Смекни!
smekni.com

Карибский кризис в воспоминаниях Д.Ф. Кеннеди и Н.С. Хрущева (стр. 4 из 7)

В США события Карибского кризиса были восприняты неоднозначно. Сторонники войны с СССР считали действия президента Кеннеди проявлением слабости. Сторонники мирного сосуществования критиковали его за излишне агрессивную политику по отношению Кубе. Потрясением и для тех и других было то, что впервые за послевоенные годы США вынудили отказаться от своих агрессивных планов – и не где-нибудь, а в их вотчине! Стало ясно, что огромной мощи американских вооруженных сил появился противовес – советская военная мощь, с которой теперь придется считаться.

С конца октября 1962 г. течение холодной войны повернуло в новое русло. Если раньше оба противника – СССР и США только наращивали вооружения, то теперь встал вопрос о создании системы коллективной безопасности от возникновения ядерного конфликта, обе страны окончательно решили отказаться от планов нападения друг на друга, избрав другие, более безопасные методы противоборства. Как говорится, худой мир лучше доброй ссоры.

Урок, полученный политиками каждой из сторон, до сих пор не потерял актуальности. В последнее время о Карибском кризисе часто вспоминают в связи с усилением агрессии США в мире. Вот что написал профессор Дипломатической академии МИД РФ профессор Карен Хачатуров в статье, посвященной 40-летию Карибского кризиса:

«Универсальные уроки карибского кризиса приобрели за последний год новую тональность. Лишенная сдержек и противовесов единственная сверхдержава, столкнувшись с международным терроризмом - бессмысленным и беспощадным, поддалась опасному искушению приспособить глобальную антитеррористическую акцию к своим далеко не бескорыстным интересам. В списке стран-"изгоев", нанизанных на "ось зла", первой мишенью назначен Ирак. По прогнозу Альбера Гора - конкурента Джорджа Буша на последних выборах, новый президент намерен развязать "цепь войн", это чревато появлением "легиона врагов».[11]

В обращении депутатов Федерального собрания Государственной думы РФ № 3348-III ГД от 29.11.2002 г. говорится:

«После советско-американских переговоров 1962 года при участии представителей Кубы и Организации Объединенных Наций Соединенные Штаты Америки были вынуждены уважать суверенитет Кубы, снять военно-экономическую блокаду, отозвать из Гуантанамо дополнительно введенные вооруженные силы и демобилизовать военных резервистов. В ответ на вывоз советского стратегического оружия с территории Кубы США демонтировали и увезли аналогичное оружие, которое ранее было размещено на территории Турецкой Республики.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации отмечают, что совместные действия Советского Союза и Кубы в ходе Карибского кризиса были блестящей внешнеполитической операцией, вследствие которой США и их союзники стали более трезво оценивать сложившуюся после Второй мировой войны расстановку сил на международной арене. Впервые с момента образования Советского Союза его начали воспринимать в мире как одно из двух государств-сверхдержав. Карибский кризис положил начало эпохе мирного сосуществования государств, имеющих разный общественно-политический строй.»[12]


Глава 2. Карибский кризис глазами президентов стран СССР и США

2.1 Взгляды Хрущева

Никита Сергеевич Хрущев, ставший генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Совета министров СССР через несколько лет после смерти И.В.Сталина, был убежденным коммунистом. Пройдя сложный и опасный путь карьеры партийного чиновника, Н.С. Хрущев был мастером политической интриги, прекрасно знал правила советской партийной машины.

В годы правления И.В.Сталина он всячески демонстрировал свою полную преданность вождю, участвовал в политических репрессиях 30-х годов, ни разу не усомнившись в их необходимости.

При коммунистическом режиме Советский Союз был тоталитарной империей, где глава государства обладал неограниченной властью, одновременно совмещая и функцию главного жреца коммунистической церкви. Когда на любого из граждан падало малейшее подозрение в сомнениях или протесте против «линии партии», он рисковал быть арестованным и осужденным на долгие годы заключения. Репрессиям подвергалась, как правило, вся семья «врага народа».

Путь Хрущева на вершину власти не был легким. После смерти Сталина на его наследство претендовали многие. Хрущев виртуозно строил интриги в этой смертельной схватке за власть. В том, что она была именно смертельной, не приходилось сомневаться – сталинские традиции, как известно, не оставляли шанса проигравшим политическим противникам. Так случилось и на этот раз – в 1953 г. был физически уничтожен Л.П.Берия – министр госбезопасности, который стал главным соперником Хрущева в борьбе за пост главы Советского государства.

Страна отчаянно нуждалась в срочных реформах. Сотни тысяч людей томились в лагерях по лживым политическим обвинениям. В ряде мест вспыхивали стихийные бунты, вызванные невыносимыми условиями содержания узников. Содержание огромной армии опустошало бюджет страны. Подавляющее большинство советских людей жили в отчаянной бедности, не имея никакой надежды как-то улучшить свое положение.

Вместе с тем именно в это время появились возможности изменить ситуацию. Западная экономика переживала бурный послевоенный подъем и поэтому очень нуждалась в сырье для промышленности и энергетики – традиционных статьях советского экспорта. Оборот внешней торговли рос очень высокими темпами, обеспечив приток валюты в государственную казну. Кроме того, в самой стране в основном завершился процесс урбанизации, сформировав огромный потенциальный внутренний спрос на предметы потребления и услуги, что в условиях закрытости страны создавал поистине райские условия для развития промышленности и торговли.

Эти факторы и обусловили наступление хрущевской «оттепели». Безусловно, эта политика была попыткой улучшить жизнь простых советских людей.

Несомненно, что Н.С.Хрущев искренне желал этого. Вот что он пишет в своих воспоминаниях: «Можем ли мы в принципе полностью удовлетворять запросы людей? Конечно. Следует выделить на это больше средств, зажав расходы по военному ведомству. Нельзя, прикрываясь словами о защите Родины, не удовлетворять повседневных запросов человека. Нельзя придерживаться взглядов Мао Цзэдуна, который не хочет видеть в жизни ничего, кроме борьбы и революции. Революцию человек делает не ради нее, а чтобы лучше жилось..»[13]

Оставаясь в русле коммунистической идеологии, Хрущев верил в возможность построения утопического общества всеобщего равенства и благоденствия – коммунизма.

Под руководством Хрущева принят официальный документ – Программа Коммунистической партии Советского Союза, в которой назначался точный срок построения коммунизма в СССР – 1980 год. К этому времени намечалось достичь такого уровня производства, при котором спрос во всех товарах будет полностью удовлетворен, что позволит их не продавать, а просто выдавать любому желающему, так что деньги потеряют свое значение и люди будут работать не ради заработка, а как бы из внутренней потребности к труду. Это приведет к исчезновению преступности, жизнь станет счастливой и долгой.

В этом документе же утверждалось, что Советский Союз самое демократическое и справедливое общество в мире, что каждый советский гражданин обладает такими свободами и правами, какими не обладают граждане «несправедливых» «капиталистических» государств.

В то же время Хрущев, как хан Золотой Орды, мог по малейшему своему капризу казнить или миловать любого подданного. Например, он отдал безжалостный приказ казнить 14-летнего подростка, виновного в уголовном преступлении, несмотря на многочисленные просьбы о помиловании. Широко известен факт, как Хрущев остался недоволен слишком мягким, по его мнению, приговором суда по делу о незаконных операциях по скупке иностранной валюты. Когда ему объяснили, что виновным определено максимальное наказание, возможное по действующему государственному закону, это разозлило его еще больше. По его приказу был немедленно составлен и принят новый закон, в соответствии с которым уже осужденных преступников судили еще раз и приговорили к смерти.

Занимая высшие государственный посты Советского Союза, Хрущев особенное внимание уделял проблемам внешней политики, решая две главные, связанные между собой задачи – укрепление социалистического лагеря и противодействие США. В Советском Союзе изменилась государственная пропаганда – началась критика «культа личности» И.В. Сталина, восстановились нормальные отношения с Югославией, СССР теперь не устраивал политических убийств на территории зарубежных стран, как это было в 30-40 гг., но против США велась яростная пропагандистская компания в тех же формах, что и при Сталине.

Вместе с тем при Хрущеве СССР активно стал выдвигать мирные предложения, исходя из провозглашенной политики «мирного сосуществования»

В сентябре 1959 г. СССР выступил на пленарном заседании Х1У сессии Генеральной Ассамблеи ООН СССР внес Декларацию о всеобщем и полном разоружении. Это была программа, предусматривавшая сократить за сравнительно короткий срок - за уже на первом этапе - вооруженные силы трех стран - СССР, США и КНР до соответственно до 1 700 т. человек, Англии и Франции - до 650 т. человек для каждой из стран. На втором этапе предполагалось сократить вооружения и военную технику, на третьем - уничтожить все виды ядерного, ракетного, химического и биологического оружия. Вся эта программа должна была реализована, согласно советским предложениям, за 4 года. Хотя эта программа и получила одобрение в резолюции от 20 ноября 1959 г. , нетрудно было увидеть ее идеалистический, наивный расчет: нереалистично было заставить разоружиться не только США, но и Китай, ощутимо уходивший "в отрыв" от СССР, Англию и Францию, располагавших своей самостоятельной политикой, своими амбициями[14].