Смекни!
smekni.com

Кастовая организация в странах Древнего Востока (стр. 1 из 5)

Вариант № 1

Кастовая организация в странах Древнего Востока

План

Введение

1. Общее определение касты

2. Социально-кастовые группы древнеегипетского общества

3. Авилум и мушкенум Месопатамии

4. Система варн в Древней Индии

5. Закрепление кастового устройства в праве древневосточных государств

Заключение

Список использованных источников

Введение

Предметом изучения в контрольной работе является предмет истории государства и права зарубежных стран.

Объект изучения – кастовая организация в странах Древнего Востока.

Актуальность исследования вызвана, прежде всего, тем, что социальные основы структуры современного общества и их закрепление в праве исторически основаны на различиях между общественными группами еще с древних времен. Знание данных аспектов развития человеческого сообщества в древней истории помогает современному человеку уяснить эволюцию правоотношений в обществе.

Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:

- дать характеристику понятия «каста»;

- представить основные положения сословно-кастовых групп в древнем Египте;

- охарактеризовать понятия «авелума» и «мушкенума» в Месопотамии;

- дать представление о системе варн в древней Индии;

- показать правовое закрепление кастового устройства общества в праве древневосточных государств.

1. Общее определение касты

Касты это замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что могло быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности)[1].

Касты – замкнутая общественная группа.

Касты образуют иерархию в общении между кастами строгие ограничения. Архаичные касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ. В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящено религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер. В Индии в 40-х годах 20 века было 3,5 тысячи каст и подкаст.

Конституция Республики Индия (1950) признала равноправие каст и юридическое полноправие «неприкасаемых».

Варны в переводе с санскрита – буквально качество, цвет). Иными словами - это 4 основных сословия в Древней Индии. При этом господствующее положение в обществе занимали брахманы и кшатрии. Трудовое население входило в варны вайшиев и шудр, положение последних было приниженным. Наиболее угнетенными и приниженными были вневарновые.

2. Социально-кастовые группы древнеегипетского общества

Одним из основных классов в Египте времени Древнего царства был класс подневольных работников, трудившихся как в царских хозяйствах, так и в имениях крупных вельмож. В его состав входили прежде всего рабы — бывшие военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, но основную массу составляли люди, именуемые «рабы (слуги) царя». Они трудились на полях под надзором надсмотрщиков, вооруженных палкой или жгутом, получали питание из государственных складов, были обязаны выполнять точно определенные нормы работы. Зерно для посевов, сельскохозяйственный инвентарь, тягловый скот находились в собственности царя и выдавались по мере необходимости таким работникам. Рабы (слуги) царя» владели небольшим личным имуществом, которое, однако, не составляло собственности, а находилось в их пользовании. Отсутствие собственности, внеэкономическое принуждение к труду, нередко путем грубой силы, характерны для положения этого основного эксплуатируемого класса.

Второй класс древнеегипетского общества составляли рядовые общинники, юридически сохранявшие права свободных людей, но все более притесняемые царскими чиновниками, разоряемые поборами и повинностями, ввергавшими их в бедность и нищету.

В некоторых надписях упоминаются названия «джаджат» и «кенбет». Возможно, что этими терминами были названы общинные советы, органы судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они наблюдали за сетью искусственного орошения, регистрировали акты продажи и выполняли некоторые судебные функции в области обычного, в частности семейного, права. Общинные советы решали гражданские дела, связанные с правом собственности, главным образом на землю, с различными семейными спорами, например о наследстве. Постепенно члены общинных советов были подчинены центральной власти и превращены в простых царских чиновников[2].

На территории сельской общины жили большие патриархальные семьи. На их значение указывает обычай наследования, по которому старший сын мог претендовать на большую часть наследства умершего отца. Этот обычай способствовал сосредоточению имущества крупных патриархальных семей в одних руках, усилению расслоения в общинах. В надписях Древнего царства старший сын называется «наследником своего отца» и «хозяином всего его имущества».

Эксплуататорскую верхушку общества составлял господствующий класс, куда входили сам фараон с его окружением, местная знать, вельможи, правители номов, образующие своего рода местные династии. Вельможи получали в пользование от царя должности с приписанными к ним земельными угодьями и «рабами царя», нередко имели свои частные хозяйства, которыми, в отличие от царских пожалований, они могли распоряжаться более свободно. Особую группу образовывали жречество и многочисленное чиновничество, которое необычайно разрослось в централизованном государстве фараонов и стремилось распространить свое влияние на все сферы хозяйственной и общественной жизни страны. Часто в руках крупного чиновника, придворного вельможи сосредоточивались различные гражданские, военные и даже жреческие должности, что, в конечном счете, содействовало еще большему усилению рабовладельческой аристократии.

Со времени возникновения централизованного Египетского государства во главе управления стоял царь, сосредоточивавший в своих руках верховную власть.

В период Древнего царства фараон все более становился древневосточным деспотом. Его единовластие увеличивается, он назначает на должность верховного сановника («чати») своих сыновей, как, например, в период правления IV династии, что способствовало концентрации государственной власти б руках царской семьи. Полномочия верховного сановника («чати»), напоминающего средневекового арабского везира были очень широки: он являлся первым помощником царя по управлению страной; ему подчинялся архив фараона, в котором хранились царские указы, документы на право собственности, контракты и завещания; он возглавлял судебное ведомство, называвшееся «6 судебных палат», и поэтому носил особый титул — «жрец богини справедливости»; наконец, он стоял I во главе государственной сокровищницы. В период Древнего царства появляются центральные ведомства, в частности государственная сокровищница, верховные судебные палаты и государственное хозяйственное управление, которое ведало наблюдением за сельским хозяйством, поступлением податей и натуральным довольствием чиновников. Особое ведомство контролировало сельское хозяйство. Во главе этого учреждения стоял чиновник, ведавший наблюдением за скотом и снабжением мясом царского дворца. Особые чиновники, носившие титул «казначей бога», возглавляли экспедиции, направлявшиеся в соседние страны, например на Синайский полуостров, для добычи меди. Иногда эти чиновники носили титул «начальник каравана»[3].

В период Древнего царства организуется и судебное ведомство, во главе которого стоит фараон, наделенный неограниченной властью. Ближайший помощник фараона по управлению страной — «чати» — возглавляет от имени фараона судебное ведомство, являясь начальником высшей судебной коллегии, состоявшей из 30 судей. Одновременно с этим он считался начальником особой палаты — «шести великих домов». Другой высокий орган, в состав которого входили знатные вельможи и чиновники, носил название «десяти великих юга». В каждой области высшая судебная власть принадлежала правителю области (номарху), носившему титул «жрец богини истины». Некоторыми судебными функциями обладали общинные суды «именитых» (сэру), которые ведали делами в области семейного, главным образом наследственного, права и компетенция, которых восходила к обычному праву.

Необходимость организации походов, зашиты от набегов соседних кочевых племен, а также стремление держать в своих руках важнейшие торговые пути вызвали совершенствование организации военного дела. Упоминается всенародное ополчение, которое составлялось из юношей, обычно называемых «неферу» («хорошие»).

Объединение Египта фиванскими фараонами поколебало могущество номовой знати, значительно усилившейся в течение предшествующего смутного времени. Однако номархи сосредоточивали в своих руках все еще значительную реальную власть. На стенах гробниц номархов времени Среднего царства сохранились изображения крупных поместий, а также автобиографические записи, которые содержат сведения об их значительных материальных и человеческих ресурсах. Развитие внешней торговли, военные экспедиции в соседние страны, эксплуатация их естественных богатств, главным образом на Синайском полуострове и в Нубии, привели к притоку огромных материальных ценностей в долину Нила.

Рост численности древнеегипетских рабов был связан с успешной завоевательной политикой египетских фараонов, которые обращали а рабство военнопленных, захватывали во время походов рабов и скот. В надписях и других источниках Среднего царства часто упоминаются рабы: сохранились завещания о передаче рабов жене завещателя, его брату, другим родственникам: в литературных произведениях (например, в «Повести о красноречивом крестьянине») упоминаются рабы как часть имущества и хозяйства знатных воинов и аристократов. Фараоны жаловали рабов своим телохранителям и знатным воинам (известно, что Сенусерт IIIпожаловал одному телохранителю 60 «голов», а затем еще 100 «голов»). Рабов покупали и продавали, заключая соответствующие купчий. В одной из них говорится: «Я приобрел тридцать одну голову людей, 33 быка и 13 ослов»[4].