, ее уровень на сравнительно массовом материале XVII - первой четверти XVIII в. Дискуссию вызвал вопрос о природе землевладения черносошенного крестьянства. В ее ходе выделились три точки зрения.
1. Земля черносотенных крестьян находится в их владении, а верховным собственником выступает феодальное государство в лице его главы, поэтому можно говорить о системе феодально-государственной эксплуатации в виде государственных налогов и повинностей (А. П. Новосельцев, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнин, Н. Н. Покровский, М. Д. Курмачева, В. Д. Назаров А. Д. Горский).
2. Черносошенные земли представляют собой раздельную собственность великого князя, волостной общины и черных крестьян. При этом в перспективе наметилась постепенная ликвидация собственнических прав крестьян (Д. И. Раскин, И. Я. Фроянов, А. Л. Шапиро).
3. Черные земли являются собственностью черносотенных крестьян. Причем отдельные исследователи (Н. Е. Носов) считают, что преобладала частная собственность при коллективном пользовании угодьями и при наличии территориально-административных прав волости-общины на занимаемые ею земли. Другая часть ученых (Ю. Г. Алексеев, А. П. Копанев) характеризуют черносотенную волость-общину как наделенную в значительно большей мере правами собственности.
Произошли ощутимые сдвиги в изучении истории холопства (А. А. Зимин, Е. И. Колычева, В. М. Панеях). В 1973 г. вышла монография А. А. Зимина о холопах на Руси, в которой определялось их место в процессе феодализации и характеризовалось общественное и правовое положение в основных землях эпохи феодальной раздробленности. Им же анализировалась борьба холопов на разных этапах истории Руси. Наибольший интерес представляют работы Е. И. Колычевой, которая сформулировала весьма важные для понимания генезиса крепостничества положения об интенсивном развитии холопных наделов, об их государственном обложении и усилении поземельной зависимости холопов от их владельцев. Достаточно интенсивно разрабатывалась история монастырских крестьян. Начальные фазы возникновения крупной вотчины Симонова монастыря на материалах конца XIV - первой половины XVI в. исследовала Л. И. Ивина (1978 г.), место Иосифо-Волоколамского монастыря в жизни XV - XVI вв. изучал А. А. Зимин (1977 г.), Н. А. Горская обратилась к истории монастырских крестьян центра России XVII в. (1977 г.), И. А. Булыгин - конца XVII - первой четверти XVIII в. (1977 г.). Исследователями была высказана мысль о том, что монастырское хозяйство чаще всего по уровню барщинной эксплуатации опережало частновладельческую деревню. Лишь для некоторых периодов были характерны стабилизация и даже некоторое сокращение барщинных повинностей.
Определенный толчок получила разработка проблемы установления крепостного права в России. Дискуссия вокруг этого вопроса развернулась после выхода в 1970 г. книги В. И. Корецкого «Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в.» и статьи Л. В. Даниловой о причинах утверждения крепостничества. Исследователями проанализировались причины победы крепостного строя и конкретный ход процесса закрепощения (Г. В. Абрамович, Г. Н. Анпилогов, В. М. Панеях, А. М. Сахаров, Р. Г. Скрынников, Ю. А. Тихонов, Б. Н. Флоря, А. Л. Шапиро).
Развитие единого аграрного рынка России на протяжении XVII - XVIII вв. нашло отражение в целом ряде работ. При этом наметились новые подходы, основное внимание стало уделяться не объемам товарных потоков, а структуре и динамике цен. Подобный анализ привел к необходимости широкого использования математико-статистических методов. На их основе исследователи стали отходить от ленинской точки зрения на «новый период» русской истории. Одним из первых это сделав Б. Н. Миронов, по мнению которого всероссийский хлебный рынок сложился в 50 - 60-е гг. XVIII в. И. Д. Ковальченко и Л. В. Милов пошли еще дальше. По их мнению, капиталистический аграрный рынок складывается в пореформенное время.
Проблемы истории ремесла и торговли в условиях XIV -XVI вв. исследовались, по нашему мнению, явно недостаточно Можно назвать лишь незначительные экскурсы в эту тему Е. И. Заозерской, Г. С. Рабинович, К. Н. Сербиной. Гораздо лучше разработан период XVII - XVIII вв. Основное внимание при этом уделялось процессу трансформации средневекового ремесла в мелкотоварное производство, появлению первых форм крупного капиталистического производства. Можно говорить о фундаментальных трудах по истории регионов, особенно по Уралу (А. С. Орлов, А. С. Черкасова).
Достаточно полно освещались вопросы истории русской культуры и общественной мысли эпохи феодализма. В 1970 Московский университет начал издавать коллективные труд «Очерки русской культуры». В этой серии увидели свет обобщающие монографии, посвященные культуре XIII - XV вв., где аназировалось функционирование культурного комплекса в условиях монголо-татарского нашествия и ига (под редакцией А. В. Арциховского), и культуре XVI в., где описаны истории культурные процессы в условиях государственного объединен русских земель (под редакцией А. В. Арциховского и А. М. Сахарова).
Помимо коллективных работ появилась масса публикации, в которых анализировались частные процессы. Определенный интерес представили исследования Б. И. Краснобаева, предложившего в основу периодизации истории русской культуры положить процесс формирования русской нации. Им же была высказана методологически выверенная мысль: «Не искусственное противопоставление «западной» и «русской» культур, заведшее в тупик буржуазную историографию русской культуры, а именно выявление диалектики старого и нового в едином культурно-историческом процессе - вот главный путь исследования» (Краснобаев Б. И. О некоторых понятиях истории русской культуры второй половины XVII - первой половины XIX века // История СССР. 1978. № 1. С. 67).
К числу наиболее крупных частных исследований стоит отнести работы А. И. Клибанова о народной социальной утопии в России периода феодализма (1977 г.), который детально анализирует историю зарождения и развития идеала бесклассового общества; Н. В. Синицыной о Максиме Греке и Федоре Карпове (1977 г.); Я. С. Лурье об общерусских летописях XIV - XV вв. (1978 г.); Д. С. Лихачева о теме человека в литературе Древней Руси (1978 г.).
Изучение истории России периода кризиса феодально-крепостнических отношений и становления и развития капитализма в конце 60-х - первой половине 80-х гг. было сведено к анализу некоторых сторон политической жизни (преимущественно революционного движения), глубокому исследованию социально-экономических процессов и фактическому описанию отдельных. элементов историко-культурной реальности.
Проблемы политической истории России первой половины XIX в. исследовались весьма слабо. Исключение составили вопросы внешней политики. В 1974 г. вторым изданием вышла книга П. А. Жилина «Гибель наполеоновской армии в России»,. основной идеей которой было утверждение народного характера войны 1812 г. Несмотря на отсутствие новых материалов, книга явилась в какой-то мере этапной, ибо обобщала публикации 60-х гг., приуроченные к 150-летию Отечественной войны 1812 г. Следом были опубликованы книги Н. Н. Болховитинова о русско-американских отношениях 1815 - 1832 гг. (1975 г.); В. А. Георгиева о внешней политике России на Ближнем Востоке в конце 30-х – начале 40-х гг. (1975 г.) и др.