Нормы, вырабатываемые в результате прецедента, являются, в конечном счете, прямым отражением общечеловеческих ценностей, проверенных временем.
Несмотря на возрастающую роль нормативно-правовых актов, авторитет прецедента не утрачивается с течением времени. Фактическая сила прецедента с годами даже возрастает и компетентные суды не склонны их пересматривать.
Примером фактического применения судебного прецедента (хотя юридически этот источник права в России не может быть использован) в нашем государстве могут служить решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам толкования Конституции РФ или признания положений Законов противоречащими Конституции РФ.
Основным источником российского права является нормативно-правовой акт. Подавляющее большинство существующих в обществе норм закреплено именно в нормативно-правовых актах.
Нормативно-правовой акт — это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуждения.
Глава 2. Основные источники права и виды нормативно –
правовых актов.
В новой, демократической России весьма длительное время не удавалось преодолеть привычные для советских политиков и управленцев представления об иерархии законов и подзаконных актов, о всесилии законодательной власти Съезда Советов как высшего представительного органа власти и о других принципах советской правотворческой власти, руководимой КПСС.
После принятия новой Конституции Российской Федерации 1993 г. многие из этих трудностей преодолены или, во всяком случае, не стоят так остро, как это было прежде.
Не возвращаясь к первым годам самостоятельного развития России, остановимся на системе источников права в Российской Федерации после принятия ныне действующей Конституции.
Прежде всего, следует признать, что правовая система современной России была и остается системой государства европейской континентальной семьи. Поэтому ей присущи особенности источников права государств континентальной Европы.
Вряд ли в современных условиях можно согласиться на столь радикальные перемены правовой системы, чтобы в России было "все как в США или Великобритании", в том числе и прецедентная по своим главным источникам правовая система общего права.
В то же время малоперспективны призывы «идти своим путем», возвращаясь, в частности, к правовой системе государств восточно - славянской культуры. Признавая справедливыми положения В. И. Синюкова о реально существовавшей самобытной для России правовой системе восточнославянского типа, об особенностях состояния правосознания населения России1, трудно увидеть те самобытные формы законодательства или иных источников права2, которые обеспечивали бы успешное развитие российской государственности в современных условиях. Россия вряд ли может избрать "самобытное", без ориентации на международный опыт, развитие права, не рискуя снова как это было совсем недавно) оказаться в международной изоляции.
Все это свидетельствует о том, что европейская континентальная система источников права в основном остается для России правильным выбором. Поэтому правомерно закрепление в Конституции Российской Федерации системы источников права, главное место в которой занимает сама Конституция России, законы и подзаконные нормативные правовые акты, которые составляют как бы главный "становой хребет" всей системы источников российского права.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации закрепляет определенные принципы системы источников права, позволяющие проводить в жизнь основополагающие положения демократического и правового государства и избежать, а зачастую прямо отвергнуть те искажения или "умолчания", которые в прошлом приводили к лицемерным нарушениям прав человека и демократического устройства государства Ни правовых началах
Первым и главным из этих принципов является признание и закрепление в Конституции (ст. 2) прав и свобод человека как высшей ценности, а защиты прав человека и гражданина как обязанности государства.
Именно права чернена «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции России). Такая характеристика дана в Конституции для того, чтобы любой закон и любой иной акт государственной власти мог считаться правомерным только при условии соблюдения ими прав человека .
2. Второй фундаментальный принцип системы источников современного российского права состоит в закреплении за Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории России (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15 Конституции). При этом все законы или иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно. Однако его соблюдение обусловлено применительно к федеративному устройству России двумя главными положениями:
а) разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71—73 Конституции);
б) прямым закреплением верховенства федеральных конституционных и федеральных законов только по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов и их приоритета над законами субъектов Федерации (ст. 76 Конституции). Наряду с этим закреплено положение о приоритете законов субъектов Федерации, принятых по предметам их собственного ведения (ч. 6 ст. 76).
3. Наконец, впервые в Конституции России закреплено, что законы Российской Федерации уступают свой приоритет нормам международных договоров Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции). Такого положения не было закреплено ни в одной советской Конституций.
Таким образом, вопрос о верховенстве законов регулируется с учетом особенностей разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами и общего принципа приоритета международного права над правом внутригосударственным.
Из Числа известных истории права и юридической практике современных государств источников (форм) права в Российской Федерации прочно сложилась главная подсистема источников континентального европейского права – нормативно правовые акты государственных органов , а так же акты, принимаемые в порядке всенародного голосования (референдума) либо органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом.
Кроме нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют определенное нормоустановительное значение правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также международные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права.
Однако главную роль в системе источников российского права играют именно нормативные правовые акты.
Этим система российского права отличается от правовых систем
общего, религиозного или обычного права. Ведущее значение нормативных актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системы, начиная с XII—XIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативных правовых актов Российской Федерации существенно отличаются от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох.
Подобно многим другим современным государствам к основным видамнормативных актов в современной России относятся Конституция Российской Федерации, законы как акты высшей, верховной законодательной власти в государстве, указы главы государства - Президента России, а также подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти, имеющие свои разновидности: постановления Правительства как акты "верховного управления", обязательные к исполнению в Российской Федерации; акты федеральных органов исполнительной власти — министерств, государственных комитетов, федеральных служб и пр., являющиеся актами органов "подчиненного управления».
Однако система нормативных правовых актов в Российской Федерации не исчерпывается федеральным уровнем. Свои подсистемы этих актов в соответствии с Конституцией России создаются в субъектах Федерации: конституция и законодательство — в республиках; уставы и законодательство — в других субьектах Федерации (ч. 2 ст. 5). л
Наконец, есть и третья самостоятельная подсистема нормативных правовых актов в Российской Федерации — акты местного самоуправления. Самостоятельность данной подсистемы актов обусловливается и тем, что местное самоуправление, согласно Конституции России, не входит в систему государственных органов, а осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях, чтобы обеспечить, самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Население на местах самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления (ст. 130, 131 Конституции). Органы местного самоуправления принимают правовые акты, имеющие общеобязательное значение в пределах прав этих органов1.
Выделение самостоятельных подсистем нормативных правовых актов - федеральной, субъектов Федерации и местного самоуправления — при сохранении единых основ обеспечивает подлинную самостоятельность субъектов Федерации и местного самоуправления в издании нормативных правовых актов в пределах предметов ведения и полномочий, закрепленных за ними Конституцией Российском Федерации и определяемых также в некоторых случаях в договорном порядке (о договорах — см. далее).