Смекни!
smekni.com

История Эстонии (стр. 2 из 9)

В начале XVII века борьба за Прибалтику между Швецией и Речью Посполитой продолжилась, и по условиям завершившего её Альтмаркского перемирия 1629 года к Швеции отошло целиком всё Лифляндское герцогство (включавшее современную Южную Эстонию и Северную Латвию). После поражения в войне 1643—1645 годов Дания уступила контроль над Сааремаа и Швеция владела всей современной территорией Эстонии.

Шведское господство оспаривалось Польшей в войне 1654—1660 годов и Россией в войне 1656—1661 годов, но Швеция сохранила свои позиции в Эстляндии до конца века. Население Эстляндии восстановилось до 400 000 человек.

До XVII века основой экономики Эстонии служила торговля. В силу выгодного территориального расположения через Таллин и Нарву проходили товары из Европы в Россию и обратно. Река Нарва обеспечивала связь с Россией: Псковом, Новгородом, Москвой. Основное число аристократов-землевладельцев в Эстонии составляли немцы и шведы. В 1671 году был принят закон, разрешающий возвращение бежавших крестьян, а также их запись в крепостных книгах. В средние века Эстония являлась крупным поставщиком зерна в северные страны. Только в XVII веке началась индустриализация добывающих отраслей и деревообработки.

С конца XVII века получило распространение школьное обучение на эстонском языке. В 1684 году при поддержке шведской королевской власти близ Тарту была открыта учительская семинария, где преподавал Бенгт Готтфрид Форселиус. В годы Великого Голода (1695—1697), из-за неурожайных лет, население сократилось приблизительно на 70 000 человек. Около 6 процентов населения Эстонии проживало в 10 городах, крупнейшими из которых были Ревель (Таллин), Дерпт (Тарту), Нарва, Аренсбург, Пернау, Феллин.


3. Эстония в составе Российской империи (1721—1918)

В начале XVIII века интересы Российской империи в Балтийском регионе столкнулись с интересами Швеции. Северная война (1700—1721) завершилась капитуляцией Швеции и присоединением в 1710 году Эстонии и Латвии к Российской империи, что было официально закреплено Ништадтским мирным договором 1721 года.

На территории Северной Эстонии была образована Ревельская губерния (с 1783 — Эстляндская), а Южная Эстония вместе с Северной Латвией образовывали Лифляндскую губернию. После присоединения эстонских земель к Российской империи Пётр I восстановил права немецкой аристократии, утерянные при шведском правлении.

За время Северной войны и эпидемии чумы 1710—1711 годов население Эстляндской губернии уменьшилось до 150 000—170 000 человек, но вскоре начало стремительно расти и к 1765 году достигло 400 000 человек.

В 1739 году на эстонском языке была впервые издана Библия. К концу XVIII века более половины населения губернии умело читать.

Появление новой российской столицы Санкт-Петербург сильно снизило торговое значение таких городов как Ревель (Таллин) и Нарва.

К 1790 население Эстляндской губернии насчитывало около 500 000 человек. Выросло и городское население (1782): Ревель (Таллин) — 10.700, Дерпт[2] (Тарту) — 3400, Нарва — 3000, Пернау (Пярну) — 2000. В первой половине XIX века немцы составляли 40—50 % горожан, и только 20—40 % являлись эстонцами.

В 1802 году заново открылся основанный в 1632 году Тартуский университет, двери которого были закрыты во время Северной войны.

В том же году была проведена реформа, смягчающая крепостное право, обеспечивающая имущественные права крестьян на движимое имущество, и создавшая суды для решения крестьянских вопросов. Упразднение крепостного права в 1816 стало важным шагом на пути освобождения эстонских крестьян от немецкой зависимости, однако прошло ещё несколько десятилетий, прежде чем они получили право приобретать землю в собственность.

В 1821 году начинает выходить «Крестьянский Еженедельник» (эст. "Marahwa Näddala-Leht") под редакцией Отто Масинга. В 1838 году в Дерпте (Тарту) основывается «Общество учёных Эстонии», участниками которого были такие учёные как Фридрих Роберт Фельман и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд. В 1843 году пастор Эдуард Ааренс (1803—1863) публикует грамматику эстонского языка, которая заменяет германо-латинскую модель, использовавшуюся до этого. В 1840-ых годах не менее 64000 крестьян приняли православие. Однако в следующие два десятилетия было подано свыше 35000 ходатайств о возврате в лютеранскую церковь.

Аграрный закон 1849 года разделил земли поместий и разрешил продавать и сдавать землю в аренду крестьянам. В 1863 году крестьяне получили удостоверяющие личность документы, и право на свободу передвижения. К концу XIX века более 80 % крестьян на юге Эстонии и свыше 50 % на севере являлись владельцами или арендаторами земли, что положительно сказалось на экономике страны.

3.1 Эстонская культура и национальное движение

Аграрные реформы и развитие системы образования при императоре Александре II способствовали зарождению эстонского национального движения. Ярким представителем такого движения стал Якоб Хурт (1839—1906) — основатель национальной идеологии, считавший, что миссия движения должна быть культурной, а не политической. Более радикальное направление возглавлялось Карлом Робертом Якобсоном (1841—1882), педагогом, писателем, журналистом, основателем первой политической эстонской газеты «Сакала» (выходила с 1878 по 1882 годы). Сформулированная им политическая программа требовала равных прав для немцев и эстонцев. Он отмечался российским правительством, как главный противник балтийских немцев в Эстонии.

Общество эстонских писателей (1872—1893), основанное в Дерпте (Тарту), и объединявшее эстонских интеллектуалов, организовало сбор фольклора и этнографических материалов и их публикацию на эстонском языке. С 1870 года был образован первый эстонский театр — «Ванемуйне» (эст. «Vanemuine»). Следуя немецким традициям, в 1869 году был организован первый Певческий праздник — фестиваль песни, собравший более тысячи певцов и музыкантов, и аудиторию свыше 12 000 человек. Этот фестиваль, проходящий каждые 4 года, и сегодня является одной из самых известных традиций Эстонии.

В конце XIX века, из-за усиления Германии, царское правительство начало проводить политику снижения немецкого влияния, названную политикой русификации. В 1882—1883 годах российский сенатор Николай Манасейн организует ревизию в балтийских провинциях. Ревизия показала, что балтийские немцы до сих пор господствуют в административных органах, экономической и политической сферах. Были проведены реформы, после которых практически вся административная власть была сосредоточена в руках русских. Но реформы так и не были завершены — большинство чиновников не было знакомо с местными условиями, не знало языка. Таким образом, особенно в провинциях, влияние балтийских немцев осталось неизменным вплоть до 1917 года.

В 1897 году население Эстонии составило 958 000 человек, 90 % — эстонцы, около 4 % — русские и 3,5 % — балтийские немцы. Около 65 % населения были заняты в сельском хозяйстве, 14 % работали в индустриальном секторе и строительстве и около 14 % были заняты на транспорте и в сфере обслуживания. Балтийские немцы и русские оставались интеллектуальной, экономической и политической элитой общества.

Уже в 1914 году в рядах русской армии служило 140 эстонских кадровых офицеров, в сражениях Первой мировой войны участвовало около ста тысяч эстонцев, и 2000 из них получили офицерские звания. Семь старших офицеров командовали полками, 17 — батальонами, 13 имели академическое военное образование, 12 носили звание полковников, 28 — подполковников, трое служили во время войны начальниками штабов дивизий. Во время Первой мировой войны за храбрость и умелое руководство боевыми действиями офицеры-эстонцы были награждены 333 российскими орденами, в том числе 47 орденами Святого Георгия. Получил этот почётный боевой орден за личную храбрость и будущий герой Освободительной войны Юлиус Куперьянов, награжденный еще пятью орденами: св. Анны трех степеней и св. Владимира двух степеней.

3.2 Борьба за независимость

Под влиянием революционного движения в Российской империи в 1905 году по территории Эстонии прокатилась волна массовых забастовок рабочих. Национальная буржуазия выступила с требованием проведения либеральных реформ. Организованные выступления рабочих возобновились в 1912 и особенно с 1916.

После Февральской революции на основании положения Временного правительства России от 30 марта 1917 года «Об автономии Эстляндии» в состав Эстляндской губернии были включены северные уезды Лифляндской губернии с эстонским населением. Губернатором автономной Эстляндии был назначен бывший ревельский городской голова Яан Поска, а исполнительным органом нового автономного образования стал Временный Земский Совет Эстляндской губернии.

Первоначально большинство эстонских партий видели дальнейшую судьбу Эстонии в качестве автономной территории в составе демократической России, однако в связи с произошедшим Октябрьским переворотом и неприемлемостью коммунистической идеологии, был взят курс на строительство независимого государства. В октябре 1917 года, когда к власти пришли большевики, их идеи экспроприации и национализации не нашли поддержки у большей части населения Эстонии.

28 ноября 1917 года Временный Земский Совет Эстляндской губернии провозгласил себя верховной властью, до созыва Конституционного совета. Это был первый шаг к независимости. Однако большевики распустили Земский Совет, и лидеры эстонской политики были вынуждены уйти в подполье. В начале 1918 года, были проведены выборы в Конституционную Ассамблею. Результатом стал приход к власти партий (около 2/3 голосов), поддерживавших идею независимого государства. С началом немецкого наступления, 19 февраля Земский Совет решил провозгласить независимость Эстонии. Был организован Комитет Спасения под председательством Константина Пятса (1874—1956).