Смекни!
smekni.com

Казачество и государство в XVIII веке (стр. 1 из 5)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра всеобщей истории

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Казачество и государство в XVIII веке».

Красноярск 2009


Содержание

Введение

1. Петр I и казачество

2. Казачество в середине XVIII в. в 1730–1760 гг.

3. Казачество в 1760–1800 гг.

Заключение

Список литературы


Введение

Для казачества XVIII век начался со вступления в войну со шведами. Казачество в XVIII веке подверглось большим изменениям, пришедший к власти Петр I, сразу стал проводить ряд реформ, изменивших положение казаков. Произошли изменения в организационной структуре казачества. За XVIII столетие вспыхнуло ряд восстаний, под предводительством казаков. Цель моей работы – подробно рассмотреть отношения государства и казачества на протяжении данного периода, и изменение положения казаков в XVIII веке. Данная работа является актуальной, так как недостаточно изучена.

Для достижения цели постараемся решить ряд задач:

1)Рассмотрим влияние реформ Петра Iна положение казачества.

2)Рассмотрим положение казачества в 1730–1760 гг.

3)Рассмотрим положение казачества в 1760–1800 гг.

Исследуя данную проблему, главным образом я опирался на следующие работы: Шамбаров В.Е. Казачество. История вольной Руси[1]; Дубровин Н.И. Пугачёв и его сообщники.[2]; Савельев Е.П. Древняя история казачества[3]; и источник: Свод законов Российской Империи.


1.Петр I и казачество

Пришедший к власти Петр I, первым из государей посетил казачьи области. В 1695 году, во время Азовского похода, он отменил старинный донской закон, под страхом смерти запрещавший землепашество. Что было вполне разумно: казачество усилилось, и опасность со стороны степняков значительно уменьшилась.

Для укрепления южных границ царь упорядочил службу слободских казаков. Были созданы Харьковский, Изюмский, Сумской, Ахтырский, Острогожский слободские полки. А к чугуевским казакам добавили отряд донских и яицких, несших в это время службу в г. Орле, и была сформирована пятисотенная чугуевская команда.

Во время Северной войны, в 1701 году, На Дону был сформирован первый конный полк, до этого у донцов полковых структур не существовало. Полк насчитывал 430 казаков, возглавил его Максим Фролов, сын атамана Фрола Минаева. Впрочем, донские полки оставались временными, они создавались только на время походов и назывались по фамилиям командиров. Эти полки были отправлены в Лифляндию, в армию Шереметева и там одержали первые победы в войне.

Не менее важные события происходили в тылу. Петр не считался с прежними правилами и привилегиями казаков. В 1700 году он отменил на Дону общий войсковой круг. Отныне на него собирались только станичные атаманы и по два выборных от каждого городка. Донские и малороссийские казаки были лишены права беспошлинной торговли. Затем последовал запрет на ловлю рыбы «по реке Дону и до реки Донца…» Добавились запреты на рубку леса, на сношения с соседними степными народами – все связи только через азовского воеводу.

В 1703 году Петр облагодетельствовал присягнувших ему калмыков Темир-тайши и Черкес-тайши, дал им место для кочевок под Азовом на донских землях. Это привело к столкновения с казаками, и последние, в свою очередь, выгнали их за Волгу.

Но главной стала проблема беглых. Всех ссыльных, каторжников царь повелел направлять на работы в Азов, для рытья канала между Волгой и Доном. Многие сбегали на Дон. Казаки их брали себе и, естественно, не выдавали. Правительство пыталось найти беглых, для этого прибывали стольники Кологривов и Пушкин, но их попытки были бесполезными, они не выловили, ни одного беглого. Казаки их прятали.

Вообще на Дону приходилось трудно казакам. Его казачье население насчитывало 60 тысяч человек. Из них 10 тысяч находились в армии, а остальным надо было заниматься хозяйством, чтобы обеспечивать себя и ушедших на фронт. Осенью 1705 года, когда казаки, оставшиеся на Дону, вышли на облавные охоты, на их городки напали кубанские татары. И казакам пришлось со звериных ловов преследовать татар.

А в 1707 году царь прислал карательную экспедицию князя Юрия Долгорукого с тысячей драгун – чтобы найти беглых. «Беглыми» называли всех кто родился не на Дону. Например, в Обливенском городке лишь 6 казаков были признаны «старожилами», а более 200 «беглыми». В итоге набрали 3 тысячи пленных.

И казаки решили поднять восстание, возглавил его К.А. Булавин. Собрав 200–300 «верных казаков» Булавин вместе с соратниками Хохлачём, Некрасовым напал на занятые солдатами Изюмского полка казацкие соловарни. Восставшим способствовал первый громкий успех – солдаты были разогнаны, а командир полка Щуст написал жалобу на Булавина. Затем наступила очередь карателей князя Долгорукого – его отряд был полностью уничтожен, а сам князь и большинство офицеров – пойманы казаками и обезглавлены. Восстание мгновенно охватило низовья Дона – и очень обеспокоило правительство, немедленно отправившее на Дон 20000-ную армию во главе с братом казнённого казаками карателя – Д.М. Долгорукого.

Булавин и его немногочисленные сторонники отступили на Украину – казалось к концу 1707 года «бунт» подавлены и поимка мятежников – дело пары месяцев.

Однако уже к весне 1708 года восстание вспыхнуло с новой более яростной силой. Здесь в первую очередь сказалось зверство, проявленное царскими карателями и калмыками. К восставшим теперь присоединилась масса обычных казаков, ранее стоявших в стороне от восстания. К апр. 1708 года восстание охватило Козловский, Тамбовский, Верхне- и Нижнеломовский уезды, распространилось на Слободскую и Левобережную Украину и Поволжье. 5-тыс. отряд Булавина двинулся к Черкасску и 9 апр. в сражении на реке Лисковатка (у г. Паншин) разбил 3-тыс. отряд черкасского атамана Л. Максимова.

После этой победы восставшие двинулись к городу Черкасску.

При подходе отрядов Булавина к городу – местные жители схватили Максимова и прочих «старшин» и выдали их восставшим. Все «прикормленные» были казнены, а Черкасск стал форпостом восстания.

Булавин строил план широкой «казачьей коалиции» вместе с украинским гетманом Мазепой и совместных действий против имперского правительства. Казаки создали свою военную организацию и выработали свои методы ведения боя, в основу которых лёг опыт казачьего войска). Ядро булавинцев составляли казаки, беглые солдаты и драгуны; крестьяне обучались простейшим навыкам военного дела в ходе борьбы. Казаки действовали в конном и пешем строю, сражались в полевых условиях, вели оборону и осаду крепостей. Внезапность и решительность нападения в сочетании с широкой поддержкой населения приносили им успех. В полевом бою казаки применяли повозки для прикрытия войск, усиливали свои позиции возведением простейших укреплений, установкой в них захваченных орудий.

Тем временем восстание ширилось. Соратник Булавина, атаман Некрасов, двинулся на Волгу, чтобы зажечь новый очаг восстания.

Сам Булавин находясь в Черкасске, слал по Руси прелестные (то есть прельщающие) письма с призывом постоять за казацкие права, «против «изменников», а это, как считал Булавин, «бояре, да прибыльщики и немцы».

Однако, для проведения этого плана в действие необходимо было отбить ключевую крепость – Азов.

Восставшим удалось взять только предместье Азова. При атаке крепости они попали под огонь крепостной и корабельной артиллерии, подверглись контратаке гарнизона и были вынуждены отойти от города. Сказалось отсутствие у восставших технических специалистов, в первую очередь артиллеристов и инженеров.

В ночь на 7 июля Булавин с группой соратников (не более 10 человек) был атакован более чем сотней заговорщиков. Булавин сопротивлялся и застрелил нескольких заговорщиков, но, к сожалению, погиб при прорыве из загоревшейся избы (по другому варианту – застрелился сам не желая сдаваться).

После смерти Булавина восстание продолжалось. Однако на этом, 3‑м этапе восстания, боевые действия велись разрозненно. В верховьях Дона действовал отряд Н. Голого, на Волге – отряды Некрасова, Беспалого, Павлова и др. Усилия Некрасова объединить действия повстанцев оказались безрезультатными. В начале 1709 года остатки отрядов Некрасова, Павлова и Беспалого (2 тыс. казаков) ушли на Кубань.

После восстания на Дону войсковые атаманы стали наказными, а территория войска была обрезана. Часть отдана в Воронежскую губернию, часть Острогожскому полку. Появились крепости, окружающие Дон – Бахмут, Битюг, Новохоперск. А то, что осталось от Войска, было включено в состав Азовской губернии. При Новохоперской крепости из уцелевших хоперцев была создана казачья команда, но в Войско Донское она уже не входила.

Казаки отлично показали себя в Северной войне. В 1706 году в сражении под Калишем отличился донской полк Данилы Ефремова. Тем не менее для Петра казаки оставались «третьесортным» войском. Их не воспринимали всерьез, о чем свидетельствует и герб, придуманный им для Дона, – голый казак на винной бочке, заменивший оленя, раненного стрелой.

К середине 20-х годов казаков решили содержать там, где они нужны были для защиты границ. В 1724 году состоялось переселение казаков на Кавказ. Среди тех, кто перебрался на Кавказ, было много донецких, медведицких, хоперских казаков, чьи городки были разрушены при подавления восстания Булавина. Они составили Аграханское Войско, стали строить Аграханскую линию, предназначенную для защиты от горских набегов.

После смерти Петра, казачество получило передышку от повального реформаторства, масштабных проектов и войн. В 1727 году Петр II даже сделал уступку украинским казакам, удовлетворив их просьбу об избрании гетмана, которым стал Данило Апостол.