Смекни!
smekni.com

Формулярный процесс (стр. 4 из 4)

Несмотря на значительное распространение письменных документов, предпочтение отдавалось устным свидетельским показаниям. Живого свидетеля можно было подвергнуть строгому допросу (indensdimicatio), тогда как документ никогда не считался бесспорным доказательством. Появление свидетеля в суде, которое было в большинстве случаев добровольным, воспринималось как выражение в солидарности со стороной в процессе и считалось тем значимее, чем весомее было общественно положение

Если судья (iudexunus) затруднялся составить определенное мнение по делу, он мог объявить об этом и попросить замены. В суде рекуператоров допускалось воздержание некоторых судей, и решение выносилось большинством оставшихся. Если воздерживалась большая часть судей, ответчик подлежал оправданию. По делам о свободе предпочтение отдавалось в пользу свободы, согласно конституции Антонина Пия.

2.7.Судебное решение (iudicatum)

Решение судьи (sententia) – это постановление частного лица, которое получало обязательную силу на основании соглашения сторон и iussumiudicandiмагистрата. С вынесением sententiaпредмет разбирательства считался решенным (resiudicata).

Судебное решение, вынесенное в iudiciumlegitimum, становилось основанием нового права победителя процесса, защищенного посредством иска об исполнении судебного решения (actioiudicati). Обязательная сила приговора, вынесенного в iudiciumimperiumcontinens, основывалось на преторском эдикте и защищалось посредством actoiudicati с формулой infactumconcepta.

Судебное решение, отрицавшее существование какого-либо права, прекращало и все зависимые от него права.

Судебное определение, вынесенное в формулярном процессе, не подлежало обсуждению, однако, лицо, проигравшее процесс, могло оспорить само его существование, то есть попытаться доказать его ничтожность. Если ничтожна была сама litiscontestatio, истец, проигравший процесс, мог вчинить иск заново, доказывая порок процесса. Если оспаривалось само судебное решение, он мог обратиться к претору, требуя нового рассмотрения дела судьей, до наступления morslitis. Ответчик, не согласный с судебным решением, мог вынудить победителя процесса вчинить против него actioiudicati (не позже чем через 30 дней после вынесения решения) и противопоставить ему эксепцию «не ничтожно ли судебное решение».

2.8.Исполнительное производство

Если лицо, проигравшее процесс, не исполнило судебное решение, оно подвергалось расправе, направленной либо на его личность, либо на его имущество. После издания lexIulia сохраняется лишь одна форма личной расправы (ductioiussupraetoris) – увод по приказу претора. Победитель процесса отводил должника к себе домой, где он мог наложить на него оковы или заставить работать на себя. Он мог быть освобожден по отработке долга.

Преобладающим способом принудительного исполнения судебного решения стало обращение взыскания на имущество осужденного в форме конкурсной распродажи (bonorumvenditio). Итогом конкурсной распродажи имущества должника являлось его полное исключение из системы гражданско-правовых связей (своеобразная ликвидация частного лица как участника гражданского оборота).

Расправа начиналась с того, что претор особым декретом вводил победителя процесса во владение имуществом должника. В течении следующих 30 дней кредитор должен был объявить о намечающейся распродаже. Другие кредиторы должника тоже могли вступить во владение его имуществом, даже если по их требованию не было вынесено судебного решения. Обычно первый из них назначался претором, ответственным за охрану конкурсной массы.

Затем кредиторы выбирали управляющего конкурсом, который готовил правила конкурса. Претор должен был одобрить правила конкурса и объявить распродажу. Управляющий конкурсом (magisterbonorum) тогда выставлял все имущество на конкурсную распродажу. С автором лучшего предложения заключалась сделка продажи имущества должника (bonorumvenditio), которая выражает факт гражданской смерти продавца.

Экспроприация сопровождалась наложением бесчестия (infamia). Следует подчеркнуть, что эта расправа имеет причиной не неоплаченный долг, а намеренный срыв процесса. Если должник не был в состоянии удовлетворить требование кредитора, он мог избежать расправы, добровольно передав свое имущество истцу (cessiobonorum). Если срыв процесса или исполнения судебного решения связан с отсутствием представительства на стороне недееспособного лица, то принудительное взыскание обращалось лишь на отдельные вещи (bonorumdistractio) и не сопровождалось бесчестием. Bonorumdistractioстала моделью для экстраординарного и постклассического исполнительного производства.


Заключение

Цивильное право - право формальное; его сделки отличались торжественностью и тяжеловесностью, не подходящими для живого торгового оборота; в этих сделках соединялись вместе такие акты, которые теперь было удобнее разделить (например, в манципации соединялись вместе купля-продажа и передача вещи); цивильное право не знало многих институтов, существенно необходимых в торговой жизни: представительство, наем, товарищество, страхование, осложнение договоров сроком, условием и т.п. были ему еще или вовсе неизвестны или же зарождались в форме неполной и неудовлетворительной. Наконец, основной принцип, по которому цивильное право оценивало гражданское поведение отдельных лиц, представлялся несовершенным: этот принцип был все еще очень близок к старому началу уголовной мести и мало усвоил идею вменяемости; его применению не была свойственна также растяжимость (индивидуализация), необходимая для того, чтобы справедливо охватить все разнообразие отношений, возникающих в торговой жизни.

В новом процессе все судопроизводство было замечательно приноровлено к условиям свободного юридического творчества. И в другом отношении новый порядок отличался от старого. Тяжущиеся были теперь избавлены от необходимости изъясняться на торжественном языке; судоговорение происходило без формализма, результаты же редижировались претором в письменной формуле. Таким образом, письменная инструкция судье заступила место торжественных словесных заявлений, которые в старом процессе произносились сторонами.

Формула стала употребляться для защиты цивильных прав: для защиты квиритской собственности, наследственного права и сервитутов; в этих случаях она называлась formula petitoria; далее – для защиты обязательств по стипуляции, займу, литтеральному контракту, в каковых случаях иск назывался condictio (старая legis actio per condictionem); наконец – для защиты обязательств по деликтам.

Римские юристы допускали на практике полное равенство цивильного и преторского права; они дозволяли этому последнему даже отменять первое, но не признавали такого равенства открыто и не хотели преторский порядок называть правом.

В работе формулярный процесс был рассмотрен тщательным образом. Подробное описание получили составные части формулы, описание самого процесса, процессуального представительства, вынесения решения и исполнительное производство.

Тема работы была полностью раскрыта. Основные понятия, связанные с ней нашли отражение в работе и усвоены в процессе написания работы.


Список литературы

1. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца, - 2-е изд., изм. И доп. - М.:Норма, 2006.

2. Муромцев С. А. Гражданское право Древнего Рима.- М., 1883.

3. Новицкий И.Б. Римское право.— Изд. 7-е стереотип­ное. - М., 2002.

4. Памятники римского права: Законы 12таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. - М.:3ерцало,1997.

5. Перетерский И. С., Новицкий И. Б. Римское частное право.- М., 1994