Рабовладельческие отношения во второй половине I тысячелетия до н. э. имели тенденцию к развитию, и положение кабальных часто сближалось с положением собственно рабов. Класс рабов становится одним из основных классов в системе общественных отношений Древней Индии. Государство должно было принимать меры по ограничению рабства для индийцев, принадлежавших к какой-либо из варн. Как правило, в полное рабство можно было обращать только чужеземцев, представителей низших каст и лесных племен. Влияние института рабства испытывали все другие формы эксплуатации, политический строй и идеология древнеиндийских государств.
Наемный труд и другие формы эксплуатации. Древнеиндийские источники выделяют в особую группу всех работающих по найму — батраков, поденщиков, бродячих ремесленников, художников, лекарей и т. д. Естественно, социально-экономическое положение этих наемных работников (кармакаров) было различным. Значительная часть их почти не отличалась от кабальных должников и других лиц, выполнявших рабскую службу. Кормили обычно рабов, должников и наемников вместе. Использовать наемников было часто выгоднее, чем постоянных рабов, поскольку их нанимали и оплачивали их труд только в сезон работ, а в остальное время года они должны были заботиться о себе сами. Многие наемные работники принадлежали к низшим кастам и по договору о найме выполняли те грязные работы, которые нельзя было заставить выполнять кабальных должников, принадлежавших к более высокой касте.
Распространена была эксплуатация арендаторов, работавших из доли урожая (обычно половины, а иногда и меньше). Положение некоторых из них было также весьма близким к положению кабальных должников.
Сильно усложняло социальную структуру наличие традиционных форм зависимости (старшие и младшие в роде, коренное и пришлое население).
Новый этап в развитии культуры Индии относится ко второй половине II тысячелетия до н.э. - середине 1 тысячелетия до н.э. и связан с совершенно другим народом, пришедшим сюда из дальних стран и создавшим совершенно новый тип цивилизации. Происхождение светлокожего народа, называвшего себя "арии" (благородные) и занимавшегося пастушеством и скотоводством, до сих пор не выяснено. Их язык относят к древнейшей форме санскрита, одного из индоевропейских языков[13].
В XV веке до н.э. они вторглись в Северную Индию и оттеснили дравидов на юг. И по сей день языки юга Индии остаются дравидийскими, тогда как три четверти всех индийских языков родственны арийскому санскриту. К 200 г. до н.э. их влияние распространилось на всю область между Гималаями и горами Виндхья.
Приход арийских племен, прародиной которых одни ученые считают Среднюю Азию, а другие - южнорусские степи, открыл в истории Индии так называемую ведийскую эпоху, получившую название по созданной в это время священной литературе вед.
У местного населения арии заимствовали институт каст (варн), который теперь оформился в иерархически организованную систему четырех сословий: 1) жрецы - брахманы, 2) военная знать - кшатрии, 3) свободные общинники, земледельцы, торговцы - вайшья, 4) слуги, занимающие самое низкое положение в социальной иерархии - шудры. Вне этого строго разделенного общества стояли неприкасаемые, представители еще не ассимилированных племен и так называемых "нечистых" профессий, например, бродяги. Сами арии занимали в этой системе высшие ранги; и сегодня в высших кастах преобладают индийцы со светлой кожей.
Древнейшие основания сословного и кастового устройства связывались с космологическими принципами, заповедями религии, предписаниями морали (в современной юридической антропологии такие воззрения назвали «мононормами»), которые пошли в религиозные гимны и книги Древнего Египта («Гимн Атону», «Книга мертвых»), древнеегипетские указы и инструкции («Должностная инструкция визиру», «Указ Хоремхеба»); «Судебник» вавилонского царя Хаммурапи; «Поучения» древнешумерского мудреца Шуруппака; «Законы Моисея» и «Новый Завет»; религиозные книги, правовые тексты и политические трактаты («Ригведа», «Дхармашастры», «Лртхашастра») Древней Индии; труды древнекитайских мудрецов и древнекитайские традиционные правила[14].
В целом политико-правовые учения Древнего Востока отличали следующие признаки[15]: 1) мировоззрение имело мифологическую основу, что отражалось в наивно-религиозном методе объяснения общественных явлений, в отсутствии разработанного понятийного аппарата, в распространенности мононорм; 2) государственная власть отождествлялась, в основном, с властью царя или императора как наследника богов; 3) учения часто представляли собой этико-политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас сводилось к нравственному совершенствованию правителей, к управлению силой личного примера; 4) как правило, учения создавались идеологами господствующих сословий и освящали социальное неравенство, но иногда господствующей идеологии противостояли взгляды угнетенных, бравших на вооружение учения, открыто критиковавшиеофициальные догмы (например, ранний буддизм, моизм, даосизм); 5) правовые конструкции носили прикладной и казусный характер: основное их содержание составляли проблемы регулирования процесса осуществления власти, квалификация конкретных правонарушений; довольно детально разрабатывались правила государственного управления (особенно в Древнем Египте и Китае), землепользования, религиозные и моральные запреты.
В сознании древних жителей долин рек Ганг и Инд утвердилось подчинение традиционным нормам коллектива, будь то родственники, сосед и профессиональное сообщество, каста. Такое подчинение считалось религиозным долгом - дхармой. Повседневная жизнь регулировалась неписаными правилами коллектива, но существовало и общее для индусов религиозное Предание («смри-ти» - память), которое было позднее зафиксировано в книгах о дхарме («Дхармашастрах»). В основе учений Древней Индии лежат ведические представления. «Веды» (с санскрита - «знание, ведение») - сборники религиозных и ритуальных текстов[16].
Наиболее авторитетным для своего времени признавалась «Ману-смрити» или «Манавадхармашастра» («Наставления Ману о дхарме», «Законы Ману») - знаменитый древнеиндийский источник II в. до н. э. - - -Д в.-м..э.),-состоящий из 12 глав (2700 двустиший). Законы Ману включают действующий свод правил -дхарму, регламентируя все стороны жизни правоверного индуса (брак, очищение и прием пищи, искупление вины и покаяние, дхарму парей (предмет артхашастр), суд, имущественные отношения, преступления и наказания и др. В основе Законов Ману лежит и варновая система, состоящая из четырех закрытых групп, для каждой из которых существует своя дхарма. Защищается чистота варн («К брахманам, которые занимаются скотоводством, торговлей, ремеслом, являются актерами, слугами, ростовщиками, следует относиться как к шудрам»). Переход в высшие варны допускается после смерти человека как награда за терпение и кротость.)
«Законы Ману» послужили основой для многих других дхармашастр и комментариев, например, для «Нарада-смрити» («Законы Ману в изложении мудреца Нарады»), датируемой III в. Содержанием данной книги является рассмотрение судебных дел.
«Артхашастра» Каутильи («Наставления о пользе, или Наука политики»). Автором считается брахман Чанакьи (псевдоним - Каутилья) -министр-советник царя Чандра-гупты, основавшего могущественную империю Маурьев. Рукопись трактата перерабатывался и дополнялась в течение 4-3 вв. др н. э., окончательно оформилась в I в., состоит из 15 книг. Трактат посвящен различным вопросам государственного управления, а также некоторым юридическим вопросам. Основные положения учения таковы: сохранение определенной преемственности с системой дхарм. Воспроизводятся кастовые предписания, обеспечиваемые суровыми наказаниями, - о монополии жречества на отправление религиозного культа, о господстве наследственной знати и подчинении светских правителей жрецам (царь должен следовать дворцовому жрецу «как ученик учителю»)[17].
В процессе работы над мной контрольной мной сделаны следующие выводы.
В различных источниках можно найти несколько определений каст. Наиболее полное содержится в энциклопедии, согласно этому изданию касты это замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что могло быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). Второе определение касты более лаконичное и краткое, касты – замкнутая общественная группа. И то и другое определение отражают общественные отношения.
Достаточно большие расслоения наблюдаем мы в Древнем Египте. За время древнего Царства социальные отношения и классовая и структура совершенствовалась. К эпохе Нового царства. времени оформились основные классы египетского общества: основные классы производителей — класс рабов и подневольных работников; класс мелких свободных производителей, жителей сельских общин, беднота городов; господствующий класс, включающий рабовладельцев, землевладельцев, представителей бюрократии, жречества, военной верхушки, зажиточных членов сельских общин. Каждый класс имел в свою очередь еще более дробное деление.
Особенно ярко выглядит расслоение общества в Древней Индии. Здесь и господствующий класс, и класс свободных мелких- производителей в Древней Индии делились на несколько варн, а внутри варн — на множество каст, что разделяло их многочисленными сословными, религиозными, правовыми и другими перегородками на сословные группы.