Стоит обратить внимание и на то, что этот процесс был долговременным: между первыми упоминаниями о казацких группах и собственно о Запорожской Сечи прошло, чуть ли не целое столетие. Рост промыслов на угодьях сопровождался сооружением «городков» - «сечей», укреплений из дерева и земли. М.Бельский описал кош на озере Томакивка (первое документальное воспоминание о Сечи) в 1575 году: «Казаки – это люди, которые в низовье Днепра занимаются ловлей рыбы и сушат ее …, живут там только летом, а зимой расходятся по ближним городам … Киев, Черкассы и другие, заранее спрятав свои лодки в безопасном месте на одном из днепровских островов и оставив там несколько сотен на коше … на страже, имеют они и собственные пушки, которые добыли в турецких крепостях.… Раньше их было не много, но теперь собирается до нескольких тысяч, особенно их количество возросло последнее время, и не единожды они туркам и татарам немалые хлопоты принесли, нападали на Очаков, Акерман и другие крепости».
Для появления Запорожского коша были необходимы не только объективные условия, но и активные действия субъективных факторов – известных и неизвестных истории организаторов казачества. Определенную роль здесь сыграли и атаманы отрядов, имена некоторых свидетельствуют документы. Но исторически так сложилось, что начало организованного казачества, связывают с деятельностью некоторых отдельных литовских и польских правительственных чиновников XVІ ст., в основном старост пограничных земель Приднепровья и Подолья. Глядя на слабые возможности государства в противостоянии с татарами и турками, они вынуждены были надеяться только на собственную инициативу и силу. Значительную роль в отношениях с казачеством сыграли и меркантильные интересы этих самых правительственных чиновников, поиск рыцарской славы. Что же касается практических действий, то Остафий Дашкович не один раз организовывал походы против татар на Дикое Поле, в 1523 году захватил и сжег крепость Очаков. В 1528 году повторил нападение, а в 1532 году выдержал осаду Черкасс ханом Саадат-Гиреем. Основным элементом его отрядов были именно казаки. С ними, и уже вместе с татарами, он не раз ходил на Московщину и на Казань. Дашковичу принадлежит и проект 1533 году, согласно которому должна быть организована охрана пограничных путей и бродов от ордынцев. Активно привлекали казаков к походам и охране пограничных территорий в XVІ ст. киевский государь Семен Полозович, хмельницкий староста Предслав Лянцкоронский, барский староста Бернард Претвич, которого считали «стеной подольского края». Однако все они вынуждены были дистанциировать от сотрудничества с казаками, поскольку это противоречило официальной государственной политики Польши, которая постоянно свидетельствовала о лояльности Крыму, стараясь избежать войны. Вместо этого польско-литовские власти винили во всем казаков, заявляя об их вседозволенности и экстерриториальности по отношения к другим государствам. Так, отвечая на требование турецкого султана Ахмеда І покончить с запорожцами, король Сигизмунд ІІІ Ваза писал: «Если вы их уничтожите, то с нашей стороны не будет никаких возражений». Неоспоримым является и тот факт, что некоторые литовско-польские государственные деятели повлияли на превращение казаков из добытчиков в профессиональных военных, на организацию их отделов, овладение казаками тактикой наступления и обороны. По большому счету, к этому привел казачество первый легендарный гетман Дмитрий Вишневецкий. Его реальный вклад в казацкое движение, вопреки собственному авантюризму и политической хитрости, определяется и основанием замка на озере Малая Хортица в 1555 году – прообразу Сечи, базы для его вооруженного отряда, в составе которого преобладали казаки. Отсюда Вишневецкий осуществил успешные походы на турецко-татарские крепости Ислам-Кермен и Очаков в 1556 году. До сих пор остается спорным вопросом: была ли это первая Сеч? Но, вне всякого сомнения, хортицкая крепость Вишневецкого сыграла значительную роль в развитии запорожского казачества. Недаром М.Грушевский назвал Вишневецкого «духовным отцом новой украинской плебейской республики». Так со временем на Запорожье формировался специфический военный и социальный строй. Cечь хоть и напоминала рыцарский орден, была свободной общностью: «С веков за пороги вольно каждому приехать и уехать, хоть бы как он назывался». Все казаки считались равными, имели одинаковые права и звались товарищами. Как правило, они получали и новые фамилии. Каждый мог принимать участие в общем совете сечи, на котором решали важные дела. Этот совет и был высшим органом власти в Сечи. Но и ее демократизм, как и других запорожских институтов, был своеобразным. Дела решало большинство, заявляя об этом криками или подкидыванием шапок. Совет избирал кошевого атамана или гетмана и старшину – есаулов, судей, писарей, обозного. Гетман избирался на время военных кампаний. В мирное время жизнью Сечи руководил кошевой атаман. Структурной единицей сечевого товарищества в военном, организационном и бытовом плане был курень во главе с избранным куренным атаманом. Курень формировался в основном по принципу землевладения.
Следует сконцентрировать внимание на таком важном вопросе, как возникновение и развитие реестрового казачества – казаков на государственной службе, внесенных в специальный список – реестр, который предоставлял им определенные права и привилегии. Во второй половине XVІ ст. власти возвращаются к предыдущим планам организации с казаками военнослужащего континента с предоставлением жалования. В 1568 году король Сигизмунд-Август впервые официально обратился к «поданным нашим казакам» и предложил пойти на службу в пограничные крепости. А в 1570 году коронный гетман Речи Посполитой Язловецкий сформировал первый почет государственных служащих казаков со старшиной и судьей над ними шляхтичем Я. Бадовским, что и было зафиксировано королевской грамотой 1572 года. Хотя этот контингент был небольшим, факт его организации означал появление реестрового казачества как социального положения с оформлением в правовом поле и привилегиями (личная свобода, права на особую юрисдикцию и специальный суд, владение землей, освобождение от налогов и повинностей) при обязательной военной службе со своим снаряжением. С появлением реестра казачество перестало быть только способом жизни и превратилось в институализованое положение феодального общества. Окончательное его оформление произошло при короле Стефане Батории, по вердикту которого в 1578 году было записано на службу 500 казаков. Их старшиной (так официально именовался пост командира реестровцев, хотя параллельно закрепилось и другое название – «гетман») и судьей был назначен шляхтич Ян Оришовский. Войску предоставлялись королевские клейноды, а под постоянную резиденцию отводился город Трахтемиров вблизи Переяслова. В 1590 году реестр был увеличен до тысячи казаков. Следует отметить, что власти постоянно манипулировали численностью реестра и привилегиями реестровцев. Это вынуждало казаков прибегать к восстаниям. В то же время казачество оказывало сопротивление своеволию и натискам магнатов и шляхты, которые не признавали юридического иммунитета казаков, ограничивали их права, захватывали земли. Однако во время военных кампаний, власти неспособные обойтись без казацкого войска, увеличивали число реестровцев. Так, в походе П. Сагайдачного на Москву 1618 года было 20 тысяч казаков, а в Хотинской войне 1621 года Речь Посполиту обороняло более 40-тысячное войско.
Далее следует обратить внимание на быстрый рост казачества в Украине в начале XVІІ ст., которое как социальная группа далеко превзошло обозначенные ему государством рамки и в отчаянной борьбе с феодалами продолжало в организационном, военном и идеологическом аспектах меняться, расширяя свою территориальную и социальную базу. В конце 1620-х годов приобретают окончательного оформления и не реестровое казачество, которое объединялось вокруг Сечи. За ними закрепилось название «Войска Запорожского низовья».
Последующие массовые наступления против польско-шляхтского гнета свидетельствовали не только о росте военной мощи казачества, но и политическое и социальное сознание основного казаческого слоя.
2. Казачество – главная движущая и руководящая сила в борьбе украинского народа за национальное и социальное освобождение.
Переходя к рассмотрению вопроса о казаческих восстаниях XVІ – первой половины XVІІ ст., на основе первого вопроса моей контрольной работы можно сделать вывод, что украинское казачество того времени было наиболее сплоченной реальной силой, которая противостояла феодальной экспансии шляхты и магнатов, интересы которых защищала Речь Посполита. Противоречие этих сил объективно выплывало из их отличающихся социальных, национальных и религиозных принципов и политических и экономических интересов. Следует уделить внимание также роли специфических черт положения и интересов казачества, которые стали влияющим фактором этой борьбы. Это проявилось уже во время первого большого наступления под предводительством одного из «старших» реестрового войска Кристофера Коссинского. Начавшись с конфликта Коссинского и старостой Белой Церкви Я. Острожского, наступление охватило южную Киевщину и перекинулось на Волынь. Казаки овладели Белой Церковью, Трипольем и Переясловом. Фатальным для судьбы повстанцев оказалось поражение под Пяткой на Житомирщине 2 февраля 1593 года. Попытка Коссинского продолжить борьбу и наступление на Черкассы 1593 года были неудачными и закончились его гибелью. Привлекают внимание не только размах восстания, но и перелом феодально-шляхтских порядков на завоеванных территориях. Они принуждали население к присяге в «послушании» казакам.
Еще более выразительно мотивы борьбы за униженные польскими феодалами свободы казаков наблюдаются в восстании атамана Северина Наливайко (1595 – 15960). В ходе восстания войско из реестровцев и казаков низовья, которым вместе с Наливайко руководили тогдашние «старшины» Г.Лобода, Б. Микошинский, осенью 1595 года заняло большие территории на Киевщине, Волыни и в Беларуси. Казаки не только грабили панские имения, но и устанавливали свою юрисдикцию. Для проводников восстания приоритетами были интересы казаческой корпорации.