Инкорпорация — это способ группировки нормативно-правовых актов в сборники или собрания в определенном порядке без изменения их внутреннего содержания. Критерии такой группировки могут быть различны: по хронологии (когда нормативно-правовые акты располагаются по времени их принятия), по социально-экономическим отраслям (строительство, сельское хозяйство, социальное обеспечение и т.д.) либо по субъектам, их принявшим (акты Президента и Правительства; акты органов законодательной, исполнительной либо судебной власти; акты органов местного самоуправления в том или ином муниципальном образовании и пр.).
Инкорпорация может быть как официальной, так и неофициальной.
Официальная инкорпорация — это упорядочение нормативно-правовых актов путем издания компетентными органами их соответствующих сборников. И хотя таковые сборники сами по себе источниками права не являются, они, однако, носят официальный характер и на них можно ссылаться в процессе правотворчества и правоприменительной деятельности. Например, с середины 1994 г. в нашей стране издается «Собрание законодательства Российской Федерации» — официальный сборник, в котором в хронологическом порядке печатаются акты законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. При этом каждый нормативно-правовой акт имеет свой порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи, что в значительной мере облегчает его поиск в случае такой необходимости.
Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка того или иного законодательства (жилищного, таможенного, строительного и др.), которая проводится как различного рода организациями, так и отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов с целью удобства его применения в процессе своей повседневной правоприменительной деятельности. Такая подборка нормативно-правового материала может быть даже опубликована массовым тиражом и использоваться в повседневной деятельности достаточно большого количества субъектов различного рода правоотношений. Но при этом в процессе правотворчества и правоприменения ссылаться на нее будет нельзя, поскольку официальной формой публикации она не является.
Объем и количество нормативно-правового материала в различных отраслях и сферах общественной жизни бывает настолько велики и обширны, что нередко порождают его повторяемость, противоречивость и по этой причине затруднительность в применении (даже юристами-профессионалами, не говоря уже об обычных гражданах). В этой связи применяется такая форма систематизации нормативно-правовых актов, как их консолидация, объединение множества нормативно-правовых актов в единый укрупненный акт без изменения их содержания.
Особенность этой формы систематизации состоит в неком симбиозе, сочетании элементов инкорпорации и кодификации нормативно-правового материала: консолидационный нормативно-правовой акт является актом сводного характера и это формально сближает его с кодификационным актом, а такая особенность его формирования, как систематизация только существующих правовых норм без создания новых, это признак инкорпорации. По сути же консолидация является неким переходным этапом от инкорпорации законодательства к его кодификации и применяется там и тогда, где и когда: либо отсутствует необходимость, либо отсутствует возможность кодификации законодательства, а его систематизация просто крайне важна и необходима.
Конституция Российской Федерации. - М., 1994.
Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2.- М., 1998. Гл. VI.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2000. Лекция 14.
Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1999. Гл.20.
Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. 2003. № 1.
Дмитриев Ю., Журавлев А. Указы Президента в системе законодательства // Президент. Парламент. Правительство. 1998. № 1.
Дудко И.Г. Система правовых актов субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3.
Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. 2000. № 7.
Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права // Правоведение. 2000. № 6.
Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. 2001. № 2.
Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. 2000. № 2.
Лопатина С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение. 2000. № 2. С. 41-51.
Лукьянова Е.А. Указное право как российский политический феномен // Журнал российского права. 2001. № 10. С. 55.
Марченко М.Н. Форма права: проблемы понятия и значения // Вестник МУ. Серия 11. Право. 2002. № 1.
Марченко М.Н. Является ли судебная практика источником российского права // Журнал российского права. 2000. № 12.
Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы // Государство и право. 1998. № 9.
Сенчищев В.И. Виды нормативных актов // Журнал российского права. 1998. № 8.
Студенкина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. 2000. № 7.